Леонид Грач
Коммунисты России ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ

ОЛИГАРХИЯ: ОЛИГАРХИ и Я?

Поделится:
10:45 11 Сентября 2014 г. 2363

    Именно так! Вопросительный знак в заголовке спрашивает, не пришло ли время разобраться в отношениях сначала между этими словами, а затем и - кто или что стоит за этими словами-понятиями…

  Если вспомнить историю происхождения слов «олигархия», «олигархи», «олигарх» или образованных от них, то немедленно в воображении восстает представление о чем-то реликтовом - архаически монументальном, едва ли досягаемом для обывателя…

 Следы этих слов-понятий отыскиваются в античной Греции, богатой поэтической литературой, искусством и конечно же, первозданной философией, с некоторых дальних времен распространившейся по всему миру, прославившейся к тому же «изобретением» многих слов и понятий, весьма привычных и сегодня в нашем обиходе…

 Именно с подачи античной философии и филологии при слове «олигарх» в воображении почти немедленно возникает образ, некоего черного человека, - исполина, отстраненного от всех прочих дурной славой обладателя несметного богатства, дурной историей его происхождения-приобретения и, конечно же, почти повсеместно (за редким исключением) сопровождаемый дурной славой участия в государственных делах…

 Этимологически структура античного слова «олигархия» (oligarhia) состоит из двух слов: «олиго» (oligos немногие) и «архе» (arhě власть), – и означает «власть немногих». Казалось бы, безобидные слова, но по-русски они означают власть тех «немногих», которые сосредоточили в своих руках основной капитал, составляющий общенародное достояние государства. И опять: казалось бы, сосредоточили, ну и пусть, тем более что рыночные отношения теперь это вполне допускают…

Однако есть тут некая закавыка, напоминающая, что и здесь не всё так просто, отчего и обнаруживаются нестыковки в его оценке…

 Достаточно, например, обратить внимание на тот факт, что по Конституции в нашем государстве власть принадлежит всему народу! О чем это говорит? Наверное, о том, что и всё имеющееся в нем богатство, стало быть, тоже является достоянием всего народа. Но вот мы увидели, что это не совсем так, поскольку в стране имеется еще и категория собственников, коим и принадлежит основной капитал. Вот это-то и означает, что в стране реально господствует двоевластие.

 С одной стороны, казалось бы, реализуется конституционное право народа и каждой его личности на обладание общенародными материальными ресурсами. Однако с другой стороны, мы видим, что, фактически, этими ресурсами обладает небольшая группа людей, именуемых олигархами, диктующими свою волю всем ветвям власти: законодательной и исполнительной, судебной и информационной, а стало быть, и народу. Взаимодействие этих двух сил – народных масс и олигархов - приводит к их противоборству, ибо принуждает одних бороться за свое конституционное право на обладание своей частью этих благ, а других – бороться за приращение сверхприбылей, распространяя свою власть не только на свою - отдельно взятую - страну, но и на весь мир в целом.

Списки «ста богатейших» людей планеты доказывают, что их влияние распространено почти во всех как слабых, так и в самых развитых странах. Отчетливо видно, что всякий олигарх представляет собой некий символ собственного экономического и политического могущества, и возвышается в своем экономическом регионе черным силуэтом как пирамида Хеопса на фоне пустыни с верблюдами или картонными лачугами полуголодных бедняков, окружающих её…

 С некоторых пор эти лачуги стали символом также и тех бедных слоёв, в структуре которых весьма значительное место образуют учителя, врачи, ученые, то есть именно та категория социальных деятелей (интеллигенция!), от активности или пассивности которых зависит благосостояние и всего народа, и его олигархической «элиты». Ведь это же именно она – интеллигенция – готовит все производительные силы и производственные кадры страны, получая взамен тарифную зарплату, смехотворную по сравнению с тем, что имеет так называемая «элитная» часть общества и власти…

 Едва ли кто не помнит крылатой фразы, явившейся нашему слуху и взору на волне перестройки среди прочих подобных, адресованных именно этой категории обездоленного (мягко сказано!) демоса: «Если ты такой умный! то почему такой бедный!?»…

