Леонид Грач
Коммунисты России ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ

ВЕЛИЧИЕ ДУХА МОРСКОГО ЛЕТЧИКА

Поделится:
15:05 28 Июля 2016 г. 1287

cYR2wgt6yvY.jpg«Ту Россию, которая освободилась, которая выстрадала свою социалистическую революцию, эту Россию мы будем защищать до последней капли крови…»

В.И. Ленин

Эти слова вождя мирового пролетариата, основателя Советского государства В.И. Ленина, служат завещанием всем поколениям советского народа, воинам Рабоче-Крестьянской Армии и Красного Флота, Советской Армии и Военно-Морского Флота СССР – беречь Родину как зеницу ока.

В жестокой схватке с отрядами мирового империализма воины Армии и Флота не раз удивляли мир беззаветной храбростью, героизмом, высоким патриотизмом Союза Советских Социалистических Республик.

Яркую страницу в героическую летопись Советского народа и его славных Вооруженных Сил вписала наша авиация, которой 17 июля 2016 года исполнилось 100 лет.

От маленького, тихоходного, хрупкого самолетика, взлетевшего в 6 утра с аэродрома под Севастополем в 1916 году, до сверхзвуковых, всепогодных истребителей и бомбардировщиков – таков путь становления и развития славной Морской Авиации. Слава морских летчиков неувядаема. Морская Авиация дала стране первых Героев Советского Союза. Ими стали в 1934 году черноморские летчики А. Ляпидевский, В. Молоков, И. Доронин, С. Леваневский, окончившие в 30-х годах Севастопольскую школу морских летчиков и проходивших службу на Черноморском флоте. Перейдя в Севморпуть и став полярными летчиками, они спасли пассажиров с ледокола «Челюскин» в 1934 году.

В 1929 году экипаж Семена Шестакова на самолете АНТ-4 «Страна Советов» совершил межконтинентальный перелет из Москвы в Нью-Йорк через Дальний Восток.

В этом перелете участвовали и авиаторы-черноморцы – старший инструктор по эксплуатации материальной части управления ВВС Роберт Бартини, сконструировавший для самолета «морскую обувь» – поплавки, и второй пилот Филипп Болотов, который пилотировал самолет над Тихим океаном.

В 1940 году Героями Советского Союза стали члены экипажа ДБ-340 авиаполка ВВС ЧФ: командир экипажа Григорий Пинчук, штурман Василий Харламов, стрелок – радист Александр Белогуров, проявившие героизм в войне с Финляндией.

Морские авиаторы первыми в августе 1941 года нанесли ответный удар по Берлину.

259 морских авиаторов стали Героями Советского Союза, пятеро – дважды. 25 частей и соединений стали гвардейскими, 41 – получили наименования городов, 50 – были награждены орденом Красного Знамени.

Первым дважды Героем Советского Союза в годы Великой Отечественной войны стал морской летчик Б.Ф. Сафонов. Первым космонавтом планеты стал также морской летчик Юрий Алексеевич Гагарин.

За подвиги, совершенные в годы Великой Отечественной войны, высокое звание Героя Советского Союза получили 62 авиатора Черноморского Флота.

В 1996 году Указом президента Российской Федерации за мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне, летчику 11-го гвардейского истребительного полка ВВС Черноморского Флота Тащиеву Сурену Амбарцумовичу присвоено звание Героя Российской Федерации (посмертно). В марте 1943 года в воздушном бою над Керченским проливом он сбил свой двенадцатый самолет врага, но сам погиб. Никто не забыт, и ничто не забыто.

К началу войны ВВС ЧФ имели 636 самолетов (315 истребителей, 144 бомбардировщиков, 187 – разведчиков и 165 учебных самолетов).

В первый день войны 22 июня 1941 года с Измаильского аэродрома в воздух поднялись черноморские истребители, ведомые командиром эскадрильи А. Коробицыным.

В этом первом бою было сбито 5 из 9 вражеских самолетов.

В первый год войны по аэродромам противника было нанесено 672 удара (3655 самолетовылетов). Яркой страницей авиации ЧФ является участие в 250-дневной обороне города Севастополя. За этот период было уничтожено 438 самолетов противника, 7 полков живой силы, свыше 100 танков.

За годы Великой Отечественной войны черноморские летчики совершили 18 таранов, по два из них выполнили младший лейтенант Я. Иванов и М. Борисов.

Первым, повторившим подвиг Н. Гастелло, стал лейтенант П. С. Скатов, командир звена, направивший горящий самолет ДБ-3 при обороне Одессы 17.09.41 г. на военную технику врага.

Всего черноморскими летчиками совершено 7 «огненных таранов».

За годы войны (1941-45 гг.) авиацией ЧФ потоплено 867 плавединиц, повреждено 654 плавединиц, уничтожены 800 танков, 7388 автомашин, 132000 солдат и офицеров противника, 2050 самолетов в воздухе и на аэродромах.

