Леонид Грач
Коммунисты России ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ

Обманутая земля

Поделится:
12:29 04 Января 2013 г. 1800

18 декабря исполнилось 22 года с момента принятия Верховной Радой УССР Постановления № 563 "О земельной реформе". До настоящего времени государство не урегулировало на основе законодательства земельные отношения и продолжает разбазаривать наше общее достояние - украинскую землю. То, что торги землей неотвратимы, ясно как божий день. Президент и его окружение торопят подчиненных с рынком земли. С девятой попытки в июле 2011 года ВР Украины приняла закон "О государственном земельном кадастре", согласно которому нужно провести сплошную инвентаризацию земель, завершить формирование земельных участков и внести эти данные в кадастр. Комментируя этот закон, Леонид Яковлевич Новаковский, доктор экономических наук, профессор, академик Украинской академии аграрных наук, констатирует: для осуществления закона потребуется до 20 миллиардов гривен государственных средств и, по меньшей мере, десять лет.

Конституция Украины в 1996 году закрепила две формы собственности на землю, которые использует цивилизованный мир, - публичную (государственную и коммунальную) и частную. Однако в Украине не были приняты конкретные программы земельной реформы. Фрагментарные же решения такого чрезвычайно сложного вопроса не всегда были безгрешными.

Предписанная пунктом 3 Постановления ВР УРСР № 563 от 18 декабря 1990 г. инвентаризация земель всех категорий продолжается и в настоящее время, несмотря на то, что только по результатам инвентаризации возможно было выполнение следующих пунктов. Пункт 4 этого Постановления, - обязывающий Советы народных депутатов рассмотреть результаты инвентаризации и принять, в соответствии с действующим законодательством, решения о целевом использовании земель, а в случаях нецелевого и нерационального использования земель решить вопрос о передаче их в состав земель запаса, для закрепления их в дальнейшем за гражданами, предприятиями, организациями, не был выполнен в полном объеме, в том числе на территории Крыма. Вопиющие факты земельного беспредела в Крыму были выявлены Л.И.Грачом в период работы его на посту Председателя ВР Автономной Республики Крым. Тогда, в 1999 году, была ликвидирована незаконная структура при Правительстве автономии, которая осуществляла нецелевое использование многомиллионных бюджетных средств под видом решения вопросов земельного законодательства.

Конституция Автономной Республики Крым, разработанная и защищенная Л.И.Грачом в 1998 году в ВР Украины, определила в статье 38 полномочия Совета министров Автономной Республики Крым в вопросах землеустройства и охраны окружающей природной среды.

Впервые на Украине, в Крыму, во исполнение ст. 38 Конституции АРК 1998 г. и ст. 26, пункта 34 Закона Украины "О местном самоуправлении" 1997 г., для решения вопросов регулирования земельных отношений было создано подразделение в структуре Симферопольского горисполкома.

В 2001 году были выполнены производственные работы по выносу границ города Симферополя в натуру, начаты аналогичные работы по городам Евпатория, Феодосия.

Выборы в 2002 году прервали поступательное, правовое решение вопросов земельной реформы в Крыму.

19 марта 2003 года своим Постановлением №496-3/03 ВР АРК вновь пытается реанимировать в Правительстве незаконную структуру. И только благодаря действиям Л.Грача, теперь уже народного депутата Украины, и выездного заседания Комитета ВР Украины по вопросам борьбы с организованной преступностью и коррупцией под председательством В.Стретовича это Постановление не было реализовано.

С 2003 года по 2008 год Крым сотрясали четыре комплексные земельные проверки под эгидой Совета национальной безопасности (СНБО). Заключения предыдущих комиссий перекочевывали в аналитические справки новых выездных бригад, например:

1. Осуществлению эффективной государственной политики землепользования в АРК вредит незавершенность инвентаризации земель.

2. Отсутствие надлежащего градостроительного, земельного и экологического контроля ведет к незаконному, нецелевому и нерациональному использованию фонда (в качестве примера приводится изъятие земель в Никитском ботаническом саду).

3. Имеют место факты незаконного отчуждения или выкупа особо ценных земель.

4. Несовершенство действующего законодательства и ненадлежащее его применение позволяет несанкционированное использование земельных участков.

5. Неэффективность государственного контроля за землепользованием в АРК приводит к значительным бюджетным потерям.

6. Приведенные выше примеры провоцируют обострение социально-политической ситуации в АРК.

Но торжество земельного законодательства и наказание виновных не состоялось до сегодняшнего дня, а безнаказанность рождает беспредел...

С целью ужесточения наказания за незаконное отчуждение и самоза-хват земельных участков народный депутат Украины Л.И.Грач разработал, а ВР Украины приняла 11 января 2007 года Закон Украины, который определил для самозахватчиков криминальную ответственность. Этот Закон приостановил "волну" самозахватов земельных участков и инициировал разработку и принятие в 2011 году Закона "О регулировании градостроительной деятельности". Основное требование этого Закона - запретить решение каких-либо земельных вопросов без учета схем планировки Крыма и его районов, генпланов населенных пунктов, за-крепленных на местности их границ.

ВР АРК своим постановлением от 20.04.2011г. №329-6/11 утвердила Стратегию экономического и социального развития Крыма на 2011-2020 годы,определив первым этапом период 2011-2013 гг.

Приоритет этой стратегии - "Снижение остроты экологических проблем и обеспечение надлежащего экологического состояния развития" - определяет перечень задач, связанных с реализацией проблем земельной реформы в Крыму и планирует ежегодное финансирование в течение 2011-2013 гг.:

Госбюджет - 29,6 млн.грн.

Бюджет АРК - 23,1 млн.грн.

Местные бюджеты - 23,6 млн.грн.

Бюджетом Автономной Республики Крым на 2012 год не предусматривалось финансирование разработки градостроительной документации.

Финансирование земельной реформы в АРК в 2012 г. было запланировано в объемах:

- Мероприятия по проведению нормативной денежной оценки земель - 60,7 тыс.грн.

- Мероприятия по подготовке, организации и проведению аукционов по продаже земельных участков - 1 млн.грн.

- Субвенции из бюджета АРК бюджетам городов и районов на проведение инвентаризации земель - 500 тыс.грн.

Исполнение работ по этим во-просам ВР АРК не заслушивала. При таком фактическом финансировании государство будет не в состоянии урегулировать земельные отношения. Если не изменим ситуацию, то этот процесс станет не то чтобы неуправляемым, а мы не будем понимать, где чья земля.

Зарубежный опыт контроля над землепользованием свидетельствует о существовании во многих странах комплексного контрольного института.

В Российской Федерации действует государственный, муниципальный, общественный и производственный контроль.

Общественный контроль осуществляют органы общественного самоуправления, другие общественные организации (объединения), граждане. Их деятельность направлена на обеспечение прав и законных интересов граждан, юридических лиц, а также на соблюдение требований относительно использования и охраны земель.

Общественный контроль должен осуществляться еще на стадии проектирования, когда общественные объединения знакомятся с информацией о планировании типов землепользования, вносят свои замечания и предложения.

Необходимо разработать Закон "Об общественном контроле над использованием и охраной земель". Степень участия широких масс в этом судьбоносном для страны вопросе является определяющим принципом народовластия.

Г. Минаева, министр по земельным ресурсам и охране окружающей природной среды Оппозиционного Совета министров АРК, Почетный геодезист СССР, Украины

Архив