Леонид Грач
Коммунисты России ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ

Лавочкин Семен Алексеевич

Поделится:
11:52 06 Октября 2016 г. 997

YkPUNDmo4Eo.jpg

Лавочкин Семен Алексеевич (1900-1960), советский авиаконструктор, член-корреспондент АН СССР, генерал-майор инженерно-технической службы, дважды Герой Социалистического Труда. Под его руководством созданы самолеты-истребители «ЛаГГ-3», «Ла-5» и другие, сыгравшие большую роль в годы Великой Отечественной войны. В послевоенные годы Лавочкин работал над развитем реактивной авиационной техники: созданный им самолет впервые в СССР достиг скорости звука.

Этого человека можно уверенно назвать одним из героев нашего времени, хотя по складу острого, ироничного ума он меньше всего хотел видеть в своем труде героическое. Он предпочитал улыбку. С улыбкой было легче жить, да и работа шла лучше. А ведь труд авиационного конструктора тяжек бременем огромной ответственности. Успешный взлет новой машины — триумф. Гибель товарища, проводившего испытания, — тяжкая нерубцующаяся рана.

Семен Алексеевич был на редкость масштабным человеком. Масштабным было и все, что его окружало. Друзья, среди которых создатель ракетно- космических систем С. П. Королев, конструктор вертолетов М. Л. Миль. Летчики, воевавшие на его машинах, — И. Н. Кожедуб и А. И. Покрышкин... Летчики, испытывавшие его самолеты... Противники — гитлеровские конструкторы Вилли Мессершмитт и Курт Танк. Победа, определившая дальнейшую судьбу конструктора, пришла в 1943 г., когда в боях под Сталинградом в схватку с „мессершмиттами» вступил самолет Лавочкина „Ла-5». После завершения Сталинградской операции Лавочкину было присвоено звание Героя Социалистического Труда.

В грохочущем, свистящем мире реактивной техники Лавочкин стал одним из пионеров. Вместе со своими коллегами А. И. Микояном и М. И. Гуревичем, А. С. Яковлевым сразу же после окончания Великой Отечественной войны вошел Лавочкин в сложный мир реактивной техники. Для конструкторов самолетов путь в этот мир проходил через пересечение двух важных направлений: одним была аэродинамическая наука, другим — принципиально новые двигатели.

К стреловидному крылу ученые и инженеры шли как по минному полю. «Сюрпризы» ожидали на каждом шагу. Позволяя увеличить скорость полета, новые крылья осложняли взлет, посадку и маневр, без которого немыслим боевой истребитель.

Многое стало иным после удачных испытаний самолета со стреловидным крылом. Без преувеличения можно сказать, что «Ла-160» открыл стреловидные крылья для всей советской авиации.

 

М. Арлазоров

Архив