Леонид Грач
Коммунисты России ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ

Посвящается дважды Герою Советского Союза, Маршалу СССР В.И. Чуйкову

Поделится:
12:37 23 Июля 2015 г. 1976

 

200 ДНЕЙ И НОЧЕЙ СТАЛИНГРАДА

17 июля 1942 года - начало Великой битвы за Сталинград

В первый год войны Сталинградская партийная организация направила на фронт 33 тысячи коммунистов и 60 тысяч комсомольцев. По призыву Коммунистической партии более 50 тысяч сталинградцев вступили в народное ополчение, из них был сформирован корпус народного ополчения.

В Сталинграде и области были созданы 82 истребительных батальона, насчитывавших 10620 человек. На территории области к августу 1942 года действовало 11 партизанских отрядов и групп. На строительстве оборонительных рубежей общей протяженностью 3860 километров работало 225 тысяч человек. На рубежах обороны было установлено 99 тысяч единиц огневых точек.

Чуйков Василий Иванович – генерал-лейтенант, с мая 1942 года командующий 62-й Армией, прославившейся героической обороной Сталинграда.

Чуйков Василий Иванович (1900-1982 гг.), Маршал Советского Союза. В Советской Армии с 1918 года. Член КПСС с 1919 года. В Гражданскую войну – командир полка. Окончил восточный факультет Военной академии имени М.В. Фрунзе, академические курсы при Военной академии механизации и моторизации РККА (1936 г.).

В финской войне командовал 9-й Армией.

В декабре 1940 – марте 1942 гг. – военный атташе в Китае. В июне 1941 года – генерал-лейтенант.

В ходе войны с мая 1942 года командовал 1-й резервной (64-й) Армией, - в апреле 1943-1945 гг. – 8-й гвардейской Армией.

После войны – первый заместитель Главнокомандующего и главнокомандующий Группой советских войск в Германии, командующий войсками Киевского округа, с 1960 года Главнокомандующий Сухопутными войсками и заместитель министра обороны СССР. Член ЦК КПСС, депутат ВС СССР с 1946 года.

Награды: 9 орденов Ленина, орден Октябрьской Революции, 4 ордена Красного Знамени, 3 ордена Суворова 1-й степени, орден Красной Звезды.

«Контраст был поразительный. Немцы сосредоточили в Сталинграде четверть миллиона солдат, а 62-я армия, выдерживавшая главное направление удара этой громады, боролась с нею мелкими группами. Штурмовые группы создавались на каждую операцию взвода, роты, батальона, полка. Гибкие, максимально маневренные, вдумчиво вооруженные, эти группы действительно являлись острием строго подготовленного, точно спланированного удара. Они врывались в дома и развалины и вели бои на истребление; за ними спешили группы закрепления, вооруженные тяжелым оружием. И четверть миллиона отборных гитлеровских солдат, вооруженных танковыми корпусами и воздушными эскадрами, не могли ничего сделать — железо, сталь, крепчайшая броня превращались в Сталинграде в пепел. Ночами в катакомбах под развалинами, где укрывались штурмовые группы, командиры рот, люди с яростно сверкавшими глазами, учили своих бойцов:

– С десятком гранат в подсумке, с отвагой в сердце – вперед!.. Гранату вперед! За гранатой сам следом. Нож наготове. И снова гранату. И снова вперед. Ты – лев, ты – молния, ты – победил.

В траншеях, где готовился штыковой удар, те же командиры рот учили:

– В штыковую атаку – быстрее молнии. Ногу твердо, на всю ступню. Удар – прямо. В движении не сворачивай, «ура» – громко. Ты в немецком окопе – ты дома. Двигай «феньку»! Ты – пуля, ты – штык, ты – артиллерия. Ты – победил!

Таков был сталинградский университет городского боя.

Командиры второй и третьей рот Кравцов и Колстанов доносили из района обороны вокзала 20 сентября в 11 часов 30 минут утра, что враг превосходит их численно, что они почти в кольце, что оба ранены и тяжко контужены. Но они доносили:

«Пока командир роты живой, ни одна фашистская б... не пройдет. Сталинградцы не отступают!»

Армия срослась с городом. Каждый солдат стал камнем этого города. Город же, рожденный стоять, отступать не может.

Битва продолжалась. Но как еще можно было бить врага? Командарм решил:

– Будем бить еще из-под земли.

В помощь штурмовым группам пришли подземно-минные группы. Саперы обычно вливались в штурмовые группы вместе с огнеметчиками, как важное звено. Но теперь они выступали как бы своим особым и жутким фронтом.

