Леонид Грач
Коммунисты России ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ

История борьбы за нашу цивилизацию

Поделится:
20:08 31 Января 2016 г. 1849

Стенограмма IIВсемирного конгресса соотечественников

(г. Санкт-Петербург, 24 – 25 октября 2006 г.)

C4XfVnIRD90.jpg

Добрый день, уважаемые друзья, дамы и господа!

 Позвольте мне поприветствовать всех вас в Петербурге. Вы представляете здесь многонациональный и много­гранный мир российской диаспоры, представляете интересы миллионов людей, кровными узами связанными с Россией и не мыслящих себя вне ее истории, культуры и языка. Здесь находятся соотечественники со всех континентов, из 78 стран мира. Ваш вклад в укрепление связей с Россией поистине неоценим. Вы отдаете этой деятельности не только свои силы и время, не только знания и, подчас, капиталы, вы отдаете свое сердце, и де­лаете это по собственному глубокому личному выбору.

Должен сразу сказать, что взаимодействие с диаспорой, поддержка и защита прав соотечественников являют­ся одним из наших национальных приоритетов, и такой подход продиктован логикой развития нашей страны. Чем сильнее, чем успешнее Россия, тем более тесными становятся наши контакты с диаспорой за рубежом, и, конечно, тем мощнее и влиятельнее голос наших соотечественников за границей.

Сегодня здесь будут обсуждаться проблемы, которые вас особенно волнуют, большинство из них хорошо зна­комо. Мы стремимся помочь их решить. С этой целью в последнее время были приняты важнейшие решения, важнейшие документы.

В начале октября правительство утвердило Программу работы с соотечественниками за рубежом, рассчитан­ную на 3-летний период. Она учитывает современные запросы, потребности, нужды соотечественников и поз­воляет оказать им поддержку практически по всему миру.

Основные направления здесь - это юридическая защита прав соотечественников, организация отдыха детей, лечение ветеранов, поставка учебной и методической литературы, поддержка русских театров, переподготов­ка педагогов, тех, кто работает в средствах массовой информации. В этом году на эти цели Россия выделила 323 млн рублей, на следующий год 342 млн. - это почти в 7 раз больше, чем в 2000 году. Пока это не такие уж большие деньги, тем не менее важно израсходовать их наиболее эффективным образом. Кроме того, в будущем было бы логичнее выделять средства под конкретные, тщательно проработанные проекты, а не подгонять мероприятия под достаточно скромный бюджет.

Хотелось бы сегодня подробнее остановиться и на вопросе добровольного переселения соотечественников в Россию. Как вы знаете, в июне этого года была принята соответствующая Государственная программа. Она пре­доставляет возможность соотечественникам, которые приняли такое решение, вернуться в Россию. Им будет оказано содействие в переезде и в первичном обустройстве, в том числе оформление правового и социально­го статуса, предоставление работы, муниципального и пенсионного обслуживания, дошкольного, школьного, профессионального образования.

Уже в следующем 2007 году начнется первоначальный этап реализации программы. На эти цели из федераль­ного бюджета выделяется 4,6 млрд рублей. Переселенцев готовы принять 12 регионов Российской Федера­ции. Это Красноярский, Приморский, Хабаровский края, Амурская, Иркутская, Калининградская, Калужская, Липецкая, Новороссийская, Тамбовская, Тверская и Тюменская области. Власти этих территорий уже предста­вили на согласование в правительство свои конкретные предложения. Они должны содержать меры по трудо­устройству переселенцев и членов их семей, а также четко сформулированный социальный пакет поддержки. За рубежом переселенческую программу будут реализовывать консульские учреждения России и представи­тельства федеральной миграционной службы. Но им потребуется помощь ваших организаций, ведь вы хорошо знаете и самих людей, и их нужды, обстоятельства, в которых они живут, и тем, кто примет решение о переезде в Россию, мы будем оказывать поддержку.

