Леонид Грач
Коммунисты России ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ

«В связи с утратой доверия»: В Москве больше не верят Аксенову

Поделится:
20:23 29 Марта 2016 г. 1306

Как известно, реализация в Крыму различных проектов в рамках Федеральной целевой программы «Социально-экономического развития Крыма и Севастополя до 2020 года» (ФЦП-2020) постоянно стопорится и откладывается по причинам отсутствия или несвоевременного выделения Москвой необходимых средств, неспособностью крымских и севастопольских чиновников вовремя подготовить необходимые документы для реализации программы и т.п.

В частности, 22 марта министр экономического развития России Алексей Улюкаев заявил, что крайне низкий уровень реализации ФЦП-2020 в 2015 году был связан с задержкой финансирования работ из федерального центра и ее корректировкой, информирует еizvestia.com.

Но, помимо задержек и корректировок, есть также еще одна проблемка — недоверие Москвы к так называемому «крымскому правительству».

«В связи с утратой доверия»

18 марта в  Крыму с  визитом находился Владимир Путин. Тогда, кроме проверки хода строительства моста через Керченский пролив он потребовал определить «конкретного человека», ответственного за строительство участка трассы Керчь-Симферополь, чтобы его в случае провала проекта можно было бы «повесить». Недовольство главы России было связано с тем, что за строительство подъездных путей к будущему керченскому мосту отвечает одновременно министерство экономического развития РФ, министерство транспорта РФ и крымские «власти».

Спустя несколько дней, глава крымского правительства Сергей Аксенов, «уловив дуновение северного ветра», заявил о необходимости определения одного ответственного лица по реализации ФЦП-2020 – для «устранения бюрократической волокиты» при утверждении проектов в рамках этой программы. Дабы придать своим словам большую убедительность Аксенов напомнил о задержках по реализации ФЦП, имевших место в 2015 году. Также он выразил готовность пожертвовать своей головой в случае провала федеральной программы, – выпрашивая тем самым у Москвы разрешения получить контроль над финансовыми потоками, предназначенными для социально-экономического развития Крыма.

Однако к его заверениям в Москве отнеслись прохладно. Доказательством этого стало подписание 25 марта Аксеновым (видимо, по указанию сверху) распоряжения об установлении ответственности за реализацию мероприятий ФЦП-2020. Согласно этому документу, отвечать за федеральную программу будут заместители руководителей «исполнительных структур (Крыма), имеющие опыт работы в других субъектах РФ». То есть, Кремль не прельстился возможностью отрубить Аксенову голову, отдав предпочтение более жесткому контролю над денежными потоками.

Здесь также следует напомнить, что в январе с.г. правительство России уже ограничивало потенциальный доступ Аксенова к федеральным денежным потокам, создав некоммерческую организацию «Дирекция по управлению ФЦП», в одну из задач которой входит обеспечение контроля над средствами, которые выделяются по федеральной программе.

Кроме того, во время своего последнего визита в Крым (21 марта) секретарь Совета безопасности России Николай Патрушев назвал нецелевое расходование бюджетных средств одной из угроз качеству жизни российских граждан и призвал «чиновников» Крыма и Севастополя обратить на этот вопрос серьезное внимание.

Обозначенные выше факты свидетельствуют о решительных намерениях Москвы полностью ограничить доступ членов правительства Аксенова к финансовым средствам, выделяемым в рамках ФЦП-2020. Это дает основание предположить, что господин Аксенов окончательно утратил доверие в глазах российского руководства.

Туманное будущее ФЦП-2020

Что касается реализации в этом году федеральной программы, то на сегодняшний день пока еще не утвержден штаб «Дирекции по управлению ФЦП», о чем заявил Улюкаев 22 марта. Кроме того, 28 марта должно было состояться назначение крымских чиновников, ответственных за реализацию мероприятий ФЦП-2020. Но по состоянию на 10:00 29 марта на сайте крымского правительства соответствующий документ о назначении так и не появился.

Также 24 марта планировалось заседание правительственной комиссии по развитию Крыма, в ходе которого чиновники должны были утвердить детальный график каждого мероприятия, в рамках ФЦП-2020 года. Однако главным результатам заседания было названо решение об увеличении на 100 человек численности сотрудников правительства Крыма, работающих над реализацией федеральной целевой программы.