Это что - игра слов? Умный, значит, бедный, бездарный? А что тогда означает слово богатый? Тавтология диктует едва ли не единственный альтернативный до парадоксальности ответ: богатый, значит, глупый? Согласитесь: если слово умный связывает нас со словом бедный, то логично предположить, что альтернативное слову бедный слово богатый как-то подспудно соотносится с другим словом, альтернативным слову умный. Это есть слово глупый…

 Однако здравый рассудок подсказывает, что здесь более уместно употребить слово хитрый, нежели слово глупый. Тогда в ответ можно направить нечто подобное: «Если ты такой богатый, то не означает ли это, что ты не столько глупый, сколько хитрый?!» (вариант: «не только глупый, но только хитрый»)…

 Но Стоп! «Здесь роза, здесь танцуй!» - как говаривал в таких случаях мудрый Гегель. «Умный, глупый, хитрый…», - что означают сии слова, если с ними связана такая несуразность социального Статуса человека? Буквально: от великого – до смешного?..

 «Разум столь же хитер, сколь всемогущ…», - читаем мы в одном месте «Философии права» у Гегеля! И далее он рассуждает, витиевато выстраивая свою мысль: «Хитрость состоит вообще в опосредствующей деятельности, которая, позволив объектам действовать друг на друга соответственно их природе и истощать себя в этом воздействии, не вмешиваясь  вместе с тем непосредственно в этот процесс, все же осуществляет лишь свою собственную цель. В этом смысле можно сказать, что божественное провидение ведет себя по отношению к миру и его процессу как абсолютная хитрость» (Т. 1, с. 397)…

 Как видим, по-Гегелю, выясняется, что «хитрость - божественна», поскольку: «Божественное провидение есть абсолютная хитрость»…

 Короче, как ни крути, а именно здесь проявляется сомнительная репутация древнего изречения: «Человек без обману, что рыба без костей» (Архит). Вот и Гегель, по сути, лишь постулирует, что традиционно могущество человека разумного заключается в его божественном провидении, иначе, в его абсолютной хитрости. Стало быть,  из этого постулата можно исходить и в объяснении безуспешных попыток человека познать Мир и Человека через постижение самого себя. Уже все древние мистерии, мифы, апокрифы и писания отличаются тем, что они лишь хитро запутывают сознание человека в его попытках познать самого себя, а отнюдь не помогают ему в раскрытии своей славы. Объяснить, почему так происходит, едва ли возможно, поскольку во всех этих произведениях очень много субъективного и ничуть не меньше - противоречивого. Для чего нужна хитрость человеку, наверное, более-менее внятно объяснить можно, но вот понять, едва ли, пожалуй, кому удастся…

 Ведь это же совершенно очевидный факт, что даже Отцу и Матери никогда не хватало умения, а часто и мужества, сказать Сыну или Дочери всей правды ни о себе, ни о собственном Отце или Матери, тем более, что этой правды они действительно не знают, потому что в свое время и им никто не сумел преподнести ее, как подобает…

 Однако давно замечено, что «свято место пусто не бывает»! И потому человек, не знающий правды, вынужден постоянно вместо нее что-нибудь придумывать, сочинять, изобретать, творя это на хитроумном языке (в науке – «аллегорическом», или замысловато правдоподобном), а потом «делать мину», что все это – «чистая правда», или даже – истина!..

 И вот почти воистину мистический результат, ибо благодаря олигархии рождается парадоксальный афоризм: «Истина не терпит Правды». Иначе говоря, то, что олигарх есть «истина» (вот он – живой, его можно потрогать, чтобы убедиться) – это факт, но попробуйте сказать ему правду о его пресловутом «первом миллионе» или услышать от него историю его происхождения, и вы убедитесь в абсолютной справедливости этого афоризма. Очень скоро вы убедитесь и в  том, как рождается ненависть к вашей правде…

