Леонид Грач
Коммунисты России ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ

Украинский сын русского народа

Поделится:
13:36 09 Марта 2016 г. 1420

 

kobzar.jpgПоэт совершенно народный

На март приходится годовщина как со дня рождения, так и со дня смерти Тараса Григорьевича Шевченко (09.03.1814 – 10.03.1861)

Тарас Григорьевич  Шевченко - величайший поэт, писатель и гениальный художник, удостоенный звания академика.

«Поэтом совершенно народным»  назвал Тараса Григорьевича Шевченко известный российский литературный критик и публицист Н.А.Добролюбов: «Он вышел из народа, жил с народом и не только мыслию, но обстоятельствами жизни был с ним крепко и кровно связан». На долю Шевченко выпали все беды, какие знала жизнь крепостного крестьянина. Рано осиротев, он изведал много горя, прислуживая сначала дьячку-учителю, потом дьякону-маляру и, наконец, самому помещику. Постоянные побои уже в раннем детстве породили в душе поэта «на всю жизнь, — писал он в автобиографическом рассказе, — глубокое отвращение и презрение ко всякому насилию одного человека над другим».

В восемнадцать лет Шевченко был отдан помещиком в обучение к живописному мастеру в Петербурге. Жизнь его в живописной мастерской была не легче, чем у деревенского дьячка или в передней у помещика. В светлые весенние ночи юноша «бегал в Летний сад рисовать со статуй»; его талант был замечен петербургскими художниками. Художник К. П. Брюллов написал портрет В. А. Жуковского, и на деньги, вырученные от продажи портрета, Шевченко в 1838 году был выкуплен у помещика.

«Я хорошо знал, что живопись - моя будущая профессия, мой насущный хлеб. И, вместо того чтобы изучить ее глубокие таинства, и еще под руководством такого учителя, каков был бессмертный Брюллов, я сочинял стихи, за которые мне никто ни гроша не заплатил и которые, наконец, лишили меня свободы и которые, несмотря на всемогущее бесчеловечное запрещение, я все-таки втихомолку кропаю», – писал Шевченко.

Тарас Григорьевич успешно окончил Академию художеств.

Он известен как замечательный поэт. Но для царского правительства он по-прежнему оставался бесправным мужиком. Арестованный в 1847 году за участие в тайном политическом обществе — Кирилло-Мефодиевском братстве и его поэму «Сон», Шевченко по распоряжению  царя  был  сдан   в  солдаты   «под  строжайший надзор и с запрещением писать и рисовать». Спустя три года последовал второй арест, Тараса Григорьевича  отправили в  ссылку в прикаспийский гарнизон. Для Шевченко этот запрет был равносилен смерти, но и там он продолжал тайно писать свои стихи и поэмы.

Он записывал свои произведения в маленькую «захалявную» книжечку, которую прятал в сапог, впоследствии эта книжечка будет названа «Кобзарь». «В продолжение десяти лет я кроме степи, казармы ничего не видел и кроме солдатской рабской речи ничего не слышал», — отмечал поэт в дневнике. Хотя и здесь Шевченко нашел благородных друзей, он решил не испытывать больше судьбу и в свободные от караульной службы часы в течение семи лет украдкой писал только повести на русском языке. В этих каторжных условиях он сумел сохранить лишь небольшую часть написанного. К сожалению, не все творения поэта и писателя  дошли до нас. Так, нам известно название одного из них — «Повесть о безродном Петрусе», ученые догадываются о ее содержании, но сам текст повести утерян.

Поскольку произведения Шевченко было строжайше запрещено печатать, он попытался передать свои повести через друзей в Петербург для публикации под псевдонимом «Кобзарь Дармограй». Однако осуществить этот замысел не удалось. И дело не только в цензуре. Замечательный русский писатель Сергей Аксаков был искренним другом поэта, но он полагал, что повести Шевченко уступают его украинским стихам. Когда Шевченко возвратился из ссылки, Аксаков не посоветовал ему печатать повести, и хотя Кобзарь и мог бы предложить издателям свои прозаические произведения, он прислушался к мнению друга.

Только спустя два десятилетия после смерти Шевченко друзья поэта напечатали его повести.

Шевченко чрезвычайно смело вскрывает все язвы крепостничества, весь общественный строй, который допускал подобные уродливые явления. Герой повести «Музыкант» говорит в одном письме: «О, если бы я имел великое искусство писать! Я написал бы огромную книгу о гнусностях, совершающихся в с. Качановке. Не помню, в какой именно книге я прочитал такое изречение, — если мы видим подлеца и не показываем на него пальцами, то и мы почти такие же подлецы».

Повести Шевченко являются для нас чрезвычайно ценным наследием, и современники обязаны знать о них. Наряду с поэзией, изобразительным искусством — это одна из важнейших черт гениальной мысли Тараса Шевченко.

Т.Г.Шевченко был пламенным патриотом угнетенной Украины и певцом братства всех народов. Он мечтал о том времени, когда на обновленной земле не будет царей и панов.

