Леонид Грач
Коммунисты России ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ

Великий русский писатель Николай Васильевич Гоголь

Поделится:
12:23 06 Апреля 2017 г. 1426

 

Имя Гоголя дорого всякому порядочному человеку на Руси

В.И. Ленин

 

 

Rrpn8YaI6Ps.jpgНиколай Васильевич Гоголь с невиданной до него силой обличал помещиков, чиновников, нравы и устои крепостнической России. Следовательно, как сказал В.Г. Белинский, «Гоголь был одним из «великих вождей» страны на пути сознания, развития, прогресса».

Уже в гимназии (Нежинской) проявилась его одарённость. Поначалу она выразилась в его умении схватывать и изображать смешное в людях. В самодеятельном театре он был превосходный мимик и неподражаемый комик. Наибольший успех имел в роли госпожи Простаковой в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль».

Уже в юности он предчувствует своё высокое призвание. Однако в Петербурге его преследуют неудачи по службе и на литературном поприще. И только с выходом в свет сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки» к Н. В. Гоголю приходит литературная известность. А. С. Пушкин одним из первых откликается на книгу: «Сейчас прочёл «Вечера»... Они изумили меня. Вот настоящая весёлость, искренняя, непринуждённая, без жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия! Какая чувствительность!

По-своему высоко оценили гоголевское произведение наборщики, которые встретили появление автора смехом. Поражает и восхищает читателя умение Гоголя необыкновенно живо, с простодушной весёлостью  нарисовать лица, ситуацию, передать выразительную речь. Через слово, яркое, характерное, гоголевский герой выступает в своей неповторимой индивидуальности. Во всём этом много юмора, света, доброй улыбки.

Сборник «Миргород» (1835 г.) стал новым важным этапом в творческом развитии Гоголя, в его движении к реализму. В сборник вошли четыре повести: «Тарас Бульба», «Вий», «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», «Старосветские помещики».

«Тарас Бульба» – историческая и героическая повесть, связанная с бытовыми повестями сборника по контрасту: героическое прошлое народа противопоставляется Гоголем пошлой действительности. Автору и смешно, и больно оттого, что есть люди, погрязшие в мелочах, поставившие эти мелочи на место смысла жизни. Рассказывая об этих людях, Гоголь  старается  затаить  боль и вовсю смешит читателя. А потом, в конце, всё-таки не удерживается и произносит слова, полные великой горечи: «Скучно на этом свете, господа!»

Другое дело – Тарас Бульба. Вот он на костре, пригвождённый к дереву... Огонь подбирается к его ногам, а он и тут спасает товарищей: «К берегу, хлопцы, к берегу, садитесь в челны, что налево!» И сам Гоголь врывается в события: «Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая пересилила бы русскую силу!».

Особенное место среди «Петербургских повестей» занимает повесть «Шинель». Сочувствие к маленькому человеку ощущается в «Шинели» уже в самой интонации повествования. За нею – скрытая теплота авторского сопереживания с маленьким по рангу чиновником, с которого ночью сняли с таким трудом сшитую шинель. Повесть оказывается не только правдивой печальной историей, но и средством воспитания читательских чувств. Самых хороших, самых человеческих чувств. Герой повести Акакий Акакиевич бунтует: после смерти его посмертная тень ночами у Калинкина моста сдирает с плеч всякие шубы: на кошках, на бобрах, енотовые, лисьи, медвежьи. Его живая человеческая суть требует правды и справедливости. На сюжет, рассказанный А.С. Пушкиным о мнимом ревизоре, обобравшем город, написана комедия «Ревизор». Немногие истинные ценители – люди образованные и честные – были в восторге. Большинство же не поняло комедию и отнеслось к ней враждебно.

Сюжет гениальной поэмы «Мёртвые души» тоже подсказал Гоголю Пушкин. «Мёртвые души» потрясли Россию, – писал А. Герцен. – Подобное обвинение необходимо было современной России. Это история болезни, написанная мастерской рукой». Чичиков – современный нам «герой». Вся жизнь Чичикова – это стремление всевозможными средствами приобрести капитал. Ради выгоды он способен на любое предательство. Денежный интерес вытесняет у него все человеческие интересы.

В. И. Ленин о героях Гоголя

Широкая и яркая типичность гоголевских героев делает их не только хорошим средством воспитания, но и орудием идеологической борьбы. Так, в статье «Памяти Герцена» Ленин говорит о дворянах, которые дали России «фалангу героев», декабристов. В.И. Ленин вспоминает персонажей из «Мёртвых душ». Они помогали ему глубоко и памятно характеризовать его идейных противников, выявлять их сущность.

В. Г. Белинскому творчество Гоголя служило доказательством необходимости революционных перемен – борьбы с крепостничеством и самодержавным строем.

В состоянии сильного душевного кризиса Н.В. Гоголь пишет 2-й том «Мёртвых душ». Более 10 лет он трудился над ним. В соответствии с его замыслом многие герои первого тома стали положительными. Но как можно было вывести положительных героев, если их невозможно было отыскать в реальной действительности! И он сжигает главы уже завершённого второго тома. После начинает писать снова, но незадолго до смерти, в 1852 году, предаёт сожжению второй том.

4 марта 1852 года Николай Васильевич умер. Похороны были торжественные. Смерть Гоголя стала событием большого общественного значения. И. С. Тургенев писал: «Гоголь умер! Какую русскую душу не потрясут эти два слова! Теперь имеем право назвать его великим, он своим именем означил эпоху в истории нашей литературы; человек, которым мы гордились как одной из слав наших».

Гениальный писатель земли русской явил миру потрясающую картину жизни крепостной России и изуродованный крепостничеством народ, и власть предержащих – мёртвых душ.

 

Подготовила

Дарья Ивашина

Архив