Так что, как видим, говорить о каком-то выполнении ФЦП-2020 (за исключением строительства энергомоста) пока не приходится: не назначены ответственные должностные лица за исполнение ФЦП, нет утвержденного графика работ, соответственно – не выделены финансовые средства. Хотя уже почти закончился первый квартал 2016 года.

P.S. Если наши предположения в нечистоплотности правительства Аксенова кому-то покажутся голословными, то рекомендуем ознакомиться с небольшим расследованием российских журналистов из «Независимой газеты», раскрывающим глаза на дорожные аферы крымских «чиновников».

Экономические известия,

29.03.16.

 

ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

Как руководители крымских дорожных ведомств ввели в заблуждении Дмитрия Козака и Сергея Аксенова

18 марта, во вторую годовщину воссоединения Крыма с Россией, на совещании по вопросам строительства Крымского моста и социально-экономического развития Крыма и Севастополя президент Владимир Путин более всего интересовался одной темой – строительством дороги Симферополь-Керчь. Вице-премьер Дмитрий Козакобрисовал ему ситуацию в довольно пессимистических красках:

– Находимся в стадии проектирования, – сообщил вице-премьер. – Был срыв, связанный с тем, что недобросовестный проектировщик… Проработали стоимость в четырехполосном исполнении, как вы хотели…

– Недобросовестный проектировщик?.. – переспросил президент. – И что, деньги ему заплатили?

– Нет, деньги не заплатили, – подключился к разговору Сергей Аксенов. – Он, правда, требует 280 млн… за невыполнение работы.

Президент намерен был разбираться дальше. По его словам, накануне вечером он звонил руководителям разных ведомств и пытался выяснить, кто конкретно отвечает за строительство дороги. Выяснилось, что отвечают сразу несколько: Министерство экономического развития, власти Крыма, Министерство транспорта… 

Дмитрий Козак сообщил президенту, что сейчас заключается договор с новым проектировщиком на прокладку трассы в новых параметрах – она будет по поручению президента расширена с трех полос до четырех. Организация, с которой контракт разорван, якобы требует через суд 280 миллионов рублей. «Сегодня, поскольку соглашения заключены, средства перечислены, ответственность за проектирование и строительство дороги по согласованному графику несет правительство Республики Крым», – цитирует ТАСС слова Козака.

Совещание закончилось, президент вернулся в Москву в полной уверенности, что правительство разобралось, наконец, в ситуации с задержкой строительства стратегической дороги от Керчи до Симферополя, что виновник недопустимого промедления найден и отстранен от работ, и стройка века успешно завершится в намеченные сроки.

Но, к сожалению, дела обстояли с точностью до наоборот. Руководители Министерства транспорта Республики Крым и ГКУ «Служба автомобильных дорог Республики Крым» ввели Дмитрия Козака, и Сергея Аксенова в заблуждение.

Вот как развивалась ситуация со строительством дороги Керчь-Симферополь на самом деле. В моем распоряжении оказались документы, которые позволяют восстановить, что произошло в реальности, и по чьей вине строительство стратегической трассы было задержано на два месяца.

«Недобросовестным проектировщиком», который едва не «схомячил» 280 миллионов рублей, является компания ООО «Гипротрансмост-Крым» (ГТМК), которая изначально выполняла проектно-изыскательские работы по объектам: «строительство автомобильных подходов к Керченскому мостовому переходу» и «строительство автомобильной дороги «Таврида» («Керчь – Симферополь»).

Так вот, в действительности все необходимые проектно-изыскательские работы компанией ГТМК были выполнены, причем для дороги именно в четырехполосном исполнении. Выполнены, несмотря на то, что в ноябре прошлого года руководители Министерства транспорта Республики Крым и ГКУ «Служба автомобильных дорог Республики Крым» Андрей Безсалов и Александр Мохна приняли решение о приостановке действия государственных контрактов с ГТМК и попытались в одностороннем порядке произвести корректировку требований к проектированию дороги в части уменьшения полосности (до трех полос) вышеуказанных объектов. Получив письмо от чиновников о приостановке работ, компания ГТМК выполнила работу за свой счет, а вся проектная документация, позволяющая начать стройку дороги, была передана заказчику.

Эти коллизии документально подтверждены. Вот точная и документально подтвержденная хронология событий.

