Леонид Грач
Коммунисты России ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ

Ю.Богатиков: «Какую красивую жизнь я прожил»

Поделится:
12:13 10 Декабря 2015 г. 1906

6dsp-1LriXA.jpgТринадцать лет нет рядом с нами великого Человека, всенародного Любимца, народного артиста СССР Юрия Иосифовича Богатикова. Он ушел из жизни 8 декабря 2002 года, оставив богатое песенное наследие, теплые воспоминания о своих щедрых богатиковских делах.

Его имя увековечено в Крыму в названиях улиц, скверов, комплексов, музыкальных школ, других учреждений культуры. По инициативе Леонида Ивановича Грача в Симферополе установлен памятник Ю.И.Богатикову. А на месте захоронения – мемориал с надписью: «Остаюсь с обманутым народом» -  словами из его песни, ставшие символом жизни настоящего патриота, обладающего мужественным и чистым сердцем.

Активисты КРЫМСКОГО РЕСПУБЛИКАНСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ КОММУНИСТЫ РОССИИ почтили светлую памятьМаршала Советской Песни. Вместе с Л.И.Грачом они возложили красные гвоздики к памятнику народному артисту СССР Ю.И.Богатикову, почтили место его захоронения.

Пресс-центр КРО КПКР

ОТ ТИХОГО ОКЕАНА ДО АЗОВСКОГО МОРЯ

О выдающемся певце Юрии Иосифовиче Богатикове написано немало статей, в которых отражена его деятельность как Народного артиста СССР. О нем и его творчестве еще будут написаны и книги. Мне же хочется рассказать о малоизвестных эпизодах его жизни в период службы на Тихоокеанском флоте и о наших встречах в Мариуполе.

..В тот, теперь уже далекий 1952 год, Японское море встретило нас, будущих матросов, холодными порывами ветра, вздыбленными свинцовыми волнами, заросшими лесом сопками. Флотский «экипаж» находился в городе Владивостоке, у Черной речки. Здесь я вместе с таким же, как и я новобранцем Юрием Богатиковым проходил курс молодого матроса, а в свободное время (которого было очень немного) мы участвовали как вокалисты в коллективе матросской художественной самодеятельности при Доме офицеров флота. Здесь мы познакомились с общительным и жизнерадостным матросом Анатолием Ромашиным – будущим известным киноактером и Народным артистом России: в то далекое время он ходил в «чтецах».

С неразлучным баяном скрашивали мы дни службы задушевными песнями. Искусство в трудную пору службы объединяло нас, множило силы. Нередко приходилось выступать в самых неподходящих помещениях, а то и вовсе под открытым небом, на палубе корабля, зато наша концертная группа пользовалась успехом. И хотя выступали мы перед разными аудиториями, и офицеры, и матросы, и местное население душевно приветствовали самодеятельных артистов.

Тогда мы, молодые певцы-ровесники, соревновались в мастерстве, красоте и силе своих голосов. Юра Богатиков старался петь как можно чаще. Он владел необыкновенно красивым, не побежденным, как оказалось, годами голосом, врожденным артистизмом. Тем артистизмом, который позволял ему еще в молодости творить на сцене чудо, завораживая зрительный зал. Не случайно на одном из концертов Юра обратил на себя внимание руководителя ансамбля песни и пляски Тихоокеанского флота. Тогда-то и стал Юра солистом.

Конечно, он отличался силой своего дарования, лучше нас умел управлять своим голосом. Однажды, уступая нашим настойчивым просьбам открыть тайну своего необыкновенно красивого тембра голоса, Богатиков, смеясь, ответил: «Все это гораздо проще, чем вы думаете. Это просто природный дар, и поэтому я не «делаю» голос, а пою так, как умею...».

Возвращаясь памятью к далекому прошлому, думаю, что именно в пору наших концертов и вспыхнула зарница вокальной одаренности двадцатилетнего Юрия Богатикова. Как-то зашла речь об известных вокалистах прошлого, искусство которых Юра ценил очень высоко. Размышляя, как в исполнении одаренного певца произведение композитора приобретает неожиданно новое звучание и окраску, он, помню, восторженно воскликнул: «Вот так пел Шаляпин. Ах, как пел!..».

Это вырвалось у Богатикова как-то вдруг, словно вспыхнуло радостное воспоминание, будто он действительно слышал живой голос своего кумира.

Окончив курс молодого матроса, Богатиков получил направление в ансамбль Тихоокеанского флота, я – в школу боцманов, Ромашин – в бригаду торпедных катеров. Виделись нечасто, лишь в дни увольнения встречались во Владивостоке и вместе проводили время. А после увольнения в запас разъехались в разные стороны: Юра в Харьков, я в Мариуполь, Ромашин в Москву. На новую встречу было трудно надеяться.

...Прошло десять лет. И вот однажды, в 1965 году, во Дворце культуры завода «Азов-сталь» состоялся концерт артистов Луганской (тогда – Ворошиловградской) филармонии.

Я сидел в партере, помнится, не дальше третьего ряда. Программа концерта начиналась песней «Давно не бывал я в Донбассе», и конферансье объявил исполнителя: «Юрий Богатиков!»

И надо же было такому случиться, чтобы я от неожиданности вдруг привстал и крикнул: «Юра?!» И Богатиков настолько растерялся, что не мог вымолвить ни слова. Пауза затянулась. Затем он вышел на авансцену, улыбнулся, а потом спустился в зал и мы с ним обнялись под гром аплодисментов растроганных зрителей. И, преодолев смущение, Юра, обращаясь к залу, запел: «И вот, наконец, я в Донбассе...». И слова этой песни Юра обращал к своим землякам, сидящим в зале...

А зал обратился в слух, и я видел только Юру. Голос его то рокотал характерным богатиковским тембром, то лился свободной волной... Зал взволнованно слушал, и каждый, наверное, думал о чем-то глубоко личном, сокровенном.

С того памятного дня и на протяжении тридцати восьми лет мы с Юрой поддерживали дружеские отношения и еще не раз встречались. Случалось и мне бывать у него в городе Ялте, а он навещал меня в Мариуполе.

...Я писал, что Богатиков любил петь. Но его отношение к песне было исполнено не только любви, но и нежности, жажды передать свое чувство каждому слушателю. Ведь у нашего народа - чудесные песни, удивительная поэзия, непревзойденная по красоте песенно-романсовая классика. И отрадно, что Юрий Богатиков щедро знакомил все новые и новые аудитории с этим бесценным богатством.

И мы благодарны бывшему матросу за проникновенное исполнение радующих душу песен, отдаем дань его природной одарённости и высочайшему профессиональному мастерству. Юрий Иосифович навсегда вошел в историю вокального искусства, и теперь имеет особое значение каждая подробность его жизни, каждое впечатление от знакомства с ним. Вот почему я написал о том немногом, что знал и запомнил.

А. Проценко, 

бывший старшина 1 статьи Тихоокеанского флота, директор Дворца культуры комбината «Азовсталь» 

 (г. Мариуполь)

C64FUa5bdzs.jpg

Архив