Леонид Грач

Евразийская реанимация: последний шанс для промышленности Крыма

Поделится:
11:02 15 Января 2014 г. 2388

За годы, прошедшие после развала СССР, промышленной и технической инфраструктуре Украины был нанесён серьёзный урон. Тот же Крым, воспринимаемый теперь исключительно как курорт, имел мощный промышленный комплекс. Но солнечный полуостров не менее других регионов республики пострадал от свободного рынка — работающие предприятия можно пересчитать по пальцам (в основном это химические активы олигарха Дмитрия Фирташа). Такое шизофреническое мышление было признаком эпохи: развал промышленного потенциала и разрыв кооперационных связей происходил на фоне лозунгов об экономической самостоятельности. Через 22 года судьба в очередной раз дарит Украине и Крыму исторический

шанс — хватит ли мудрости им воспользоваться?

Призраки «незалэжности»

Печальная судьба постигла десятки некогда успешных предприятий Крыма. Если перечислять их все, не хватит книги, поэтому приведём в пример несколько самых известных. Более 130 лет на территории Симферополя выпускалось оборудование для пищевой промышленности: греческие мастерские, механический литейный купца Лазаря Тосунова, завод «Крымское машиностроение», «Машстрой №9», машиностроительный завод имени Куйбышева, «Крымпродмаш». Теперь здесь торгово-развлекательный центр. От бывшего завода остался лишь памятник работникам, погибшим на фронте.

В советские времена каждая металлическая банка, каждая крышка для стеклянных банок изготавливались на оборудовании симферопольского завода-монополиста. Выпускаемое оборудование закупали во всех советских республиках, в десятках стран мира. У завода была своя железнодорожная ветка, по которой ежедневно уходил состав с продукцией. На «продмашевской» вакуумно-закаточной машине в Москве упаковывали еду для космонавтов. После уничтожения завода более трёх тысяч квалифицированных рабочих оказались на улице.

Когда коллектив написал президенту Януковичу письмо с просьбой не дать погибнуть предприятию, в ответ пришла информация о банкротстве завода и его продаже «частнику». Так как здание и основные фонды износились, новый хозяин обязался провести реконструкцию с «сохранением профиля производства». Указывалось, что после реконструкции будет завезено новое технологическое оборудование, после чего завод заработает в полную силу. Не завезли, не заработал…

У следующей истории финал до сих пор остаётся открытым. В течение нескольких десятилетий симферопольский завод «Фотон» являлся одним из градообразующих предприятий, там трудились пятнадцать тысяч человек. В девяностые годы была уничтожена вся производственная мощь завода, который в своё время выпускал около миллиона телевизоров в год. Сегодня на огромной территории бывшего производственного объединения находятся два с лишним десятка непонятных фирм, среди которых трудно отыскать главный корпус завода телевизоров. Не осталось ни действующих производственных корпусов, ни конструкторского бюро, ни детских садов, столовых, базы отдыха. В штате работает от силы человек сто. Завод давно носит статус открытого акционерного общества, но до сих пор не нашлось инвесторов, желающих приобрести эту собственность, а вкладывать деньги в государственную структуру никто не хочет.

Это не первый и далеко не последний случай планомерного уничтожения промышленности в Крыму. По неофициальным данным, на очереди подлежащих ликвидации предприятий — известный симферопольский завод «Сантехпром». Кстати, под ним расположено гигантское бомбоубежище. Такие объекты передавать в частные руки категорически запрещено, но кого это останавливало. Ждём открытия очередного супермаркета.

От космоса к лобзику

Конечно, не все промышленные предприятия полуострова постигла столь печальная участь, некоторые из них смогли выкарабкаться, например крупнейший крымский завод «Фиолент», который недавно отметил столетний юбилей. Первой продукцией этого завода были турбинные водные насосы для полива садов и огородов, виноградные прессы, запасные части к машинам консервных и табачных фабрик. В послевоенное время продукция «Фиолента» была ориентирована на отечественный ВПК. Применение изготовляемых изделий было крайне разнообразно, начиная от космоса и заканчивая поставками для военных и гражданских судов. На заводе создавали системы управления техническими и навигационными средствами, всевозможные датчики и сигнализаторы. Помимо профильной продукции выпускали товары народного потребления, в частности магнитофоны — переносная двухкассетная «Ореанда-204С» в своё время была признана лучшей в Союзе.

