Леонид Грач
Коммунисты России ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ

История вопроса. КЕРЧЕНСКИЙ МОСТ

Поделится:
11:17 12 Марта 2014 г. 2585

СПРАВОЧНО: 28 апреля  этого года исполняется 13 лет открытию на Керченской паромной переправе памятного знака и церемонии закладки капсулы в честь начала строительства многофункционального транспортного перехода через Керченский пролив.

 

 2 апреля 1999 года. г. Москва. 10.00. Московская мэрия. На совещании впервые прозвучало предложение со стороны РФ в лице Лужкова о сотрудничестве с АР Крым по строительству транспортного перехода.

Ю. ЛУЖКОВ: Открыт новый этап нашей совместной программы с Автономной Республикой Крым.

“Важно, чтобы через Керченский пролив был построен мост”, — сказал Ю. Луж­ков, подчеркнув, что “Москва примет в этом строительстве участие на правах акционе­ра”. Говоря о своем видении схемы работы будущего моста, Ю. Лужков уточнил, что он будет двухъярусным, по нижнему ярусу будут подаваться электроэнергия, газ, вода, нефть, по второму будут проложены автодорожные и железнодорожные магистрали. “У москви­чей в этом плане опыт есть: только в 1998 году построили 53 мостовых сооружения”, — сказал Ю. Лужков.

 

2 апреля 1999 года. г. Москва.

 Торжественное открытие Ку­рортно-туристического агентства Автономной Республики Крым в Москве. На открытие прибыли крымская делегация во главе с Председателем Верховной Рады Крыма Л. Гра­чом, первый заместитель председателя правительства Москвы О. Толкачев, посол Украи­ны в России В. Федоров, министр курортов и туризма Украины В. Цыбух. Л.Грач назвал факт открытия одним из важных событий для москвичей, сюда может прийти любой из россиян, где ему будут предложены путевки в пансионаты и санатории Крыма — причем, что главное, напря­мую, без посреднических структур.

 

 О. Толкачев назвал открытие агентства “таким шагом, которого все москвичи давно жда­ли и который будет очень полезен народу Крыма, будет способствовать объединению крым­чан и москвичей”. “Сегодня во время встречи Леонида Ивановича Грача и Юрия Михай­ловича Лужкова Юрий Михайлович несколько раз повторил мысль, что, несмотря на по­трясения последних лет, наша жизнь — едина, непрерывна, и этот процесс неразрывнос­ти и непрерывности между нашими народами мы должны не только понимать, но и вся­чески поддерживать”, — сказал О. Толкачев. При этом он подчеркнул, что будут прила­гаться усилия к тому, “чтобы процесс покупки путевок и предоставления информации был максимально простым для москвичей, без посредников, это очень важно”.

          О.Толкачев подтвердил, что инициатива М.Лужкова о строительстве моста через Керченский пролив воспринята Московским правительством как руководство к действию и в самое ближайшее время будут сделаны конкретные шаги по реализации этой инициативы.

 

 

3. 28 апреля 1999 год. г. Краснодар. Законодательное собрание.

Руководство Краснодарского Края дало добро на строительство Керченского моста.

(Депутаты Законодательного собрания одобрили подписание Соглашения о сотрудни­честве между Крымом и Краснодарским краем, которое проходило 27 апреля 1999 года в Доме культуры г. Курганинска).

 

6 декабря. 1999 год. Симферополь. Верховная Рада АРК.

Состоялась встреча руководства Верховной Рады Крыма и Правительства Москвы. Леонид Грач охарактеризовал как первый предметный разговор первое за все послевоен­ное время историческое совещание, завершившееся подписанием протокола с конкрет­ной реально выполнимой программой действий по важнейшему для двух государств воп­росу.

В совещании приняли участие с московской стороны — управляющий делами зе­мельного комитета Правительства Москвы Владимир Щербаков.

Представители Правительства Москвы и крымские руководители договорились о создании открытого акционерного общества с рабочим названием “Мост “Россия—Укра­ина” с участием трех сторон (Москвы, Крыма, Краснодарского края).

 

29 июля. 2000 год.

Совещание. Подписание протокола.