Мы прекрасно с вами знаем и понимаем: подавляющее большинство русских и представителей других корен­ных национальностей России оказались за рубежом не по своей воле, будем делать все для того, чтобы помочь тем, кто хочет вернуться на Родину, сделать это. Вместе с тем, хочу подчеркнуть, говорил об этом публично и хочу сказать еще раз, эта программа не преследует своей целью любой ценой перетащить всех соотечествен­ников на территорию сегодняшней Российской Федерации. Она должна предоставить только право и возмож­ность выбора для тех, кто хочет это сделать.

 Хотелось бы также коснуться темы трудовой миграции, которая в немалой степени затрагивает интересы со­отечественников из стран СНГ. Мы будем бороться, и я должен об этом сказать, и думаю, что меня все поймут, бороться с нелегальной миграцией трудовой, но в то же время будем упрощать процедуры легализации тех, кто живет и работает на территории Российской Федерации, упрощать им возможность трудиться и жить здесь легально. С 15 января будущего года будут существенно упрощены режимы получения разрешения на пребывание в России и устройства на работу. При этом повышается ответственность работодателей, и снимаются из­лишние административные барьеры.

Уважаемые друзья!

Одна из самых значимых и острых тем - это сохранение развития и обучения русскому языку, сохранение рус­ского языка и обучение ему. Сохранение русскоязычного пространства - один из приоритетных вопросов нашего с вами взаимодействия. Нас тревожит, что в ряде стран идет демонтаж системы образования на русском языке. Кроме того, русские театры, библиотеки, культурные центры испытывают сегодня трудности, в том числе финансового и кадрового характера. Рассчитываем, что страны бывшего Советского Союза укрепляют свои национальные языки, что вполне естественно, и мы это не только понимаем, мы всячески будем этому способс­твовать, поддерживать, в том числе будем поддерживать развитие этих языков в Российской Федерации. Но в то же время мы рассчитываем, что в этих странах будут оказывать поддержку и развитию русского языка как общего нашего достояния со времен Советского Союза, как естественной базы для сотрудничества, для разви­тия отношений и дружбы между народами бывшего Советского Союза.

Хотел бы вас проинформировать, что в России принята Федеральная программа «Русский язык». Надеюсь, что ее возможности будут востребованы вами в полной мере, в частности, в целях популяризации русского языка и для поддержки самых разных форм его изучения. Мы также намерены создать дополнительные условия для получения соотечественниками образования на русском языке. Речь идет как об увеличении государственных квот и стипендий для обучения в российских вузах, так и о поддержке зарубежных учебных заведений, работа­ющих по программам и при поддержке, в контакте с нашими вузами и другими учебными заведениями.

Серьезная проблема - это соблюдение прав и свобод соотечественников. Способствовать их защите - наш мо­ральный долг, и мы будем стремиться к его выполнению постоянно. Мы, как и другие страны, руководствуемся общепризнанными принципами учета интересов друг друга. Это относится и к сфере обеспечения прав и инте­ресов соотечественников. Не могу не упомянуть известный факт массового безгражданства в Латвии и Эстонии.

Там насчитывается около 600 тысяч так называемых «неграждан» - постоянных жителей этих стран. Необходимо добиваться, чтобы власти этих государств переломили инерцию устаревших подходов и на деле стали соответс­твовать общеевропейским правовым стандартам. В разрешении всех этих сложных проблем крайне важно ваше деятельное и консолидированное участие. Однако существующая сегодня разобщенность и раздробленность са­мих организаций соотечественников мешают подчас отстаивать в первую очередь ваши собственные права, и по­лагаю, что одной из главных задач должно стать преодоление разногласий и стремление к объединению.

