Леонид Грач
Коммунисты России ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ

Встреча с маршалом

Поделится:
14:59 29 Ноября 2012 г. 2965

Георгий Константинович Жуков (1896-1974), Маршал Советского Союза (1943), четырежды Герой Cоветского Союза (1939,1944,1945,1956). Член КПСС с 1919 г. В 1939 г. командовал советскими войсками в боях на р. Халхин-Гол. В январе-июле 1941 г. - начальник Генерального штаба.

В Великую Отечественную войну в 1941-1942 гг. командовал вой-сками Резервного, Ленинградского и Западного фронтов в Ленинградской и Московской битвах. С августа 1942 г. первый заместитель Наркома обороны и заместитель Верховного Главнокомандующего. По поручению Ставки Верховного Главнокомандования координировал действия фронтов в Сталинградской битве и других. В 1944-45 гг. командовал войсками 1-го Украинского и 1-го Белорусского фронтов (в Висло-Одерской и Берлинской операциях). От имени Верховного Главнокомандования 8 мая 1945 г. принял капитуляцию фашистской Германии.

В 1945-1946 гг. - главнокомандующий Группой советских войск в Германии, Сухопутными войсками. В 1953-55 гг. - первый заместитель министра, в 1955-57 гг. - министр обороны СССР. Член ЦК КПСС в 1953-57 гг., член Президиума ЦК КПСС в 1956-57 гг. Депутат ВС СССР в 1941-58 гг.

Уходил в прошлое суровый и героический, тяжелый и торжественный своей Победой 1945 год.

Наша артиллерийская часть была оставлена на немецкой земле.

В один из декабрьских дней меня вызвал заместитель по политчасти тов. Васильев и поручил оборудовать огромный манеж при наших казармах в клуб, в котором должна состояться встреча избирателей с кандидатом в депутаты Совета Союза Верховного Совета СССР, командующим Группой советских войск в Германии, Маршалом Советского Союза Г.К.Жуковым. Нашей части и была оказана честь выдвинуть его кандидатом в депутаты.

Январский день 1946 года - день встречи с кандидатом в депутаты - выдался солнечным, сухим и теплым. Встреча состоялась на плацу казармы, который представлял огромную асфальтированную площадь, со всех сторон обнесенную сплошной лентой пятиэтажных корпусов. На плацу была специально сооружена и празднично украшена трибуна.

И вот настал волнующий час встречи.

Маршала встречали очень торжественно, из-за многочисленной армии встречающих по дороге было приостановлено движение. Это нам, его солдатам, очень импонировало, поскольку подчеркивало заслуженное величие полководца, вызывало чувство гордости за нашу только что одержанную победу, в которую огромный вклад внес Г К. Жуков. На плацу перед трибуной печатной буквой "П" расположился строй личного состава нашей части.

И вот в назначенное время на большом ходу во двор въезжает кавалькада легковых машин. Появление на трибуне Г. К. Жукова было встречено раскатистым "Ура"! и громом аплодисментов.

Начался митинг. Я наблюдал за всем из открытого окна избирательного участка, так как был секретарем участковой избирательной комиссии. Председателем участковой избирательной комиссии был майор Вартан Геладзе. По-русски он говорил с большим грузинским акцентом. Ему было поручено после определенного выступления провозгласить лозунг "Да здравствует дружба народов СССР!"

Были речи. Говорили о нашей победе, о нашей Родине, о нашей партии, о наших задачах. Я наблюдал за трибуной и Маршалом. Лицо его было мужественно и сурово, как и на портрете, что висел на избирательном участке. Я очень много слышал о героизме и мужестве его. И откровенно говоря, очень волновался и даже трусил, представляя возможную встречу на избирательном участке. Я не записал тогда, кто и как выступал, а сейчас вспомнить трудно. Но вот после выступления одного из ораторов наш Геладзе выкрикнул лозунг и перед самым Жуковым начал отчаянно аплодировать. В рядах прошло какое-то оживление. Георгию Константиновичу, видимо, понравился наш обаятельный Вартан и манера его возгласа. Он от души, откровенно расхохотался и в аплодирующие руки Геладзе всунул свою руку и дружелюбно потряс их.

В это время слово предоставили кандидату в депутаты Верховного Совета СССР Маршалу Г. К. Жукову.

Я не помню содержания речи Георгия Константиновича, но сейчас хорошо вижу безмолвный, полный внимания строй. Солдаты ловили каждое слово полководца, смотрели на него до жадности влюбленными, преданными глазами. И не успели объявить об окончании встречи, как весь строй, несмотря на попытки офицеров сдержать, рассыпался в один миг.

Г. К. Жукова тут же "взяли в окружение", "в плен". Защелкали кино- и фотоаппараты, каждому хотелось быть поближе к Маршалу и попасть в объектив, запечатлеть себя на память. Некоторые при фотографировании даже обнимали его, а он стоял невысокий, коренастый, в маршальской полевой форме, смеялся, не за-крывая рта, шутил, острил и просил: "Выпустите меня, пожалуйста!" На это уже не строй, а толпа отвечала возгласами "Ура!" и бурей аплодисментов.

Вот когда Маршалу под натиском своих солдат пришлось "отступать" в сторону казарм.

Но Маршала еще часа два солдаты "блокировали" в казарме. Масса следовала за ним, перекрыв все выходы из зданий. Люди ловили возможность, чтобы еще и еще раз хоть мельком увидеть большого прославленного человека. Когда Жуков показывался на какой-либо площадке и смеясь обращался со словами: "Вы меня выпустите сегодня или нет?", тут же раздавался, вернее, вырывался смех радости, дружное "Ура!". Все попытки офицеров выстроить и увести солдат успеха не имели. Все были приятно возбуждены, взволнованы и простительно недисциплинированны.

С трудом машины протиснулись к пропускному пункту. Под возгласы "Ура!" и аплодисменты Георгий Константинович покинул эту незабываемую встречу.

Такой неподдельной, искренней любви и преданности больше мне видеть не приходилось. Тогда я со всей ясностью ощутил, что значит Жуков для народа. Поэтому мне понятна горечь и боль, которая была вызвана смертью любимого полководца в сердцах всех воинов, которые имели честь сражаться под его гениальным руководством.

В. Сорокин, капитан запаса

Архив