Леонид Грач
Коммунисты России ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ

Легендарный советский летчик

Поделится:
16:33 09 Февраля 2014 г. 1844

Эпоха Чкалова. Bсенародная любовь к нему. Поголовное увлечение молодежи авиацией.

Валерий Павлович Чкалов родился 20 января (2 февраля) 1904 года в селе Василёво Нижегородской губернии (ныне город Чкаловск) в семье котельщика василёвских казённых мастерских. Мать умерла рано, когда Валерию было 6 лет.

В 1916 году по окончании школы отец направляет его на учёбу в Череповецкое техническое училище (ныне "Череповецкий лесомеханический техникум им. В.П.Чкалова"). В 1918 году училище было закрыто. У юноши начиналась дорога в авиацию. Валерий работал подручным у отца, молотобойцем в кузнице, на землечерпалке, на пароходе, и тогда, в 1919 году, впервые увидел самолёт. Во время службы в Красной Армии работал слесарем-сборщиком самолётов в 4-м Канавинском авиационном парке в Нижнем Новгороде. Затем учёба в Егорьевской военно-теоретической школе ВВС, в Борисоглебской военной авиационной школе лётчиков, в Московской военно-авиационной школе высшего пилотажа, а затем в Серпуховской высшей авиационной школе стрельбы, бомбометания и воздушного боя.

В июне 1924 года военный лётчик-истребитель Чкалов был направлен для прохождения службы в Ленин-градскую Краснознамённую истребительную авиаэскадрилью имени П.Н. Нестерова (Комендантский аэродром) и проявил себя как дерзкий и отважный лётчик. Совершал рискованные полёты, за что получал взыскания и неоднократно отстранялся от полётов. По легенде, один раз Чкалов даже пролетел под мостом Равенства (Троицким) в Ленинграде. Для фильма "Валерий Чкалов" этот полёт повторил лётчик Евгений Борисенко.

В 1927 году Чкалов женился на ленинградской учительнице Ольге Ореховой. В марте 1928 года переведён на службу в 15-ю Брянскую авиационную эскадрилью, жена с сыном Игорем остались в Ленинграде.

В начале 1929 года Чкалов вернулся в Ленинград и по ноябрь 1930 года работал в Ленинградском Осоавиахиме, где руководил школой планеристов и был лётчиком-инструктором. В ноябре 1930 года Чкалов был восстановлен в воинском звании и направлен на работу в московский Научно-исследовательский институт ВВС РККА.

За два года работы в НИИ он совершил более 800 испытательных полётов, освоив технику пилотирования 30 типов самолётов. 3 декабря 1931 года Чкалов участвовал в испытаниях авиаматки (воздушного авианосца), которая представляла собой тяжёлый бомбардировщик, нёсший на своих крыльях и фюзеляже до пяти самолётов-истребителей. В первом в СССР воздушном параде с пролётом над Красной площадью 45 самолётов летели колонной по три машины в ряд, а во главе шёл бомбардировщик ТБ-3 с бортовым номером 311, управляемый экипажем Валерия Чкалова.

С января 1933 года Валерий Чкалов вновь в запасе и переведён на работу лётчиком-испытателем Московского авиационного завода № 39 имени В.Р. Менжинского. Со своим старшим товарищем Александром Анисимовым испытывал новейшие самолёты-истребители 1930-х годов: И-15 (биплан) и И-16 (моноплан) конструкции Поликарпова. Он также принимал участие в испытаниях истребителей танков "ВИТ-1", "ВИТ-2", а также тяжёлых бомбардировщиков "ТБ-1", "ТБ-3", большого количества опытных и экспериментальных машин ОКБ Поликарпова. Автор новых фигур высшего пилотажа - восходящего штопора и замедленной бочки.

5 мая 1935 года авиаконструктор Николай Поликарпов и летчик-испытатель Валерий Чкалов за создание лучших самолётов-истребителей были награждены высшей правительственной наградой - орденом Ленина.

Весной 1936 года Чкалов, Байдуков и Беляков обратились в правительство с предложением провести перелёт СССР - США через Северный полюс, но И.В. Сталин указал другой план маршрута: Москва - Петропавловск-Камчатский, опасаясь повторения неудачной попытки Леваневского (в августе 1935 года полёт С. Леваневского, Г. Байдукова и В. Левченко по маршруту Москва - Северный полюс - Сан-Франциско был прерван из-за неисправности самолета).

Перелёт экипажа Чкалова из Москвы на Дальний Восток стартовал 20 июля 1936 года и продолжался 56 часов до посадки на песчаной косе острова Удд в Охотском море. Общая протяжённость рекордного маршрута составила 9375 километров. Уже на острове Удд на борт самолёта была нанесена надпись "Сталинский маршрут", сохранённая и при следующем перелёте - через Северный полюс в Америку. За перелёт на Дальний Восток весь экипаж был удостоен звания Героев Советского Союза с вручением ордена Ленина. Медаль "Золотая Звезда", введённая в 1939 году уже после смерти Чкалова, была вручена только в 2004 году его детям. Кроме того, Чкалову был подарен личный самолёт У-2 (сейчас находится в музее в Чкаловске). Об исключительной важности этого перелёта для своего времени говорит то, что И. В. Сталин лично приехал 10 августа 1936 года на Щёлковский аэродром близ Москвы встречать возвратившийся самолёт. С этого момента Чкалов приобрёл всенародную известность в СССР.

18 июня состоялся старт самолёта АНТ-25 по маршруту Москва-Ванкувер (США). Полёт проходил в значительно более сложных условиях, чем предыдущий (отсутствие видимости, обледенение и т. д.), но 20 июня самолёт совершил благополучную посадку в городе Ванкувер. Протяжённость перелёта составила 8504 километра. Экипаж был награждён орденами Красного Знамени.

12 декабря 1937 года Валерий Чкалов был избран депутатом Совета Национальностей Верховного Совета СССР от Горьковской области и Чувашской АССР. По просьбе жителей Василёва их посёлок был переименован в Чкаловск.

1 декабря 1938 года В.П. Чкалов был срочно вызван из отпуска для проведения испытаний нового истребителя И-180.

2 декабря на собранной машине было выявлено 190 дефектов. 10 декабря В. П. Чкалов произвёл рулёжку самолёта по земле, при которой мотор часто "глох"; 12 декабря при повторной рулёжке сломалась тяга управления газом мотора.

Уже при заходе самолёта на посадку двигатель М-88 остановился. Чкалов, как отмечено было в акте комиссии по расследованию причин аварии, "до последнего момента управлял самолётом, пытался сесть и сел вне площади, занятой жилыми домами". Но при посадке самолёт зацепился за провода и столб, а лётчик ударился головой об оказавшуюся на месте падения металлическую арматуру. Через два часа он скончался в Боткинской больнице от полученной травмы.

Похоронен Валерий Чкалов в Москве, урна с его прахом установлена в Кремлёвской стене.

Интернет-энциклопедия "Википедия"

 

 

 

Архив