Знаю, что в ходе Конгресса планируется создать Координационный совет соотечественников, это, безусловно, важное решение, так как совет будет способствовать консолидации соотечественников. Эту идею считаю по­лезной и обоснованной. Надо, не мешкая, наладить практическое взаимодействие совета с Правительственной комиссией по делам соотечественников за рубежом, МИДом Российской Федерации, региональными органа­ми власти в России. Знаю также, что вы сами ставите вопрос о представительстве в Общественной палате Рос­сийской Федерации. Считаю такую инициативу своевременной, возможной для реализации, и будем думать, как это осуществить.

Более активную позицию в контакте с соотечественниками мог бы занимать российский бизнес. Некоторые мероприятия в рамках нынешнего Конгресса спонсировали как раз российские компании. И это уже хорошее начало. Рассчитываю, что бизнес-сообщество на деле будет оказывать помощь русскоязычным изданиям, образовательным, культурным программам, организациям соотечественников за рубежом.

 Хотел бы также отметить особую роль религиозных конфессий в укреплении культурных и гуманитарных свя­зей. Плодотворно сотрудничают с соотечественниками и многие российские регионы. Среди них наиболее ус­пешно - Москва, Санкт-Петербург, Республики Башкортостан и Татарстан. Такие контакты открывают большой простор для реализации совместных проектов. Однако любые, самые высокие замыслы могут быть сведены на нет равнодушием, бюрократизмом, волокитой и безответственностью. Иногда только один чиновник, «заматы­вающий» решение конкретного вопроса, может разрушить доверие и надежды огромного количества людей. Разумеется, я обращу эти слова не к вам, а, прежде всего, к своему собственному аппарату, правительству, к региональным властям.

Нельзя забывать: у диалога с соотечественниками не может быть перерыва. Это постоянная и нацеленная на результат работа. И сейчас все уровни власти обязаны сосредоточиться на предметной, практической стороне дела. Рассчитываю, что содержательные дискуссии здесь, сегодня, на Конгрессе выведут нас на новые полез­ные решения.

Дорогие друзья!

Ваш Конгресс проходит незадолго до нового российского праздника Дня народного единства, который мы от­мечаем 4 ноября. Этот день объединяет не только многонациональный народ России, но и миллионы наших соотечественников за рубежом, объединяет весь так называемый «русский мир». Мы действительно едины, и никакие границы и преграды не помешают этому единству. У нас есть только одна общая цель - сделать это единство еще более крепким.

 Спасибо вам большое за внимание и желаю успешной работы.

(Аплодисменты)

• ЛАВРОВ С.В.

Спасибо, Владимир Владимирович.

Уважаемые коллеги!

Нам нужно договориться по программе регламента работы. Программа у всех имеется, в ней содержатся пред­ложения по организации пленарного заседания в течении сегодняшнего дня, организации работы секций в первой половине дня 25 октября и завершающего пленарного заседания завтра же во второй половине дня.

В программе изложены предложения по выступлениям на Конгрессе. Все те. кто дополнительно хочет внести вклад в нашу работу, приглашаются передавать тексты в секретариат оргкомитета. После нашего Конгресса бу­дет издан сборник, где все выступления будут обобщены, включая выступления по итогам работы секций.

В президиуме у нас представлены руководители крупнейших делегаций соотечественников и ведущих непра­вительственных организаций, которые работают в этой области. И есть предложение считать этот президиум своего рода редакционной комиссией, которая по ходу Конгресса обобщит высказывающиеся предложения, оценки и подготовит проект итогового документа.

При таком понимании мы переходим к выступлениям участников Конгресса. И хотел бы предоставить слово руководителю делегации соотечественников Украины Леониду Ивановичу Грачу.

(Аплодисменты)

 

• ГРАЧ Л.И.  

Глубокоуважаемый Владимир Владимирович!

Уважаемые соотечественники!

