Леонид Грач
Коммунисты России ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ

А. Аленкин: Мне нравятся наши советские фильмы

Поделится:
12:54 09 Июня 2016 г. 1578

69596.jpg

Старшее и среднее поколения помнят: в любом кинотеатре – городском или сельском – над сценой или с левой стороны были плакаты: «Из всех искусств для нас важнейшим является кино – В.И. Ленин».

Сказано очень давно, но и до сего дня актуально. Важнейшим оно было не только для наших порой мало, а то и совсем неграмотных дедушек и бабушек. Такой была моя мама, в детстве при царях не посещавшая школу, да и у отца за плечами было всего 3 класса. Мама к тому же была слишком религиозной, считая кино, как и многое другое в жизни: радио, телевидение, полеты в космос – бесовским изобретением.

Но однажды сверстницы-подруги уговорили ее сходить с ними на «Свадьбу в Малиновке». Ее пересказ пополам с хохотом показался мне странным. На мою реплику, что это были артисты, она отреагировала: «Нет, это были обычные люди», – артисты, мол, так не смогут сыграть. В общем, мне так и не удалось ее переубедить.

Таково было влияние настоящего кино на людей. Это было до войны. Увидев однажды фильм уже о войне, она пришла заплаканная и больше не ходила в кино: опять-таки там, мол, было много убитых и раненых настоящих, а не артистов. Хотя фильм был художественный, а не документальный. Я-то уже был старшеклассником, но помнил, как в далеком детстве сам несколько раз ходил на «Чапаева», надеясь, что уж сегодня он не утонет в реке, а выплывет, спасется.

С годами, взрослея, мы не замечали, что кино постепенно, исподволь заставляло нас задумываться о смысле жизни, выборе профессии, сравнивать свою жизнь, поведение, поступки с жизнью героев киноэкрана. Если это кино о фронтовых разведчиках, – хотелось им стать, о геологах – геологом, о летчиках – летчиком. Ну а потом пошла эра космонавтики, и профессия космонавта Ю. Гагарина и других затмила своей необычностью и отвагой все остальные «земные» профессии.

Книги-то надо еще прочитать, а это труд-да-да, мой читатель, – труд умственный на несколько дней. А для некоторых, умственно-ленивых, и на многие недели, а то и месяцы. А тут за полтора-два часа сидения в зале тебе актеры перескажут весь роман в лицах, характерах и действиях. Прямо лафа для лентяев.

Сколько раз в течение моей долгой жизни приходилось разочаровываться в человеке при ближайшем знакомстве: во дворе авто и даже несколько, в гостиной – шкафы с хрусталем и коврами на полу, но… ни одной книги. Хоть шаром покати. Спрашиваешь, что сейчас читаешь, ответ – некогда. И ни разу не слышал честного ответа – лень. Просто заскорузлая тупая лень, которая вместе с жадностью (на покупку книг, подписку на газеты-журналы) родились раньше, чем появился на свет божий сам этот индивидуум. Будь он рабочий, крестьянин, инженер, чиновник, начальник. На авто, гараж, запчасти, бензин, хрусталь у него деньги есть, на книги-газеты, увы, их не хватает. Как у алкоголика – на закуску. Сам не читаешь, так хоть бы ради детей и внуков держал в передней скромную этажерку с книгами. Они же должны быть добрее и умнее своих увлекшихся барахлизмом унылых предков.

Конечно хорошо, что умственно ленивых выручает, отчасти, хорошее кино. Выручало оно и нас, мальчишек военного и послевоенного голодного времени. Да, мы голодали телесно, но после школьных занятий и работы дотемна в поле (на сенокосе, сборе урожая, у станка на заводе) вечерами бежали в кинотеатр посмотреть новое кино, а то и уже виденное-перевиденное, но интересное, а потому что-то дающее сердцу и уму. Мы конечно этого не замечали – они подспудно, незаметно воспитывали нас.

Помню встречу в техникуме с забытым ныне писателем Елизаром Мальцевым, который в своем романе «От всего сердца» слишком расхваливал коллектив одного колхоза, где нет пьяниц и воров – все честно трудятся. Вечерами в Доме культуры перед кино – встречи с актерами, играющими в этом фильме, концерты приезжих знаменитостей или своей художественной самодеятельности, лекции на разные темы, в выходные и праздники – соревнования по футболу-волейболу перед полными трибунами болельщиков новенького стадиона. Почти в каждом дворе велосипеды-мотоциклы. Колхозники живут зажиточно, имея личное подсобное хозяйство или выписывая на складе нужные продукты в счет будущей оплаты, получают на трудодни в конце года приличную натурплату в виде зерна, фуража, овощей, фруктов, поросят-телят. Что-то из этого можно продать и покупать те самые велосипеды, радиоприемники и т. д.