Протокол
к Соглашению между органами представительной и
исполнительной власти Автономной Республики Крым

и города Москвы о сотрудничестве в торгово-экономической,

научно-технической и гуманитарно-культурной областях в
части строительства транспортного перехода через
Керченский пролив

     Настоящий Протокол составлен в развитие пункта 3 Протокола N 3 Соглашения между органами представительной и исполнительной власти Автономной Республики Крым и города Москвы о сотрудничестве в торгово-экономической, научно-технической и гуманитарно-культурной областях от 26 августа 1998 года.

     Стороны констатируют, что за последние годы получило дальнейшее развитие социально-экономическое сотрудничество между Автономной Республикой Крым и городом Москвой на принципах долгосрочного партнерства путем прямого взаимодействия на договорной основе органов государственной власти Сторон.

     Примером долгосрочной программы служат подписанные между Москвой и Автономной Республикой Крым, Краснодарским краем и Автономной Республикой Крым соглашения о развитии торгово-экономического сотрудничества, предусматривающие строительство транспортного перехода через Керченский пролив.

     В целях разработки проекта строительства транспортного перехода через Керченский пролив Стороны договорились о следующем: 

     1. Правительство Москвы, Верховная Рада Автономной Республики Крым и Совет министров Автономной Республики Крым задействуют законодательные и исполнительные структуры как на государственном и республиканском уровне, так и на уровне местного самоуправления для создания положительного инвестиционного климата вокруг проекта, обеспечат необходимые условия, способствующие успешной его реализации, и предпримут действия в следующих областях:

     а) обеспечение легитимности и поддержки проекта;

     б) создание экономического авторитета проекта;

     в) принятие решений для реализации проекта.

     2. В качестве первого этапа программы Правительство Москвы, органы представительной и исполнительной власти Автономной Республики Крым окажут содействие в создании открытого акционерного общества "Керченский мост".

      Признать главной задачей акционерного общества разработку проекта и инвестиционного контракта на строительство транспортного перехода через Керченский пролив.

     3. Правительство Москвы до 1 октября 2000 года примет постановление "О создании открытого акционерного общества "Керченский мост", определив в качестве учредителей от Правительства Москвы - Департамент государственного и муниципального имущества, от Автономной Республики Крым - Фонд имущества Автономной Республики Крым.

     Совет министров Автономной Республики Крым примет меры по регистрации в соответствии с действующим законодательством представительств созданного акционерного общества "Керченский мост" в городах Симферополе и Керчи.

     4. Правительство Москвы и Совет министров Автономной Республики Крым подготовят до 1 октября 2000 года инициативные предложения к областным государственным администрациям России и Украины о сотрудничестве в строительстве транспортного перехода.

     5. Правительство Москвы совместно с Советом министров Автономной Республики Крым разработают и внесут соответственно на утверждение Московской городской думы и Верховной Рады Автономной Республики Крым до 1 декабря 2000 года концепцию строительства транспортного перехода через Керченский пролив на основании предложений акционерного общества "Керченский мост" с привлечением специалистов Москвы, Краснодарского края и других регионов стран СНГ, заинтересованных в реализации данного проекта.

     6. Правительство Москвы и Совет министров Автономной Республики Крым берут на себя обязательства по обеспечению необходимых условий по финансированию разработки проекта и инвестиционного контракта в объеме до 200 тыс. долл. США в соответствии с долевым участием в акционерном обществе "Керченский мост".

7. Стороны проведут в согласованные сроки двухсторонее совещание по рассмотрению итогов реализации первого этапа проекта создания транспортного перехода через Керченский пролив и разработке мероприятий на очередной этап.
      Совершено в городе Симферополе 29 июля 2000 года.
 За Верховную Раду                                                       За Правительство Москвы
  Автономной Республики Крым                                   Ю. Лужков
  Л. Грач                                                                                           

За Совет министров                                                        За Московскую городскую
 Автономной Республики Крым                                     думу
 Л. Безазиев                                                                        М. Вышегородцев

 

15 января 2001 год. г. Москва. Мэрия Москвы.