 Но не кажется ли нам, что именно в этом сочинительстве, а значит, и в хитрости как раз и застало нас сегодняшнее время, разоблачая, что именно в этой «божественности» погрязло сегодня все взрослое население планеты. Погрязло в той степени, что нам остается только согласиться с Гегелем: да, все могущество человеческого разума и сегодня все еще определяется его абсолютной хитростью. Но добавим к этому лишь совершенно очевидное: расплатой за эту тотальную хитрость как раз и является присущий одному лишь роду человеческому «сизифов труд»: мы то строим, созидаем, изобретаем, то вновь разрушаем созданное «до основанья, а затем…»

 И вот на этом-то общем фоне сизифова «творчества» мы узнали и выделили в качестве главного «Сизифа» весьма немногочисленную рать, под названием «олигархия», представляющую собой «власть немногих». Именно ту часть современного человеческого общества, «божественной хитрости» которой оно как раз и обязано и своим положением, и своим состоянием, иначе – «общественным статусом». Следовательно, анатомией этого слова-понятия мы занялись не напрасно: олигархия есть власть немногих!  Однако главное состоит не в этом уже известном признании, а в том, что «власть немногих» означает не только то, что это есть «власть хитрых», которых среди людей бесчисленное множество, сколько то, что это есть власть «самых хитрых» - наихитрейших из всего человеческого материала…

 Но что означает сие открытие?

Во-первых, то, что теперь мы можем написать открыто: «Олигархия есть власть немногих, но лишь самых хитрых». И что всякий олигарх есть хитрец, мечтающий обманным путем завладеть всенародным достоянием, а стало быть, заполучить власть и над всем миром…

Во-вторых, сие открытие, вскрывающее природу «олигархии» как социально-психологического явления, позволяет дать ему масштабную оценку в моральном и правовом отношении. Наверное, со мной согласятся, что эта оценка не может быть положительной и этически нравственной. Скорее, наоборот…

В-третьих, сие открытие вынуждает обратить внимание на тот смешной факт, что энциклопедически в этом же смысловом гнезде со словом «олиго…» находятся еще некоторые сочетания и, главное, главное, главное! - в этом же смысловом гнезде соответствующих словарей мы с удивлением находим слово «олигофрения»…

 Из «Современного Словаря иностранных слов» (1992) легко узнать, что термин олигофрения образовано из двух слов:  олиго… + греч. phrěn ум, - и означает: «…различные формы врожденного или приобретенного в раннем детстве психического недоразвития (слабоумия)»…

 Таким образом, мы выявили некую странную «новость», что олигофрения есть врожденная или приобретенная в раннем детстве форма слабоумия. Так записано в научном справочнике, и мы должны согласиться, что слабоумие или достается человеку при рождении, т.е. по наследству, или приобретается через воспитание в детстве! Нельзя исключать и того, что оба фактора совмещаются, и тогда к врожденному наследию добавляется приобретенное через воспитание в детстве...

 Теперь можно задуматься и над тем, отчего это вдруг слова олигархия и олигофрения оказались в одном смысловом гнезде словаря? И почему всякий олигарх, унаследовавший родительское состояние, желая иметь достойного наследника своего капитала и продолжателя дела своего рода, старается дать ему соответствующее воспитание?

Как известно, «Подобное порождает подобное и тянется к подобному» (Эмпедокл). Ясно, что всякий бедняк порождает бедняка, а олигарх – олигарха. Отсюда и интересы, которые их «притягивают». Олигарху нужна дешевая рабочая сила, которую составляют «низы», бедняку – средства к существованию, которые ему выделяют «верхи» в качестве помесячной «зарплаты». Теперь бедняку надо исхитриться выжить на эти подаяния, а олигарху исхитриться и, понеся естественные убытки от выдачи зарплаты, создать сверхъестественную прибыль (сверхприбыль) себе и своему потомству...