17 августа 2015 года государственное ГКУ «Служба автомобильных дорог Республики Крым» и ООО «Гипротрансмост-Крым» заключили государственный контракт № 15-П/15, согласно которому компания ГТМК как подрядчик приняла на себя обязательства по выполнению проектно-изыскательских работ по объекту: «Строительство автомобильных подходов к транспортному переходу через Керченский пролив».

Работы были выполнены в полном объеме на сумму около 280 миллионов рублей. Все данные исследований были переданы непосредственному заказчику, то есть «Автодорогам Крыма». Но крымские чиновники, отвечающие за строительство дорог на полуострове, сумели все же дезинформировать правительство России в лице Дмитрия Козака и правительство Крыма в лице Сергей Аксенова именно в части того, кто пытался навязать строительство автодороги Керчь-Симферополь в трехполосном варианте. Именно глава Минтранса Крыма Андрей Безсалов и глава «Службы автодорог» Александр Мохна в ноябре прошлого года приняли «решение о приостановке действия государственных контрактов в связи с их попыткой в одностороннем порядке произвести корректировку требований к проектированию дороги в части уменьшения полосности (до трех полос)…». Это цитата из обращения генерального директора ГТМК Владислава Коновалова в Следственный комитет РФ.

Действительно, 10 декабря 2015 года главный инженер ГКУ «Служба автомобильных дорог республики Крым»Александр Брудин направил руководителю ГТМК Владиславу Коновалову официальное извещение (исх. 14/688) о приостановке проектных работ. Брудин сообщил, что «работы будут продолжены после корректировки Федерально-целевой программы»…

Коновалов направил в адрес министра транспорта Крыма Андрея Безсалова обращение, где указал, что решение о приостановке проектных работ незаконно и не входит в компетенцию Службы автодорог. И ГТМК в итоге отправила результаты своих проектно-изыскательских работ, как и предполагалось по условиям контракта – в декабре. Договор был выполнен в полном объеме на сумму около 280 миллионов рублей.

Вот выдержка из заявления гендиректора ООО «Гипротрансмост – Крым» Владислава Коновалова в адрес председателя Следственного комитета РФ Александра Бастрыкина:

«Указанная возможность (начать строительство – В.П.), как стало в последующем известно, позволила руководителю Государственного заказчика в лице начальника государственного казённого учреждения «Служба автомобильных дорог Республики Крым» Мохна А.В., имея в ведении подчинённого ему учреждения результаты выполненных ООО «Гипротрансмост – Крым» инженерно – геологических, инженерно – геодезических, инженерно – экологических, археологических, инженерно – гидрологических изысканий, привлечь к выполнению оговорённых государственным контрактом работам стороннюю организацию, которая не является стороной государственного контракта № 15-П/15, но уже противоправно обладающую результатами изысканий ООО «Гипротрансмост – Крым» и направить в адрес ряда глав муниципальных районов Республики Крым для согласования проектную документацию, изготовленную якобы ЗАО «Институт «Трансэкопроект» (копии обращений прилагаются)».

Честно заработанных денег исполнителю работ, компании ГТМК, не выплатили, а передали всю необходимую для начала строительства документацию… «третьему лицу».

Это, к сожалению, одна из самых распространенных в российских реалиях ситуаций. Как правило, после такого поворота событий жертва чиновных «манипуляций» оказывается на грани банкротства. Не мудрено, что руководство ГТМК обратилось в правоохранительные органы.

Интересно, что представителей третьей стороны, то есть организации, которой бесплатно передали результаты исследований ГТМК, ЗАО «Институт «Трансэкопроект», при согласовании проектной документации с главами муниципальных районов Республики Крым непосредственно сопровождал начальник отдела ремонта дорог и содержания инфраструктуры государственного казённого учреждения «Служба автомобильных дорог Республики Крым» В.В. Докучаев.

Между тем ЗАО «Институт «Трансэкопроект» не внесен Советом министров Республики Крым в списки подрядчиков по проектным работам в рамках данной федеральной целевой программы. Очевидное нарушение закона налицо.

«Используя материалы, полученные от ГТМК, Служба автодорог и Минтранс Крыма «в лице Мохна А.В. и Безсалова А.Г. предприняли попытку утверждения их в качестве официально разработанной документации по планировке территории документацию, якобы разработанную компанией ЗАО «Трансэкопроект», – пишут руководители ГТМК в жалобе, направленной в адрес Госсовета Крыма.