Зарегистрирован Устав ОАО «Керченский мост» с пакетом акций: за Правительство Москвы – 51%, АРК – 25%, Краснодарский край – 24%.

29 января 2001 год. г.Москва. Мэрия Москвы.

Подготовлено и отправлено письмо В.В.Путину за подписью М.Лужкова, следующего содержания:

 

Президенту Российской Федерации

Путину В.В.

Уважаемый Владимир Владимирович!

В целях развития межрегионального сотрудничества Москвы с Автономной Республикой Крым, учитывая стратегические интересы России в Черноморском регионе, в июле 2000 года представителями исполнительной и законодательной власти сторон был подписан Протокол о строительстве транспортного перехода через Керченский пролив.

Подписанию протокола предшествовала глубокая аналитическая работа с точки зрения как экономической, так и политической целесообразности осуществления такого проекта.

В настоящее время варианты транспортного перехода через Керченский пролив в основном проработаны и имеют хорошую перспективу для России. В определенной мере будет использован опыт западных государств строительства туннеля под проливом Ла-Манш.

В январе текущего года в Москве зарегистрировано Открытое акционерное общество "Керченский мост".

Главной целью общества на первом этапе является разработка проекта и инвестиционного контракта на строительство перехода.

Мы отчетливо представляем себе, что успех в реализации идеи строительства транспортного перехода через Керченский пролив будет во многом определен степенью содействия этому со стороны Правительства Российской Федерации, созданием благоприятных инвестиционных условий и политического климата как в Москве, так и на Украине.

Учитывая Ваш исключительно высокий авторитет в странах СНГ и среди деловых кругов, обращаюсь к Вам, уважаемый Владимир Владимирович, с просьбой лично поддержать данный проект и принять наше предложение о направлении Президенту Украины Л.Д.Кучме обращения о содействии в осуществлении проекта.

Приложение: проект письма Президенту Украины Л.Д.Кучме на 1 л.

Ю.М.Лужков

2-4 февраля 2001 года. Рабочая поездка Л.Грача в Киев в Верховную Раду Украины и Кабинет министров Украины, встреча с Президентом Украины Л.Кучмой.

Л. Грач: «С президентом обсуждалась проблема строительства моста «Керчь — Кубань», доложил пре­зиденту о тех наработках, о той стадии разрешения проблемы, в которой мы находимся. Президент на этом основании, как я понимаю, впоследствии принял решение о том, что эта проблема будет обсуждаться уже в завершающей стадии. И я очень надеюсь, что она получит свое окончательное решение 11-12 февраля текущего года на встрече Президен­та Украины и Президента России в Днепропетровске. И в числе вопросов, которые будут обсуждать президенты (это президентский уровень, это не Грач и Лужков будут обсуж­дать), есть и вопрос строительства керченского моста. Вот это реально те заботы, шаги, которые предпринимаем.

Произойдет политическое крещение этого проекта, освящение, если хотите, значит, наш локомотив начнет набирать ход, потому что необходимая правовая проработка уже сделана, создана и зарегистриро­вана соответствующая правовая и экономическая структура — акционерное общество «Керченский мост», то есть мы все эти стадии проходим. И третье, самое важное, что Правительство Москвы и конкретно Юрий Михайлович Лужков взяли на себя решение основной проблемы — это привлечь сюда инвестиции. Ведь все можно — и другое, и третье, но если не будет конкретных средств, а ни у государства Украина, я уж не говорю об автономии, и, как я понимаю, у российского государства таких средств сегодня нет. Это может быть только за счет привлечения инвестиций».

7 февраля 2001 год. Верховная Рада АРК.

Встреча Л.Грача с исполняющим обязанности генерального директора акционерного общества «Керченский мост» В.Дубинкиным (в прошлом -  заместитель министра союзного уровня). В.Дубинкин доложил Л.Грачу о имеющихся вариантах разработки проекта строительства.

12 февраля 2001 год. г.Днепропетровск. Интерфакс.

Мэр Москвы Юрий Лужков подтвердил, что президенты России и Украины Влади­мир Путин и Леонид Кучма в целом одобрили идею сооружения моста через Керченский пролив, который свяжет Крым и Кубань.