После перестройки завод оказался близок к краху: контакты с поставщиками и потребителями были потеряны, продукция стала никому не нужна. Отечественный рынок аудиотехники наводнили дешёвыми низкокачественными товарами из-за рубежа, производство «фиолентовских» магнитол стало нерентабельным, его закрыли. Остановилось производство микромашин и корабельной автоматики. Но завод не «загнулся», его руководители смогли вовремя переориентировать направление деятельности: на смену автоматике для судовой навигации и космонавтике пришли электролобзики, рубанки и шуруповёрты. С этим багажом «Фиолент» попытался выйти на европейский рынок, но его продукцию так и не включили ни в один из европейских проектов. Основную прибыль заводу по прежнему приносят «старые связи», практически вся продукция до сих пор ориентирована на предприятия России, Белоруссии и Казахстана. При этом все попытки выйти на прежний уровень тщетны, для дальнейшего развития элементарно не хватает мощностей…

Евразийская реанимация

Крымские промышленники сетуют, что на полуострове нет научных центров по разработке новых технологий, а к иностранным доступ закрыт. Помимо прочего, местные предприятия практически не привлекают к реализации инвестиционных проектов в автономии. Миллиарды инвестсредств осваиваются, но местные предприятия в них не участвуют, их даже на тендер не приглашают.

Что имеем в итоге? Развитые страны мира в условиях кризиса предоставляют своим промышленным предприятиям льготы, обеспечивают им условия для выживания. На Украине власти делают всё наоборот. Для заводов дорожают энергоносители, вода, растут платежи за землю.

Директор крупнейшего крымского завода «Пневматика» Николай Васильев неоднократно об этом говорил:

«В таких условиях продукция «Пневматики» теряет свою конкурентоспособность не только в дальнем зарубежье, но и в странах СНГ. По этой причине мы вынуждены перейти на трёхдневную рабочую неделю», — отмечал он.

Вот и получается, что украинское государство пытается решать свои финансовые проблемы за счёт удушения собственной промышленности.

Сладкие разговоры о европейских рынках, которые на самом деле давно укомплектованы и сбалансированы, не имеют ничего общего с суровой реальностью: для продукции отечественных предприятий там места не найдётся.

На евразийском пространстве зарождается новый рынок, но из-за неразумной политики украинских властей, которые до сих пор не могут определиться, с кем они «дружат», предприятия полуострова медленно, но верно «загибаются». Вины крымских предприятий в этом нет, это их трагедия, их запас прочности практически исчерпан.

В этой ситуации есть только один выход — присоединение Украины к Таможенному союзу России, Белоруссии и Казахстана (а в мае 2014 г. — уже и Армении) и окончательное встраивание страны в процессы евразийской интеграции. Только этот шаг позволит остановить развал и реанимировать предприятия.

Post Scriptum

После т.н. «московских соглашений», подписанных 17 декабря 2013 года президентами Путиным и Януковичем, в российско-украинских отношениях, несомненно, наступил новый этап. Что дают эти соглашения Крыму?

Во-первых, сохранение рентабельности производства, а, следовательно, отсутствие простоев для «Крымского Титана» и Крымского содового завода. Это тем более важно в свете планируемого расширения производства на «Крымском Титане»: дешёвый газ = рабочие места.

Во-вторых, именно после московских соглашений Россия и Украина в очередной раз заявили об актуальности строительства моста через Керченский пролив. Более того, начало и реализация его строительства ещё никогда не была такой вероятной. Хотя бы потому, что проект обсуждается уже на уровне Совмина крымской автономии.

Это, в свою очередь, может создать любопытный прецедент. Интеграция в ручном режиме, в которую РФ собирается вовлечь Украину, предполагает восстановление кооперации между отдельными активами и/или отраслями. Однако ничто не мешает реализовывать её и в отношении отдельных регионов. Крым имеет все шансы стать первым таким регионом, этому способствует и статус автономии, и наличие ЧФ РФ. Его обслуживание и ремонт вдохнут вторую жизнь и в севастопольских судостроителей, и в «Фиолент». Неслучайно именно база российского флота является мишенью постоянных информационных атак для украинских националистов: механизм, способный запустить интеграционный процесс, они чувствуют безошибочно.

Александр Дремлюгин

http://www.odnako.org

Архив