 Сегодня в этом зале собрались те, кого объединяет дух, говоря словами украинского писателя «чуття єдиної родини». Нельзя больше закрывать глаза на то, что последние годы происходит постоянное ослабление культурных, политических и экономических связей между нашими республиками и народами. Я абсолютно убежден, что если мы не придадим этому адекватного соответствующего движения, мы можем приблизиться к культурно-цивилизационной катастрофе. При этом с формальной точки зрения ситуация может оказаться вроде бы не угрожающей. Цифры свидетельствуют о росте товарооборота, о масштабах взаимных инвестиций, об образовании корпораций, действующих сразу в нескольких странах, но цифры - вещь обманчивая, на мой взгляд, они скрывают то, что мы все дальше отдаляемся друг от друга, начинаем воспринимать друг друга как соседей, с которыми можно и поссориться.

Главная опасность не в том, что, отказываясь от сотрудничества и взаимной поддержки, мы упускаем экономи­ческую выгоду, теряем позиции в мировой системе разделения труда, лишаемся союзников, способных помочь нам реализовать национальные интересы. Дело не только в угрозах национальному суверенитету и промыш­ленному потенциалу в смысле того, что на тяжелых для нас условиях вынуждены встраиваться в другие циви­лизационные системы. Отказавшись от собственной цивилизации, наши народы неизбежно вступят в период социально-политического и культурного распада. Только общее культурно-цивилизационное пространство позволяет нам сегодня еще сдерживать негативное развитие межэтнических, межнациональных и межрегио­нальных конфликтов, идущих и в скрытом, и в открытом видах.

По мере того, как ослабляются связи внутри нашего цивилизационного пространства, эти конфликты приоб­ретают все большую интенсивность, остроту и опасность. Убежден, что предотвратить их возможно, только начав реализовывать стратегию, направленную на восстановление и политического, и экономического союза, объединяющего как народы СНГ, так и тяготеющие к нему народы Евразии, реализуя, прежде всего, формулу единого экономического пространства.

Хочу с особой силой подчеркнуть, уважаемый Владимир Владимирович, что большинство граждан Украины ваши усилия в этом направлении горячо поддерживает.

Отсутствие стратегии, направленной на укрепление общего цивилизационного и культурного пространства, на­носит нашим народам огромный ущерб. Это одна из основных причин затяжного экономического, культурного и социального регресса, который по своей скорости и масштабам не имеет равных в истории. Поэтому для раз­работки, реализации среднего или дальнесрочного характера стратегии у нас осталось не так уж много времени. Все более значимым становится возрастной фактор. Сейчас готовится вступить в жизнь поколение, рожденное после 1991 года. Это поколение выросло в условиях, когда в обществе разрушались исторические связи и тради­ционные ценности. Если мы не сумеем переломить общественную ситуацию и перейти к политике, основанной напринципах солидарности, интернационализма, то у нынешних молодых людей так и не сложится представление о ценности уважительного отношения к созданию нашими предками цивилизации и культуры. Они не по своей вине и часто против собственной воли оказываются в плену националистических настроений.

Предметное представление о том, что нас ожидает в этом случае, мы можем получить, обратившись к опыту последних лет. Вступление в социальную жизнь молодых людей, родившихся в середине 80-х и повзрослев­ших в период 90-х годов, позволило ряду государств резко усилить или прийти к власти политикам, открыто провозгласившим отказ от исторических связей, взявшим курс на разрушение общей культурной цивилизации. И это, прежде всего, видно по действиям как руководства Грузии, так и Украины. Но это не значит, что наше по­ложение безнадежно, что мы, сторонники сохранения общего цивилизационно-культурного пространства, об­речены на поражение. Напротив, общество постепенно сознает, что в рамках других цивилизаций наши страны обречены на подчиненное положение. Люди поняли, что нас связывает намного большее, чем взаимовыгода и общее историческое прошлое, - это, прежде всего, наша духовность.