За образцовое выполнение боевых заданий на фронте в борьбе с немецкими захватчиками награждено правительственными наградами 10 639 человек.

Потери авиаторов ЧФ составили 2648 человек. Достойный вклад в славную историю морской авиации внес 40-й Краснознаменный Констанцский авиационный полк пикирующих бомбардировщиков, переименованный впоследствии в 943-й морской ракетоносный Краснознаменный Констанцский авиационный полк.

На примере этого полка, в котором мне посчастливилось служить, и я горжусь службой в этом полку, еще раз хочу подчеркнуть величие духа морского летчика, его беспримерную храбрость, преданность советскому народу и горячую любовь к Родине, его широкую душу и простые человеческие качества.

Полк славен героическим прошлым и славными традициями.

Первым командиром полка был Николай Алексеевич Остряков, талантливый летчик и командир, будущий командующий ВВС Черноморского Флота, Герой Советского Союза. Он в числе первых добровольцев отправился в Испанию и доблестно сражался с «франкистами». Весь мир облетело сообщение французского агентства Гавас: «28 мая 1937 года в Средиземном море самолет республиканской Испании атаковал германский линкор «Дойчланд» и попал в него двумя бомбами. Удар этот, несмотря на мощный зенитный огонь, нанес именно Н.А. Остряков.

Неувядаемой славой в годы Великой Отечественной войны покрыли себя Герои Советского Союза. А. Цурцумия, чьим именем названа 1-ая авиационная эскадрилья полка, И. Корзунов, В. Мордин, А. Гнедой, А. Кондрашин, имена которых навечно занесены в списки личного состава 1-ой авиационной эскадрильи им. Героя Советского Союза А. П. Цурцумия. В полку служили В. Лобозов, А. Рыхлов, Д. Лебедев, ставшие впоследствии Героями Советского Союза.

В послевоенные годы полком командовали Герои Советского Союза Н. Турков, К. Усенко, эскадрильей – Герой Советского союза В. Скугарь. Пять летчиков, служивших в полку, стали командующими авиацией ВМФ.

В этом полку служил прославленный летчик-испытатель, дважды Герой Советского Союза Аметхан Султан. Личному составу 943 МРАЛ доверили право первыми в авиации ВМФ освоить сверхзвуковой ракетоносец ТУ-22.

Начался новый боевой этап истории полка. И вместе с тем самый ответственный. Родина доверила личному составу полка самое грозное оружие, и его нужно было освоить в совершенстве.

С этой задачей полк справился отлично, потому что командовал полком прекрасный летчик, талантливый руководитель полковник Ю.П. Зверев.

Он прибыл в полк на должность командира эскадрильи, в 1971 году назначен командиром полка. Он же первым вылетел самостоятельно на ТУ-22 м2. В 1975 году назначен начальником ОБПВВС ЧФ. Закончил службу в 1987 году в звании генерал-майора, Заслуженный военный летчик СССР. Ныне проживает в Севастополе.

Эстафету командира полка принял летчик 1 класса Тхоржевский Георгий Константинович. В числе первых освоил сверхзвуковой ракетоносец ТУ-22. Под его руководством проходило освоение всего комплекса боевых возможностей нового самолета.

Большим событием в полку была подготовка к практическому пуску крылатой ракеты Х-22. было принято решение осуществить практический пуск в рамках учений «Океан-75». Подготовка проходила день и ночь. За работой следило все командование Авиации ВМФ.

17 апреля 1975 года экипаж командира 1-ой эскадрильи подполковника В. Задирака, старшего лейтенанта В. Торопова, майора А. Купцова, Ф. Хисматова с оценкой «отлично» впервые в истории авиации ВМФ произвел практический пуск авиационной крылатой ракеты Х-22. Первый доклад об этом поступил прославленному военному летчику, командующему ВВС ЧФ генерал-лейтенанту В.И. Воронову.

В этом успехе отразился весь труд летного состава, инженеров и техников, политработников и всего личного состава полка. По итогам боевой и политической подготовки полку вручен Вымпел Министра обороны «За мужество и воинскую доблесть». Вымпел вручил командующий Черноморским Флотом адмирал

Н.И. Ховрин.

В жизни всегда есть место подвигам. Их совершают люди скромные, преданные своему делу и долгу.

11 мая 1978 года произошла катастрофа самолета ТУ-22 м2, пилотируемого капитаном В.В. Кубраковым.

После взлета и набора высоты произошло зависание оборотов двигателя, а затем и его разрушение.

Помощник командира корабля старший лейтенант Е. Кузнецов катапультировался самостоятельно, штурмана корабля старшего лейтенанта В. Перелевченко и штурмана-оператора А. Каленихина командир корабля катапультировал принудительно. Сам Кубраков, сумев невероятными усилиями отвернуть падающий самолет от поселка Янтарное, покинуть самолет не смог.

