Леонид Грач

О чем болит душа учителя?

Поделится:
13:44 13 Июня 2013 г. 2689

При изучении современных учебников "Алгебра" 6-9 классов, написанных различными авторскими коллективами, обращает на себя внимание пристрастие авторов к отдельным разделам учебного материала и пренебрежение к ведущим разделам, в частности функциональной зависимости величин и их разнообразию.

К примеру, в учебнике "Алгебра" для 8 класса А.Г. Мерзляка, В.Б. Полонского, М.С. Якира в разделе "Рациональные выражения" (с таким названием можно согласиться с большим трудом) отводится 3/4 учебного материала и остаток - функциональной зависимости величин. А последнее - основа всей математики. Это первое.

Второе - перегрузка однообразными числовыми примерами, не развивающими логического мышления, так как нет теоретической базы для этого; действует справочная манера - "делай, как я".

Надо, чтобы сам ученик выбирал путь разрешения поставленной задачи на основе уже полученных понятий, перешедших в знания. Таких заданий в учебниках мало. Тогда учеба превращается в удовольствие, а не в рабский малоэффективный труд. Последовательность изложения с охватом большого числа практического материала, в том числе и особых (частных) случаев, всегда дает положительный результат, так как открывает перед учениками возможность личных открытий и преодоления трудностей самостоятельно, что вызывает желание знать больше.

Немалая роль в этом принадлежит содержанию учебника, но учебник надо писать не только головой, но и сердцем, как это ни парадоксально. Для этого надо овладевать умением передавать детворе их и полно, и понятно. Если учесть сделанные замечания, то учебник, в целом, решает поставленные задачи математической подготовкой учеников этого возраста.

А. Амелина, г. Ялта

Архив