Леонид Грач
Коммунисты России ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ

Достоевский велик и противоречив

Поделится:
14:13 15 Ноября 2012 г. 2756

Курс лекций по творчеству Ф.М. Достоевского прочел нам, студентам Симферопольского педагогического института им. М.В. Фрунзе, в 1956 г. наш любимый преподаватель Петр Иванович Степанов, кандидат филологических наук, доцент кафедры русской и зарубежной литературы. Участник Великой Отечественной войны, в свои 45 лет он выглядел юношей: веселое, задорное настроение, простота, отсутствие зависимости от отношения к нему, от славы и восхвалений…

На переменах его обступали ребята. Общение было непринужденное, громкое - споры, обсуждение важных проблем, часто прерываемое дружным хохотом. А лекции он подавал так, что мы забывали о ручках, о записях, а только слушали.

Так вот, мучаясь вместе с нами и пройдя через социальный и духовный мятеж героев, через поиски правды Достоевским то у Христа, то у революционеров, закончив курс лекций, после длительной паузы перед онемевшими нами, воскликнул: "Не читайте Достоевского!"...

…Глубокое сочувствие к страдающим героям Достоевского охватывает вас, читающих его произведения, и в то же время вы ощущаете гнев и ненависть к чудовищным преступлениям угнетателей.

Он сам в Петербурге познал участь умственного пролетария, унизительное состояние постоянного безденежья, не покидавшее его до конца жизни, наблюдал судьбы бедных чиновников, проституцию, нищету, контрасты богатства и бедности столицы.

Первое произведение Ф.М. Достоевского - повесть "Бедные люди" (1845) сразу выдвинуло автора в ряд признанных писателей гоголевского направления - натуральной школы.

В восторженном отзыве В.Г. Белинского сказано, что молодой писатель впервые в русской литературе нарисовал судьбу "маленького человека" как социальную трагедию, а в бесправной и забитой личности открыл глубокую человечность.

Все последующие произведения Ф.М. Достоевского отличаются углубленным психологизмом, анализом раздвоения человеческого сознания, исключительностью характеров и ситуаций.

В 40-х годах у Достоевского возник обостренный интерес к идеям социализма и социальной переделки общества. Мировоззрение Достоевского формировалось в эти годы под влиянием демократических и социалистических идей В.Г. Белинского и французских социалистов-утопистов, особенно Ш. Фурье.

С 1847 г. Достоевский посещал кружок М.В. Петрашевского. Вместе с петрашевцами был арестован 23 апреля 1849 г., заключен в Алексеевский равелин Петропавловской крепости, пережил обряд расстрела, в последнюю минуту замененного каторгой, отправлен в Омский острог, зачислен солдатом в Сибирский линейный батальон. В 1859 году получил разрешение на переезд в Тверь, затем в Петербург.

После каторги созданы "Записки из "Мертвого дома" - сильнейшее обвинение капиталистического строя. Почти 10 лет физических и моральных страданий в Сибири не убили в Достоевском жизнелюбия и веры в человека, но обострили восприимчивость к человеческим страданиям, усилили напряженные поиски социальной справедливости. За границей (1867-71) был свидетелем Парижской Коммуны, читал нелегальный "Колокол", присутствовал в качестве представителя печати на процессе В.И. Засулич (1878), стрелявшей в генерала Ф.Ф. Трепова и оправданной судом присяжных.

В 60-70-е гг. Федор Михайлович создал свои гениальные романы, ставшие важным свершением в истории русской и мировой литературы: "Преступление и наказание" (1866), "Идиот" (1868), "Бесы" (1871-72), "Подросток" (1875), "Братья Карамазовы" (1879-80).

Основные проблемы творчества Достоевского - психологические, нравственные, политические, философские - отражают противоречия действительности в эпоху острой ломки социальных отношений в России и Западной Европе. Новый буржуазный строй сопровождался революционными потрясениями, приводил к разорванности и размежеванию общественного сознания, когда с особой силой выступила трагедия пробудившейся личности, подавляемой в обществе.

Изображение страданий, вызванных делением общества на богатых и бедных, на обладающих властью и бесправных, картины развращающей силы денег проникнуты у Достоевского подлинным гуманизмом и антибуржуазным пафосом. Всюду - боль о человеке.

Трагедия личности, ущемленной в своем достоинстве, раскрывается в исповеди старика Мармеладова и рассказе Сони ("Преступление и наказание"), в сцене купли-продажи Настасьи Филипповны ("Идиот") и жажде стать Ротшильдом незаконнорожденного подростка Долгорукого ("Подросток"). Постоянные страдания, подавление достоинства разрушают душу, раздваивают его сознание. Возникает, с одной стороны, ощущение своего ничтожества, с другой, - зреет потребность бунта и протеста. Кротость приводит к смирению, к христианской идее принять на себя страдания мира, ожесточение - к утверждению права силой личности на нарушение общественных норм, на преступление. Так возникает галерея персонажей от подпольного человека (в "Записках из подполья"), через Раскольникова (в "Преступлении и наказании"), Ганю Иволгина (в "Идиоте"), подростке Долгорукого (в "Подростке") - до Ивана Карамазова.

Иван Карамазов не может простить обществу и одного невинно загубленного ребенка, но одновременно проповедует лозунг "все дозволено". Совершают убийства Раскольников, Рогожин, уголовщина опутывает героев "Бесов" и "Подростка"; тема отцеубийства - одна из важнейших в сюжете "Братьев Карамазовых".

В то же время мечта о возможности счастья звучала во многих произведениях: в размышлениях Версилова в "Подростке", Мышкина в "Идиоте", в новелле "Сон смешного человека" и главе "Золотой век в кармане" (из "Дневника писателя"). Свое неприятие революционной борьбы Достоевский переносил и на деятельность русских революционных демократов, искажая самую сущность их воззрений.

… Гуманистический, антибуржуазный характер реализма Достоевского оказал влияние на многих писателей мира: С. Цвейга, Ф. Кафки - в Австрии; М. Пруста, Ш. Филиппа, А. Камю - во Франции; О. Уайльда - в Англии; Томаса и Генриха Маннов, Б. Келлермана, Л. Франка; Г. Бёлля - в Германии; Т, Драйзера, Ш. Андерсона - в США; Л.М. Леонова - в советской литературе.

Дарья Ивашина

Архив