   13 февраля 2001 год. Керчь.

Митинг (около 50 тыс. человек) в поддержку встречи двух президентов в Днепропетровске о договоренности строительства Керченского моста.

   13 февраля 2001 год. Симферополь.

Митинг в поддержку встречи двух президентов в Днепропетровске о договоренности строительства Керченского моста. Лозунги: «Поддерживаем встречу президентов Л. Д. Кучмы и В. В. Путина в Днепропетровске!», «Да здравствует дружба между Россией и Украиной!», «Поддерживаем и благодарим за решение по строительству Керченского моста!».

   21 февраля 2001 год. г. Москва.

ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОРУЧЕНИЕ

21 февраля 2001 г.

М.М.Касьянову

А.Л.Кудрину

Г.О.Грефу

С.О.Франку

А.Ш.Шамузафарову

Проработайте   предложение   мэра   г. Москвы   Ю.М.Лужкова   относительно   возможного   строительства многофункционального моста через Керченский пролив и представьте согласованные соображения.

Срок - 1 апреля

В.Путин

 

23 марта 2001 год. г. Москва.

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(МИНЭКОНОМРАЗВИТИЯ РОССИИ)

ПЕРВЫЙ ЗАМЕСТИТЕЛЬ МИНИСТРА

23 марта 2001 г.

О строительстве моста через Керченский пролив

Правительство Российской Федерации

Поручение Правительства Российской

Федерации от 24 февраля 2001 г

В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации Минэкономразвития России совместно с Минтрансом России, Минфином России, Госстроем России и с участием правительства Москвы рассмотрело предложение мэра Москвы Ю.М.Лужкова относительно возможного строительства многофункционального моста через Керченский пролив и докладывает.

Идея строительства многофункционального моста через Керченский пролив в целом вписывается в рамки долгосрочной стратегии развития транспортной системы России. Совместная организация с заинтересованными странами современного транспортного перехода через Керченский пролив наряду с разработкой транспортного коридора Северная Европа - Россия (Каспийское море) - Центральная Азия - Иран (Персидский залив) - Индия (коридор «Север - Юг») может создать объективные предпосылки для  формирования дополнительного евроазиатского  транспортного маршрута (альтернативного проекту ТРАСЕКА). Кроме того, реализация указанного проекта позволила бы усилить присутствие и влияние России в данном регионе.

Стоимость разных вариантов проекта сооружения моста оценивается от 1,4 до 1,6 млрд долларов США, при этом не рассматривается вариант о возможности восстановления паромного сообщения (ранее такое предложение поступало от администрации Краснодарского края). Продолжительные сроки   строительства (6 лет) и окупаемости (до 25 лет) характеризует проект  как  высоко  рискованный. По имеющимся сведениям, украинская сторона уже ставит вопрос о включении проекта в рамки «крупномасштабного» договора о сотрудничестве двух стран. Учитывая неблагополучное валютно-финансовое положение Украины и ее большую задолженность за поставленный  российский газ, вызывает сомнение «долевое участие» этой страны в сооружении моста.

Учитывая, что проект по своей масштабности и международному характеру потребует государственную поддержку не только политическую, но и в финансовом аспекте, необходимо для' принятия решения о коммерческой, экономической и социально-политической целесообразности строительства мостового перехода через Керченский пролив разработать «Обоснование инвестиций в строительство мостового перехода». Сложность данной проблемы определяется очевидностью использования принципов концессии,   поэтому должна быть сформулирована позиция  инициаторов  и инвесторов по данному вопросу.

Принятие решения на государственном уровне о поддержке данного проекта возможно только по результатам обоснований инвестиций.

С Минфином России (А.Ю.Петров), Минтрансом России (О.В.Скворцов) И.Госстроем   России   (Л.С.Баринова) согласовано.

Проект доклада Президенту Российской Федерации прилагается.

  3 мая 2001 год. г. Москва

Правительство Российской Федерации

3 мая 2001 г.

О строительстве многофункционального моста через Керченский пролив

Поручение Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2001 г.

