Леонид Грач
Коммунисты России ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ

Вечное имя - Тарас Шевченко

Поделится:
11:10 09 Марта 2017 г. 888

 

 

9 марта – день рождения Т.Г. Шевченко

 1172-1.jpg

Кажется, что Шевченко был всегда. Мы встречаемся друг с другом на площадях, носящих его имя, ходим по улицам  имени Шевченко, бросаем мимолетные взгляды на памятники Шевченко…

Если учесть, что в 1939 году великий украинский поэт был официально повышен до звания «Кобзаря Всесоюзного», нетрудно себе представить, сколько  топонимов с «Шевченко» можно встретить на пространстве бывшего Советского Союза.

Первый памятник Т.Г. Шевченко появился в бывшем Новопетровском укреплении, переименованном в Форт Александровск (ныне Форт-Шевченко), в 1881 году. Есть сведения, что друг поэта М. Микешин хотел внести своего старшего товарища в список «лиц» монумента «Тысячелетие России», открытого в Новгороде в 1862 году, но ему не разрешили это сделать. Первый памятник Кобзарю в Украине открыли в 1889 году в Харькове. Памятник Тарасу Шевченко в Москве был воздвигнут в 1918 году по распоряжению В.И. Ленина.

Сегодня трудно найти человека, который бы не знал этого имени. Однако до сих пор идут жаркие споры о том, каким же человеком он был? Обычно, когда рассуждают о Тарасе Шевченко, говорят о его гениальности как поэта, художника, общественного деятеля. Действительно, Тарас Григорьевич – это незаурядная личность.

Он вышел из народа и принадлежит народу. Все его произведения, стихи, песни звали в бой против царизма, против украинских, польских и русских панов, закабаливших трудовой народ. Из 47 лет жизненного пути Тараса Григорьевича 24 года падают на крепостничество, 10 лет – петербургская тюрьма, Орская и Ново - Петровская крепости, 4 года – полицейский надзор, – 38 лет неволи и 9 лет относительной свободы! Биография Тараса Шевченко – самая страшная биография из всех встречаемых в мировой литературе биографий. Сквозь тьму «поганой» ночи эпохи Николая I, а в народе Николая Палкина, Тарас Григорьевич видел, что солнце «идет и за собою день ведет», что «будет правда на земле». Он сохранил пламенную веру в народ.

Шевченко унаследовал вековые духовные ценности, созданные украинским, русским, другими славянскими народами, живительным источником для него всегда был фольклор, который он собирал на протяжении всей жизни. И, конечно же, он многое воспринял от современной ему украинской литературы, украинского и русского романтизма. Традиция щедро обогатила творчество Шевченко, а время, в которое он жил, когда «все общественные вопросы сводились к борьбе с крепостным правом и его остатками», придало ему революционный пафос.

Тарас Шевченко создал образ вольнолюбивого народа, широкого душой. У него возникает удивительный духовный контакт со своими героями – крепостными тружениками - крестьянами, борцами против насилия. Обычно поэт зримо воспроизводит обстановку, в которой действует герой; в его стихах всегда живет природа, звучит песня. Поэтический язык Шевченко соединяет в себе достижения украинского литературного языка и живость, остроту, афористичность народно - разговорной речи.

Муза поэта была очень близка передовой русской литературе того времени с ее гражданственностью, высокой этической требовательностью, поэтическим пророчеством как у А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова, с ее высоким народным началом и обличительным пафосом как у Н.А. Некрасова. Русский революционер, поэт и публицист Н.П. Огарев недаром заметил: Шевченко «как свой в русской литературе и стал для нее родным». Поэт великолепно знал мировую литературу – античность, европейскую поэзию нового времени. Он легко ориентировался в самых тонких вопросах мировой живописи, театра и музыки.

В 1840 - 1845 годах на Украине возникают попытки крестьянских восстаний. Это оказывает большое влияние на политический рост Шевченко. В 1841 году отдельной книжкой появилась его большая поэма «Гайдамаки», в 1844 –выпущено второе издание «Кобзаря», несколько стихотворений на русском языке и поэма «Гамалия».

Он переходит к острым революционным сатирам на царизм и пишет в 1844 году поэму «Сон», а в 1845 году - «Кавказ». Появившаяся поэма «Сон» стала шедевром мировой политической поэзии. Это было антикрепостническое произведение, резко обличающее социальные и моральные устои самодержавия.

В эти годы складывается революционно-демократическое мировоззрение Тараса Шевченко. Он – крупнейший поэт-реалист – органически воспринимает у русской революционной демократии идею революции.

Могучий дух поэта не смогли сломить ни страдания, ни десятилетняя ссылка. Шевченко остается верен своим убеждениям, сохраняя человеческое достоинство.

Последний период в творческой судьбе Тараса Шевченко был необычайно насыщенным и плодотворным. В Петербурге он возобновляет занятия в Академии художеств, создает целый цикл талантливых портретов. В 1860 году Совет Академии наградил его званием академика по классу гравюры. Поэтические произведения Шевченко в это время исполнены зрелости мысли, художественного совершенства, веры в революционный идеал.

Вскоре после возвращения в Петербург Шевченко начал хлопоты о разрешении издания своих стихов. В 1860 году выходит новое теплом встреченное революционно - демократической критикой издание «Кобзаря».

В 1859 году Шевченко выехал на Украину и здесь снова был арестован по доносу черкасского исправника, который доносил, что Шевченко убеждал крестьян: «Не нужно царя, ни панов, пи попов». Его выслали обратно в Петербург, навсегда закрыв возможность вернуться на родную Украину.

Свою сорок седьмую годовщину рождения Шевченко встретил тяжело больным. Здоровье было надорвано неравной борьбой с царскими палачами, и 10 марта (26 февраля) 1861 года великого народного поэта не стало.

Его смерть отозвалась болью в сердцах передовых людей многонациональной России. Преследования Шевченко не прекращались и после его смерти. Когда в 1914 году исполнялось столетие со дня рождения Тараса Григорьевича Шевченко, царское правительство запретило чтить память народного поэта -борца. В защиту Шевченко, его поэтического наследства выступила партия рабочего класса – партия Ленина - Сталина. Против запрещения чествования выступила большевистская «Правда».

 «История моей жизни, – говорил Шевченко, – составляет часть истории моей Родины». Великий сын украинского народа, он вместе со своим народом испытал весь гнет самодержавного деспотизма и крепостничества.

Ничего так не желал Шевченко, как политической свободы всем угнетенным народам, и все творчество его - это пламенный призыв к свержению деспотизма, к вооруженному восстанию. Поэт глубоко верил, что воля будет добыта и в стихотворении «Завещание» выразил свою просьбу к будущим потомкам:

І мене в сім’ї великій,

В сім’ї вольній, новій

Не забудьте пом’янути

Незлим, тихим словом.

Создание цельного образа великого Кобзаря – дело будущего. Улягутся страсти, мудрая история все расставит по своим местам. И тогда люди наконец-то услышат зов Тараса Шевченко, прозвучавший в его пронзительном «Завещании» («Заповіті»)...

 

Подготовила 

Т. Ежова

 

 

 

Архив