В общем полная идиллия, да и только. И это 1948 год – через три года после страшной войны? Техникум наш сельскохозяйственный, и мы хорошо знали колхозную жизнь – сами из. Но после обсуждения романа лишь один из нас осмелился спросить: где автор видел такой колхоз? А задал его не просто такой, как все мы, «салажата», а прошедший войну парень, получивший за форсирование Днепра Героя Советского Союза.

Писатель не растерялся и попросил записать адрес: Кировская область, Вожгальский район, колхоз «Красный Октябрь». Я не записывал, но почему-то запомнил его на всю жизнь. (Интересно: а как сейчас там жизнь после всех передряг – перестроек?)

Далее Е. Мальцев честно признался, что некоторые моменты он взял из жизни других колхозов и соединил в одном. Но в общем все описал правдиво. Многое ведь зависит от руководителя, кадровой политики, дисциплины и нравственного климата в коллективе.

– Такими должны быть все хозяйства – подытожил писатель. – А вам интересно было бы читать про колхоз, в котором многие, начиная от скотника, доярки, тракториста, кладовщика и до председателя пьют, прогуливают и воруют? Потому и живут бедно, аж самим противно за себя. Их дети берут пример с родителей и – замкнутый круг.

Вы будущие агрономы, зоотехники, ветеринары, механизаторы, председатели. И в ваших руках будущее нашего сельского хозяйства, попробуйте сделать его лучшим. Иначе зачем вы родились, учитесь и живете?

Немного позднее на экраны вышел знаменитый фильм «Кубанские казаки», который до сих пор газетные щелкоперы называют лакировкой действительности. Но многие думающие и тогда и сейчас считали и считают, что именно такой и только такой должна быть жизнь в деревне и колхозе, где умные руководители и честные труженики.

Да пусть будут, как в годы коллективизации, частники – «кулаки и куркули», для которых их «хата всегда с краю». Но завидовать им никто не будет, если рядом колхоз миллионер, и в дружном коллективе веселее спорится дело, подтягиваются и перевоспитываются даже закоренелые лентяи и любители спиртного. И остается больше времени для чтения, воспитания детей, путешествия и хобби.

Но частники должны работать только своей семьей, без эксплуатации посторонних. У «куркулей» ведь нет выходных и отпусков – паши, ешь и снова паши. То же всю жизнь делает и бессловесная лошадь.

Кино было и остается самым массовым и доступным средством, воспитывающим разностороннего человека, культивирующим в обществе все виды и жанры литературы, драматургии и в целом – искусства. У каждого из нас сохранились в памяти впервые увиденные на экране различные сюжеты. Например у меня – кадры из фильма «Детство Горького», который я посмотрел в далеком детстве. Это показалось настоящим чудом: мне сказали, что писатель умер. Но я вижу его на экране живого – он ходит, разговаривает, грустит или смеется.

Много позже узнал: если до революции в России было лишь 1500 киноустановок, то через 10 лет уже в России Советской – 20 тысяч, а в 1940 году – 28 тысяч, включая передвижные. И параллельно с этим велось активное строительство кинотеатров даже в самых отдаленных уголках огромной страны.

Особый размах киноиндустрия получила в годы Великой Отечественной войны и в послевоенное время. Кино являлось одним из главных средств в нашем воспитании в духе добра, справедливости, честности, коллективизма и патриотизма.

А вот краткая история советского кинематографа. В 1918 году на экраны вышел первый советский фильм «Уплотнение» режиссера А. Пантелеева. Конечно, первые фильмы были «немыми», но уже в 1931 году был снят и вышел в прокат первый звуковой художественный фильм «Путевка в жизнь», в котором прозвучал своеобразный гимн строителям нового общества – песня «Марш энтузиастов»

(«В буднях великих строек,

в веселом грохоте, в огнях и звонах.

Здравствуй, страна героев,

страна мечтателей, страна ученых…»).

В 1935 году на экраны вышел дублированный фантастический фильм «Человек-невидимка» режиссера и актера Героя Соцтруда М. Донского. Именно его фильм «Детство Горького» я и впервые увидел первоклассником в 1939 году.