В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации Мннэкономразвития России совместно с Минфином России, Минтрансом России, Минэнерго России, МПС России и МИДом России рассмотрело обращение мэра Москвы Ю.М.Лужкова к Президенту Российской Федерации В.В.Путину по вопросу строительства многофункционального моста через Керченский пролив и докладывает.

По согласованию с заинтересованными министерствами Минэкономразвзития России доложило Правительству Российской Федерации (письмо от 23 марта 2001 г. № 920-П), что для принятия решения о коммерческой, экономической и социально-политической целесообразности строительства многофункционального моста через Керченский пролив необходимо подготовить обоснование объемов и структуры инвестиций в указанный проект. На данном этапе следует определить грузовую базу перевозок, источники и условия финансирования проекта, предусматривающие юридическую и экономическую основу взаимодействия инвесторов на территориях сопредельных государств. Такое обоснование должно быть разработано с участием заинтересованных министерств акционерным обществом «Керченский мост», учрежденным правительством Москвы (74% акций) и фондом имущества правительства Автономной Республики Крым.

Минэнерго   России   (Г.С.Устюжанин),   МПС   России   (А.С.Мишарин)   и   МИД   России   (В.И.Трубников)   также поддерживают ранее высказанную по данному вопросу позицию Минэкономразвития России, согласованную с Минфином России, Минтрансом России и Госстроем России.

Кроме того, по мнению МПС России, существующие пропускные способности пограничных переходов между Россией и Украиной позволяют полностью обеспечивать грузовые потоки (в основном нефть, в объеме 3,9 млн тонн в год. из Казахстана на Украину). Для увеличения объема перевозок имеются достаточные резервы.

Украинская   сторона,   по   информации   МИДа   России,   может   поддержать   проект   строительства многофункционального   моста,   однако   будет   исходить   из   того,   что   его   осуществление   должно   базироваться   на межправительственном соглашении между двумя странами. При этом Киевом может быть поставлен вопрос о том, чтобы строительство мостового перехода через Керченский пролив осуществлялось только после определения правового статуса Азовского моря и Керченского пролива. По мнению украинских специалистов, строительство мостового перехода будет затруднено из-за сложных геологических условий дна Керченского пролива (глубина залегания илистых грунтов до 50 мет-ров),   поэтому   в   качестве   основного   варианта   рассматривается   строительство   тоннеля,   сооружение   которого   окажет меньшее воздействие на окружающую среду. Строительство мостового перехода оценивается в  1,4-1,6  млрд. долларов США, но при этом необходимо также инвестировать развитие инфраструктуры Керченского и Таманского полуостровов. Независимо от типа сооружения транспортный переход должен включать в себя автомобильные и железнодорожные пути, а также продуктопроводы по транспортировке энергоносителей и питьевой воды. Позиция украинской стороны сводится к тому, что в ближайшие 10 лет строительство возможно только при осуществлении его финансирования за счет внешних инвесторов.

Содержащееся в обращении мэра Москвы Ю. М. Лужкова предложение о создании специальной рабочей группы в составе   Смешанной   Российско-Украинской комиссии по сотрудничеству, по мнению Минэкономразвития  России, необходимо рассматривать с учетом того, что решение о создании подобной группы должно быть согласовано и принято на уровне сопредседателей национальных частей Комиссии. Кроме того, российская сторона не располагает информацией об официальной позиции Кабинета министров Украины относительно целесообразности строительства транспортного перехода и оказания проекту соответствующей государственной поддержки. Такая позиция может быть высказана только после формирования нового Кабинета министров Украины, связанного с отставкой Председателя Кабинета министров Украины.

До принятия Правительством Российской Федерации решения об организационной поддержке проекта строительства многофункционального моста через Керченский пролив необходимо осуществить завершение соответствующих экспертиз и детальную проработку технико-экономического обоснования. Данный вопрос целесообразно рассмотреть с учетом использования существующих резервов пропускных способностей транспортных пограничных переходов, в том числе восстановления интенсивности использования паромной переправы, и значительного роста грузопотоков.

С Минфином России (А. Ю. Петров), Минтрансом России (О. В. Скворцов) согласовано.

Проект доклада Президенту Российской Федерации прилагается.

Архив