Почему же мы пока не можем остановить курс, направленный на разрушение культурного и цивилизационного пространства. Думаю, что дело в том, что наши противники, прежде всего, националисты и евроатлантисты на­много лучше организованы, и в отличие от нас они четко осознают стоящие перед ними цели и четко представ­ляют этапы их реализации. В Украине сторонники курса на вступление в НАТО составляют явное меньшинство. Они доминируют только в регионах, относительно недавно вошедших в наше цивилизационное пространство, да и там их преобладание не столь значительно.

 Для всякого непредубежденного человека ясно, что вступление Украины в НАТО будет означать окончательный разрыв с общим цивилизационным и культурным пространством, который неизбежно приведет к геополити­ческим сдвигам в общественном сознании и культуре. Очевидно, что они могут иметь крайне неблагоприятный характер для нынешней правящей украинской верхушки, которая может столкнуться с массовыми обществен­ными возмущениями. Государственная цельность также окажется под угрозой, поскольку для большинства регионов присоединение к евроатлантической цивилизации будет означать крах навек. Тем не менее сторонники евроатлантического курса в руководстве страны идут на огромный риск, сознательно раскалывают Украину, беззастенчиво манипулируя общественным мнением и пренебрегая массовыми настроениями.

Все знают, что кроме власти, нынешней правящей элиты и, обслуживающей ее потребности группы, от вступ­ления в НАТО в украинском обществе никто больше не выиграет. Даже те жители Западной Украины, которые рассчитывают, что им в результате станет легче ездить на заработки в Европу, вынуждены будут разочароваться в своих ожиданиях.

Нам крайне необходимо осознать, что дальнейшее отступление неминуемо приведет к нашему же поражению. Уже очевидно, что предстоящие выборы в России не обойдутся без попыток обеспечить политическое доми­нирование сторонников развала. Развитие подобного сценария имело бы катастрофические последствия не только для России. Поэтому действовать нам следует и активно, и результативно.

Я всецело поддерживаю, что необходимо создать всеобщий мощный координационный центр, который бы за­нимался разработкой и практической реализацией стратегии, направленной на сохранение единого цивилиза­ционного и культурного пространства. Этот центр должен координировать организационные, пропагандистские усилия сторонников восстановления экономического и политического союза с Россией во всех республиках быв­шего СССР. Поскольку успех наших усилий во многом зависит от того удастся ли сохранить интегрирующую роль русского языка, этот центр должен заниматься поддержкой общественных и политических усилий, направленных на придание русскому языку статуса государственного. 1/1 это крайне важно, прежде всего, для Украины.

Как уже отмечалось, в обеспечении курса на евроатлантическую интеграцию в Украине огромную роль имеет сегодня, к огромному сожалению, разжигание националистических настроений, раскалывающих украинское общество и позволяющих сторонникам евроатлантического курса выглядеть якобы умелыми прагматиками. Указ президента Ющенко о легализации боевиков, попытки постоянно вмешиваться в дела святая святых Русской православной церкви, пренебрежительно демонстрируя со стороны власти свое отношение к ней, это яркие примеры того, как националисты используются сторонниками вступления в НАТО. С этой проблемой сталкивается не только Украина, подобная практика применяется в других республиках. Поэтому нам крайне необходимо, на мой взгляд, создать единый антинатовский фронт, способный остановить нарастание настро­ений и не допустить пересмотра итогов Великой Отечественной войны.

Я поддерживаю тезис, высказанный Президентом Российской Федерации о том, что нам крайне важно активизи­ровать межрегиональные связи, и на примере тех взаимоотношений, которые сложились: Москва-Крым. Татарстан-Крым, Кубань-Крым, можно говорить только о взаимном проникновении, взаимном сближении и достижении взаимных результатов. Думаю, что было бы правильно, если бы мы возвратились к реализации строительства моста Кубань-Крым. Думаю, что от наших активных действий зависит наше хорошее нормальное и прочное будущее.

 Благодарю за внимание.

(Аплодисменты)

 • ЛАВРОВ С.В.

Спасибо, Леонид Иванович.

Архив