А ведь с «Трансэкопроектом» не был заключен государственный контракт на выполнение данных работ. Более того у «Трансэкопроекта» отсутствуют необходимые допуски и разрешения для проведения такого вида работ, а материалы, используемые «Трансэкопроектом» при формировании документации по планировке, взяты из материалов, которые ранее направлялись в «Службу» компанией ГТМК.

В своем обращении в Госсовет Крыма руководитель ГТМК Коновалов приводит ряд и других нарушений норм проектирования, строительства и бюджетирования со стороны Службы автодорог.

Непосредственным исполнителем этой аферы, как приходится констатировать, стала структура крымского Минтранса ГКУ «Автомобильные дороги Крыма», кстати, совсем недавно официально обвиненная прокурором Крыма Натальей Поклонской в мошенничестве в особо крупных размерах. В ходе прокурорской проверки было выявлено необоснованное перечисление в конце 2014 года распорядителем по договорам на выполнение «проектов организации дорожного движения на автодорогах общего пользования», то есть ГКУ РК «Служба автомобильных дорог Республики Крым», «свыше 26 миллионов рублей, которые были присвоены путем завышения в три раза стоимости проектной документации». Материалы были направлены в следственный комитет для организации уголовного преследования в отношении должностных лиц предприятия-субподрядчика. Ход расследования уголовного дела части 4 статьи 159 УК РФ («Мошенничество, совершенное в особо крупном размере»), как сообщило издание «Лента. ру» был взят на контроль прокурором республики Натальей Поклонской

Это лишь небольшой «штрих к портрету» Минтранса Крыма и его подразделений, который поможет нам лучше понять ту интригу, которая отодвинула на два месяца, как это был заявлено на совещании президенту России, строительство важнейшей дороги в Крыму.

Руководство Минтранса Крыма было детально информировано о том, что компания ГТМК добросовестно и квалифицированно выполняла все проектные работы по дороге Симферополь-Керчь именно в четырехполосном варианте, а Служба автодорог пыталось навязать строительство трехполосной дороги, что превратило бы эту стратегическую трассу в настоящее «бутылочное горло».

Так или иначе, масштабный обман со стороны дорожных чиновников Крыма налицо. Если бы такое произошло в Америке, то незадачливые госслужащие, обманувшие вышестоящее начальство, были бы немедленно уволены, а возможно даже преданы суду.

Если ничего не изменится, то строительство стратегической расы по-прежнему будет зависеть от сомнительных решений ГКУ «Служба автомобильных дорог республики Крым», которая является фигурантом уголовного дела по обвинению в мошенничестве в особо крупных размерах, а виновные в обмане останутся безнаказанными. Вот, к примеру, как вице-премьер правительства Крыма Олег Казурин откровенно дезинформирует журналистов:

«По словам зампреда крымского правительства, в августе прошлого года Служба автомобильных дорог подписала контракт на проектировку этого участка с ООО «Гипротрансмост – Крым». До конца года фирма обязалась за 280 млн руб сделать проект, пройти все согласования, и получить одобрение Главгосэкспертизы. «Организация приступила к работам, но документы в экспертизу почему-то не сдала, хотя экспертиза должна была пройти именно в декабре, – уточнил Казурин. – После этого контракт был приостановлен Службой автомобильных дорог и документы переданы в суд на расторжение контракта». 

На самом деле руководители компании «Гипротрансмост-Крым» били, как следует из их писем, во все колокола, чтобы готовые документы приняли к рассмотрению и отправке на экспертизу, но ответа так и не получили.

Крымский депутат Олег Шувайников так выразился о стиле работы крымских дорожных служб. «Дорога – это самое лакомое место. Я помню прошлым летом многокилометровые очереди на трассе Симферополь-Белогорск-Феодосия-Керчь… Суммы миллиардные, дорогу никто не расширил, положили еще одну пленочку, кое-где обновили подушку, и что?.. Прокатитесь, и сами убедитесь, что до и после автотрасса лучше не стала. Вопрос: куда ушли миллиарды, на которые можно было бы три таких дорожных покрытий сделать?»

 

Остается надеяться, что Следственный комитет действительно разберется во всей этой ситуации, доведенной, на мой взгляд, до настоящего абсурда, и вполне достойной пера русского классика Салтыкова-Щедрина.

Независимая газета,

28.03.16.

Архив