За проявленное мужество и самоотверженные действия в аварийной ситуации капитан В.В. Кубраков награжден орденом Боевого Красного Знамени (посмертно). Его именем названы центральная улица и школа в поселке Янтарное.

Это пример величия духа советского летчика. Годы не сотрут в памяти людей этот подвиг.

Навсегда вписаны в летопись полка Заслуженный военный летчик СССР Кузнецов Владимир Иванович, командовавший полком с 1984 по 1990 год, экипажи полковника Чернова, Щуркова, Катренко, Конюхова, Захаревича, Васильева, Орлова, В.Н. Юрина – ставшего командующим ВВС ЧФ.

Свято чтут в полку ветеранов-летчиков: В.И. Алексеева, А.П. Чеснокова, Ю.Г. Зари, Н.М. Сухинина, Ю.В. Воробьева, В.А. Комясникова.

Славные дела ветеранов подхватили молодые командиры кораблей: В.Г. Андреев, А.А. Павлов, В.Н. Самсонов, М.П. Васильев, В.К. Мясников, Е.К. Карпенов, Ю.И. Захаревич, Р.Х. Хасанов, В.П. Торопов.

Гордость полка – штурманы. Успех ракетных пусков, бомбометаний зависит прежде всего от штурмана. Своей безупречной службой это доказали штурманы полка А.П, Михеев, Е.П. Юрасов, А.С. Новиков, Л.Ф. Чирков, В.Ф. Величутин, И.В. Галькин, Ю.А. Аришин, В. Дощечников, С.Ю. Ярочкин, И.А. Пальвинский, А.Н. Каленихин, А.И. Маколин, В.С. Юшин, И.С. Юрьев, В.В. Спусканюк, В.С. Перекальский, В.Г. Щадрин, В.М. Уздемир, В.З. Хисматов и многие другие.

Боевая готовность, безопасность полетов, воинская дисциплина, социально-бытовая сторона жизни военнослужащих и их семей – все эти вопросы должен решать политработник со своим аппаратом. Работа велась там, где находились люди.

С этой задачей прекрасно справились М.Г. Заверуйко, А.А. Щербо – генерал-майор, А.Г. Пономарев – генерал-майор, Г.Н. Ковалев, В.П. Бережный, Г.А. Федь, В.Г. Шентябин, В.В. Баранник, А.И. Лужанский, В.М. Любов – начальник политотдела 2 МРАД, А.Н. Пичугин, М.В. Побединский, В.В. Сергеев, Г.В. Кузнецов, А.Г. Русин – награжденный Президентом В.В. Путиным орденом «За военные заслуги». Центром воспитательной работы полка являлся партком, куда стекалась вся информация о людях, их делах, поступках, повседневной работе.

Неоценимый вклад в летопись полка внесли офицеры штаба и связисты: генерал-майор Е.Н. Пушкарев, И.И. Островский, В.М. Бондаренко, А.Ф. Горбунов, А.А. Фролов, В.Г. Балашов, А.Н. Пежин, И.Г. Шрамко, Ю.М. Зиборов, Н.П. Медников, В.И. Чапчай, В.И. Петрищев, В.А. Суржик.

Успех в воздухе куется на земле. Этот успех на земле обеспечивали инженеры полка: М.Е. Буров, Ветлугин, Н.С. Лихой, Д.М. Кудымов, А.П. Попов, В.И. Серапин, В.И. Демко, Ю.И. Крашеницин, В.И. Щербаков, В.П. Ушань, П.Ф. Шут и многие другие.

Время не властно над героическими подвигами летчиков, штурманов, техников, инженеров, отдавших свои жизни в годы Великой Отечественной войны. Боевые традиции продолжаются последующими поколениями. В жизни всегда есть и будут люди, влюбленные в небо, в голубые просторы, где умело ведут свои воздушные корабли романтики, которых народ называет – летчик. Думаю, уместно будет вспомнить стихи дочери прекрасного летчика и человека В.Е. Шарафулина – Татьяны.

Вам судьба подарила стреловидные крылья,

Серебром вы богаты ваших верных машин,

И в дали голубой мчится вновь эскадрилья,

Настоящее братство настоящих мужчин.

Забывая про земные заботы,

Когда руки привычно сжимают штурвал,

Ваши лица навеки, дорогие пилоты,

В отражении небесных воздушных зеркал.

И наверное в небе другие законы,

Коль любви к нему вашей вы верны до конца,

На плечах у вас, братья, голубые погоны,

А в груди у вас, братья, золотые сердца.

Ф.К. Паркосиди,

ветеран авиации

Черноморского Флота,

первый секретарь

 

Симферопольского ГК КР

Архив