Первый цветной советский фильм «Груня Корнакова» вышел в 1936ом, а через 4 года первый стереоскопический «Земля молодости» режиссера А. Андреева. В 1957 году появился наш первый широкоформатный «Илья Муромец» режиссера А. Птушко – создателя же первого объемного мультфильма «Новый Гулливер». И наконец через год на экраны вышел первый панорамный «Широка страна моя родная».

В 60е – 80е годы прошлого столетия в Советском Союзе выпускалось до двухсот и более художественных и научно-популярных фильмов в год. Конечно, нам не угнаться было по количеству с Голливудом, с его в основном тупой развлекаловкой, выкачиванием денег из карманов зрителей. Задача кинобаронов – прибыль, прибыль превыше всего. (Кто хочет узнать более подробно о значении и влиянии такой «продукции» на умы и души зрителей, особенно молодежи, отсылаю к очерку Максима Горького «Город Желтого Дьявола» (золота, о Нью-Йорке).

Дублировались и некоторые голливудские и западные фильмы, особенно о путешествиях по разным странам и континентам. А потом на наших зрителей обрушился целый водопад индийских фильмов, начиная от знаменитого «Бродяги» в исполнении Раджа Капура. Особенно нравились они (да и до сих пор) женской аудитории зрителей. Многое в современных латиноамериканских телесериалах почерпнуто из опыта индийского 4х серийного кино. И те и другие рассчитаны в основном на бездумное времяпрепровождение домохозяек, которым внушают: живите одним днем, не лезьте в дебри политики сами и не пускайте своих мужей и сыновей дальше кухни и телеящика. Не ищите правды и справедливости, не завидуйте богатым – они бедолаги – «тоже плачут и скулят» от черной зависти к тем, кто еще богаче. Зато вы, беднота, попадете в рай, а эти жадноископаемые будут в аду вечно корчиться в судорогах в котлах с кипящей смолой. Вы верите в бога, а для них бог – это доллар. И плевать они хотели, что, по выражению великого классика, «на каждом долларе ком грязи, на каждом долларе капля крови», за которыми гонятся кинобароны, режиссеры и актеры Голливуда и в целом западного кино.

А мне (да и только ли мне) нравятся наши советские фильмы. Большинство их мы пересмотрели – и даже по многу раз! – в годы Великой Отечественной в колхозных клубах; приходилось младшим классам после занятий собирать хлопок до темна, а с 5го по 10й класс с середины сентября и почти до нового года по этой причине жить и работать в дальних колхозах. Чтобы из этого хлопка одели на фронте наших отцов и старших братьев, делали бинты и вату, подушки, одеяла и матрасы для раненых в госпиталях. Мы конечно работали бесплатно – в фонд обороны. Зато у нас были две привилегии – бесплатное питание и ежедневно бесплатное кино. А чего еще надо в этом возрасте? Труд физический днем и труд умственный при просмотре кино вечером. Впрочем, это все дополняли частые встречи с демобилизованными по ранению фронтовиками и лекторами в обеденный перерыв прямо в поле в тени деревьев.

После работы, окунувшись в хаузе (водоеме) и поужинав, мы мчались в клуб смотреть очередной фильм, а потом прямо на сцене, за кулисами укладывались спать на прихваченных из дома пожитках, делясь впечатлениями о событиях в кино или молча обдумывая увиденное на экране. И так каждый день и вечер, без выходных (отдых лишь в дождливые дни). Перечислять увиденные тогда фильмы можно долго: «Чапаев», «Два бойца», «Броненосец Потемкин», «Волга-Волга», «Веселые ребята», «Свинарка и пастух» (артист Зельдин – пастух – отметил недавно 101 год со дня рождения), «В шесть часов вечера после войны» и так далее, на которых и воспитывалось наше поколение.

Повезло и нашим детям. Кроме перечисленных фильмов они учились добру, воспитывали патриотизм с героев «Молодой Гвардии», «Как закалялась сталь», «Судьба человека», «Весна на Заречной улице», «Поднятая целина», «Подвиг разведчика», «Семнадцать мгновений весны», «Неуловимые мстители» и так далее. Причем большинство фильмов сопровождалось талантливыми песнями и их мелодиями за кадром. Да так, что после кино тебя днями-неделями преследовал мотив, пока не перепишешь слова по радио или из газет. Или просто в память врезались стихи от нескольких сеансов повторных просмотров.

Продолжение следует…

М. Аленкин,

пос. Нижнегорский

Архив