Первую подземно-минную атаку повели два отделения — Владимира Дубового и Ивана Макарова. Их удар был нацелен под крупный опорный пункт немцев — Дом железнодорожника, откуда немцы и застилали Волгу огнем.

Галерея атаки начиналась из открытого колодца глубиной в пять метров и простиралась на сорок три метра. Под землей прогрызалась скважина в восемьдесят сантиметров шириной и один метр в высоту.

Саперы шли под городом – бесшумно, незримо.

Четырнадцать суток в галерее мерцали каганцы, словно горящие глаза. Подземники забыли о дневном свете, отвыкли стоять на ногах. Не хватало воздуха. Запали у людей глаза и позеленели лица. Наконец сапер Тихон Парфенов отчетливо услышал у себя над головой шум и голоса немцев.

Под фашистским гарнизоном было заложено три тысячи килограммов тола.

Страшный взрыв потряс волжский берег.

Таким образом, сражение в городе достигло наивысшей точки напряжения: бились на земле, в воздухе и под землей города. И не выдерживал камень. По ночам дули сильные ветры и падали руины многоэтажных домов. Когда рухнули пять этажей «Г-образного дома», из нижнего этажа которого наши бойцы вели бои, киргиз Уразалиев, солдат этого гарнизона, философски заметил:

– Город устал. Дом устал. Камень устал. Мы не устал...

Настал час, когда чаша весов противника прыгнула вверх раз и навсегда — сокрушительный удар советских войск опрокинул фашистов, вокруг них замкнулось кольцо советских войск. Начали падать одна за другой твердыни врага в городе. Освобождалась от огня Волга.

Юность 62-й армии прошла. Наступила зрелость».

В. Величко «Молодость армии»,

«Венок славы», том 4-й

ГОЛОСА СЕРДЕЦ

Из записей в Альбомах Памяти, хранящихся в зале Воинской Славы мемориального комплекса

на Мамаевом кургане

 

* * *

Сталинград — это больше, чем название, больше, чем город, даже больше, чем память. Для каждого из нашего поколения Сталинград означает поворотный пункт в жизни, когда мы поняли, что человечество будет спасено. Вот почему мужчины и женщины каждой страны будут помнить каждого солдата и гражданина, отдавшего здесь свою жизнь. Наша вечная благодарность никогда не может быть выражена до конца.

Делегация из ГДР

* * *

Здесь был уничтожен фашистский зверь, который пытался превратить народы в рабов. Вечная слава защитникам Сталинграда и советскому народу, который показал всему миру пример стойкости, мужества и героизма.

Долорес Ибаррури

* * *

Люди мира в вечном долгу у героических солдат и гражданского населения Советского Союза, которые спасли мир от фашистского рабства.

США (подпись)

* * *

Преклоняемся перед мужеством Сталинграда.

Коммунисты из Австралии

* * *

Мы, студенты Университета дружбы народов им. П. Лумумбы, дети разных стран и народов, преклоняемся перед героизмом защитников Сталинграда. Мы будем вечно помнить тех, кто отдал свою жизнь в борьбе с фашизмом, за свободу человечества. Их дела, их подвиги всегда будут нам примером.

Бразилия, Боливия, Индия, Ирак, Непал, Судан, Мексика, Ливан (14 подписей)

* * *

Мое счастье, счастье моей жизни, счастье моих товарищей по оружию из «Нормандии-Неман» в том, что мы сражались рядом с летчиками Красной Армии. В память об этих сражениях и в память всех, кто погиб, защищая Сталинград и свободу человечества, мы не имеем права ничего забывать.

Генерал Пуйяд, бывший командир эскадрильи «Нормандия-Неман»

* * *

Чехословацкий народ никогда не забудет героизма советского народа. У Сталинграда началась свобода для ЧССР. Вечная слава героям Сталинграда!

Делегация Остравского обкома партии

* * *

Делегация Итальянской коммунистической партии, находящаяся с визитом в героическом городе Сталинграде, который стал символом победы над фашизмом, выражает восхищение этой победой, которая открыла дорогу к свободе народам Европы и всего мира.

 

* * *

Увидев следы яростных сражений на Мамаевом кургане, мы прониклись верой в то, что героический подвиг советского народа будет вечно жить в сердцах человечества.

Делегация Социалистической партии Японии

* * *

Пусть всегда в сердцах живет глубочайшее уважение ко всем героическим защитникам Сталинграда, к живым и павшим, вместе с твердой уверенностью, что их величайшие жертвы не будут напрасными.

 

С. Вильсон, бригадный генерал армии США

Архив