Леонид Грач
Коммунисты России ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ

О советской системе образования

Поделится:
10:54 11 Января 2013 г. 1885

Сразу после Октябрьской революции начинается осуществление грандиозной программы культурного и общеобразовательного развития народа, планомерная работа по созданию подлинно народной системы образования. Уже в ноябре 1917 года СНК создаёт "Государственную комиссию по просвещению". Образование и воспитание передаётся в ведение Народного комиссариата по просвещению.

Только за первый год Советской власти издаётся около 200 декретов и постановлений правительства по вопросам образования. В марте 1919 года VIII съезд РКП(б) принимает вторую программу партии, в которой ставятся задачи: проведение бесплатного и обязательного общего и политехнического (знакомящего в теории и на практике со всеми главными отраслями производства) образования для всех детей обоего пола до 17 лет; полное осуществление принципа единой трудовой школы, с преподаванием на родном языке, с совместным обучением детей обоего пола.

Все имеющиеся культурные силы страны были брошены на борьбу с безграмотностью, доставшуюся нам от царизма. Народное просвещение становится "третьим фронтом" борьбы за социализм. 26 декабря 1919 года Совет Народных Комиссаров принимает декрет "О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР". По этому декрету всё население республики в возрасте от 8 до 50 лет, не умеющее читать и писать, обязывалось обучаться грамоте на родном или русском языке, по желанию. Обучающимся рабочий день сокращался на два часа, предоставлялись различные льготы. Лица, препятствующие неграмотным посещать школу, привлекались к уголовной ответственности. В стране создавалась широкая сеть школ и пунктов по ликвидации безграмотности. Так советское государство без проволочек и показной благотворительности немедленно приступило к решению задачи, которую не могли решить ни монархия, ни буржуазия. Вскоре прилагаемые усилия дали первые результаты. Уже в 1926 году 56% взрослого населения страны были грамотными. К концу 30-х годов неграмотность населения была в основном ликвидирована. С 1921 по 1940 гг. в школах ликбеза и в школах для малограмотных было обучено около 60 млн. человек. Только за первое десятилетие Советской власти было построено 7780 общеобразовательных школ более чем на миллион ученических мест. В 1934 году начинается переход к всеобщему семилетнему образованию, при этом особое внимание уделяется селу, так как в городе к тому времени эта проблема была решена.

С 1933 по 1937 гг. было построено 18 778 школ на 5,5 млн. ученических мест, в том числе 15 107 сельских школ на 3,4 млн. мест. Это позволило устранить отставание в охвате детей семилетним образованием в сельской местности.

К 1939 году 81% всех женщин в возрасте до 49 лет стали грамотными, что позволило им активно участвовать в общественно-политической жизни страны. Грамотность населения в РСФСР составила 89,7%, на Украине - 88,2%, в Белоруссии - 80,8%, в Узбекистане - 78,7%, в Казахстане - 83,6%, в Киргизии - 79,8%, в Таджикистане - 82,8%, в Туркмении - 77,7%.

Огромный ущерб образованию нанесла война. Немецко-фашистские захватчики уничтожили 84 тыс. школ, техникумов и вузов. Но! Только за 1941-1945 гг. в стране было построено 687 школьных зданий. То есть война еще шла, но на освобожденных территориях сразу же строили школы. В шестидесятых годах в Совет-ском Союзе бурно развивается научно-техническая революция. Создаются комплексно-механизированные и автоматизированные цеха и предприятия. Появляются совершенно новые профессии, изменяется характер труда. Тогда в промышленности уже работало 700 тыс. специалистов с дипломом инженера и техника на рабочих местах.

20 июня 1972 г. вышло постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О завершении перехода ко всеобщему среднему образованию молодёжи и дальнейшему развитию общеобразовательной школы".

В соответствии с Конституцией СССР советские граждане имели право на образование. Это право обеспечивалось обязательным восьмилетним образованием, осуществлением всеобщего среднего образования молодёжи, широким развитием профессионально-технического, среднего специального и высшего образования на основе связи обучения с жизнью, с практикой коммунистического строительства, обучения в школах на родном языке, расширением сети дошкольных и внешкольных учреждений, бесплатным образованием всех видов, системой государственных стипендий и других видов материальной помощи учащимся и студентам, организацией различных форм производственного обучения и повышения квалификации трудящихся. Учащимся и студентам устанавливались соответствующие льготы.

В 1984 году была принята программа новой реформы образования.

В практическом плане она преду-сматривала "вплотную подвести учащихся к выбору профессии". В школах разворачивалось обучение по различным рабочим специальностям. Учащиеся знакомились с производством непосредственно на предприятиях. В школах под руководством опытных мастеров и шефов с предприятий создавались производственные бригады и механизаторские звенья. Выпускники вместе с аттестатом получали удостоверения по приобретенной специальности: токаря, электрика, шофера, тракториста-комбайнера, мастера машинного доения, швеи и т.д.

Однако "производственная" часть реформы с самого начала сталкивалась с большими трудностями. Предприятия крайне неохотно шли на взаимодействие со школами и ПТУ. У них свои задачи и планы, которые нужно выполнять. Не было специальных кадров и средств для организации производственной практики учащихся. Опасаясь несчастных случаев, руководители предприятий вместо практики ограничивались в лучшем случае экскурсиями. Не хватало производственных специалистов и в школах. Возложение на школу несвойственных ей функций - профессиональное обучение было ошибочным. Школьные бюджеты осилить всё это не могли. Выход из создавшегося положения предложил министр по профтех-образованию А.П. Думачев. Он пытался расширить сеть ПТУ, оснастить их учебную базу новейшим современным производственным оборудованием, закрепить ПТУ за предприятиями, сделав их подразделениями заводов и фабрик. Именно модернизированные ПТУ могли обеспечить страну необходимыми рабочими кадрами.

Реформа не была осуществлена. Началась горбачёвская "перестройка", и руководству страны стало не до школ и ПТУ. Был взят курс на разрушение Великой державы. Советский Союз стал "Империей зла". Все до-стижения советскго народа объявлялись нескончаемой чередой бед и несчастий, а советская школа - рассадником преступной идеологии, врагом общечеловеческих ценностей.

Но как бы ни злопыхали демократы-антисоветчики, именно советская система образования и коллективистского воспитания сделала СССР второй державой мира за очень короткий исторический срок - менее 70-ти лет (если учесть годы революции, Гражданской и Великой Отечественной войн, когда рост благосостояния граждан был просто невозможен). Это признали уже во всем мире.

Наша, практически уже уничтоженная система образования, была лучшей! И. Фёдоров,

obraza-net.ru

Архив