 Скорее всего, здесь и следует искать корни того, что Гегель назвал «абсолютной хитростью», разумея под ней как «собственную цель» - «божественное провидение», правящее миром. Здесь, видимо, корни и того, почему всякий правитель привлекает себе на помощь Религию с её институтом «божественного провидения», а, стало быть, и её «абсолютную хитрость»…

 При таком раскладе вполне допустимой становится мысль, что миром правит Разум, который действительно «столь же хитер, сколь всемогущ»! Но означает ли это, что человека надо учить с раннего детства не уму, а хитрости? И более того! Не означает ли это, что современная школа, дотируемая «властью немногих» и подталкиваемая на это существующей педагогической и религиозной Традицией, вынуждена заниматься только этим и именно этим только и занимается!?.

 Однако это может означать очевидное, а именно то, что Наука и Религия только тем и заняты, что работают на власть немногих. Тогда становится понятным, почему им так невыгодно решение проблемы самопознания человека. Скорее всего, потому, что это решение выбивает почву из-под ног «божественного провидения» Религии, а равно и из-под ног «абсолютной хитрости» Науки…

 Теперь можно подвести некоторый на первый взгляд неожиданный итог нашим новым рассуждениям. Олигофрения как явление есть прямое наследие олигархии, порождающей хитрость вместо ума (интеллекта!) в своих наследниках и скудость умственного (отсутствие интеллектуального!) воспитания в остальных. Едва ли случайно с ростом численности олигархического сословия обозначился и рост числа детей, подверженных олигофрении. Ясно, что социальной, психологической и эмоциональной (ментальной) базой олигархии является частная собственность, нажива и порочное стремление к стяжательству. Отсюда вывод: олигархия есть зло, каковым является и олигофрения. Но если второе является порождением первого, то первое порочно по своей нечеловеческой природе…

 Всмотритесь внимательно и вы увидите, что вместо интеллекта (того, что воспитывается через Искусство Живописи, Искусство Музыки и Искусство Слова), у олигарха обнаруживается один лишь ум, да и то лишь как звериная хитрость, ах, извините, - «божественное провидение», преследующее «собственную цель»! Однако надо увидеть и то, что у его порождения - олигофрена - уже нет ни того и ни другого. Ученые установили, что олигофрения приобретается как наследство и как отсутствие должного воспитания в раннем детстве. И потому хитрость, культивируемая с древнейших времен, превратилась, по сути, в биологическое начало человека вровень с психикой и эмоциями, от которой избавиться стоит таких же трудов и ухищрений, как и приобрести её…

 Мы уже говорили, а здесь лишь повторим, что это избавление возможно лишь одним способом. А именно - через тотальное распространение метода интеллектуального воспитания путем приобщения человека к Искусству Живописи, Искусству Музыки и Искусству Слова - при целенаправленном формировании личности, гармонично развитой в интеллектуальном, физическом и духовно-социальном отношении…

 Такова, на наш взгляд, суть отношения между словами “олигарх” и “я”». Также установлено, какие отношения могут стоять и между теми, кто или что стоит за некоторыми из них. Звериная хитрость и олигархическая алчность и - ничего человеческого…

 Вот и теперь, вспомнив историю происхождения слова «олигарх», почти инстинктивно в воображении восстает представление о чем-то реликтовом - архаически монументальном. И тут же возникает образ, некоего черного человека, - исполина, отстраненного от всех прочих дурной славой обладателя несметного богатства, дурной историей его происхождения-приобретения и, конечно же, почти повсеместно (за редким исключением) сопровождаемый дурной славой участия в государственных делах. И хочется повторить библейский вопрос, обращенный к человеку: «Камо грядеши?»

- Куда идешь, олигарх?…

 И наконец.

Допустим, что Солженицын прав, и наше общество нельзя назвать образованным, поскольку по его же терминологии его возглавляют и, стало быть, правят им «полуобразованцы». Но его нельзя назвать и безграмотным, потому что советская власть в свое время основательно потрудилась на фронтах ликвидации безграмотности народных масс. И потому можно не сомневаться, что всякий грамотный человек рано или поздно вычитает в мировой литературе, что общество, управляемое олигархами, обречено. И если он поймет, что современное общество и олигарх понятия несовместимы, то не так уж и трудно понять всем, какой он сделает вывод и что он предпочтет…

С любовью, А.Матурский (Анатолий Никифоров), 1.02.2005

 

 

 

 

 

 

Архив