 

Не делайте из Т.Шевченко идола украинского национализма

Грязь национал-шовинизма! Сколько ее в нынешней помаранчево-бандеровской Украине. И этой грязью марают имена известных людей прошлого. В их числе Т.Г. Шевченко. Его превратили в идола галицко-украинского национал-шовинизма, пещерного русофоба. Однако, это совершенно не так. Впрочем, что можно ожидать от скоропалительно организованного государства на основе ущербных националистических тенденций. Эксплуатация имени поэта и других деятелей восточно-славянской и русской культуры прошлого служит цели раздуть, возвеличить все украинское и принизить все русское в качестве синонима враждебного. Эти деяния четко следуют циничной рекомендации Геббельса: «Людям следует говорить, во что они должны верить”.

Шевченко преподносится как певец украинского народа в его современном определении и статусе искусственного сепаратизма, борца за свободу от самодержавной России. И вот, наконец, в 1991 году «голубая мечта» всей жизни поэта свершилась! Слезы радости и умиления. Таков общий тон всех кликушеских пропагандистских акций и фальсификаций на эту тему. Как ни крути, а все это выглядит обыкновенным необандеровским реваншизмом как месть за сокрушительное поражение ОУН–УПА в годы войны и после неё.

Сам Шевченко никогда не разграничивал малороссов и русских. Он прекрасно знал и любил русский язык и русскую культуру, которая исторически стала полноправной преемницей древнеславянской культуры, ее лучших традиций. Более того, поэт по праву считается ее достойным представителем и блестящим воспитанником. Именно деятели русской культуры Григорович, Жуковский, Венецианов, Брюллов и другие способствовали освобождению из крепостной неволи талантливого малороссийского парня, дали рекомендацию в императорскую Академию художеств и стали его учителями. Благодаря им Т. Шевченко зажил совсем другой жизнью, поднявшись значительно вверх по социальной лестнице до разночинца-интеллигента.

Тарас Григорьевич нигде и никогда не называл себя украинцем, что приводит к немалому расстройству «национально озабоченных» патриотов, которые само «украинство» превратили в прибыльную профессию. Шевченко писал об Украине, мечтал о ней, боролся за лучшую долю народа, но никогда не разделял «милую Украйну» и Россию, не разделял народ Украины и России. Вовсе не собирался он делить будущую Россию без царя и крепостничества на национальные ошметки. Об этом он прямо пишет в своих стихах. Вот строки, обличающие фальсификаторов во лжи:

И меня в семье великой,

В братстве вольном, новом

Помянуть не позабудьте

Добрым тихим словом.

Всю свою жизнь Т.Г.Шевченко неутомимо боролся не против России как государства, а против позорного крепостничества, против царского самодержавия, за демократию и справедливость. Но стихи его посвящены тяжелому положению крестьян именно Малороссии, потому что это была его родина. И еще в той горькой земле лежали его отец и мать, так рано ушедшие из жизни.

 «О братстве вольном, новом» мечтал великий поэт, а не о кровавой дивизии СС «Галичина», «Нахтигаль» и «Роланд». Не о Хатыни, сожженной украинскими полицаями. Не о запрете на продажу книг на литературном русском языке, в формировании которого – писали учебники по грамматике – самое непосредственное участие приняли славные выходцы из Малороссии (Епифаний Славенецкий и другие.)

Но как умеют украиноправоверы перевернуть истину с ног на голову! В частности, кандидат философских наук Микола Рубанец пишет, что Шевченко призывал бороться «до полного национального и социального освобождения, до построения собственного государства». Говорит, что поэт стал наибольшим и ярким выразителем народных надежд и идеалов, мечты о демократическом устройстве независимой державы» (№ 45. 2000 г, «Украина и мир сегодня»). Наглость говорения от имени народа очевидной неправды поражает, но уже не удивляет – давно стало нормой политики новых украинских властителей.

А вот слова самого Т.Г. Шевченко из предисловия к «Гайдамакам», которые полностью опровергают вышеприведенное утверждение: «…Весело послушать его (кобзаря – авт), когда он запоет думу про то, что давно деялось. Как боролись ляхи с казаками, весело …а все-таки скажешь: слава богу, что миновало, а особенно как вспомнишь, что мы одной матери дети, что все мы славяне. Сердце болит, а рассказывать надо: пусть знают сыны и внуки, что отцы их заблуждались, пускай братаются снова со своими врагами. Пусть житом-пшеницею, как золотом, покрыта, неразмежеванная останется на веки от моря до моря – славянская земля».

Вот он, истинный Тарас Григорьевич Шевченко!

Так что, господа дармократы,

Не стоит головой стучать о стенку

И в бешенстве слюною брызгать зря!

«Мы – русские!» — так говорил Шевченко.

Внимательней читайте «Кобзаря».

(Из стихотворения К.Фролова «Мы – русские!»)

 

Т.Ежова, главный редактор газеты «Искра правды»

Архив