Леонид Грач
Коммунисты России ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ

80-летию беспосадочного перелёта Москва – Северный полюс – Ванкувер посвящается

Поделится:
11:53 22 Июня 2017 г. 567

 

Весной 1936 г. Чкалов, Байдуков и Беляков обратились в Правительство с предложением организовать рекордный перелёт из СССР в США через Северный полюс.

И. В. Сталин не согласился с данным маршрутом и предложил: «Вот вам мой маршрут: Москва – Петропавловск-на-Камчатке».

Правительственная комиссия, председателем которой был Серго Орджоникидзе, постановила: первый беспосадочный перелёт АНТ-25 считать пробным и совершить его в пределах СССР. Тогда же был утверждён состав экипажа: командир – Валерий Чкалов, знаменитый к тому времени лётчик-испытатель, которому исполнилось 32 года. Второй пилот – тоже лётчик-испытатель Георгий Байдуков. Он был на три года моложе. В его послужном списке – перелёты из Москвы в Варшаву и Париж. Штурману Александру Белякову шёл 40-й год. Это был крупнейший специалист аэронавигации, начальник кафедры в Военно-воздушной академии, флаг-штурман отряда Авиации особого назначения.

Старт к полёту на Дальний Восток был дан 20 июля 1936 г. в 5 ч. 45 мин. В полете самолет  столкнулся с циклоном, машина стала покрываться коркой льда. При снижении до 900 метров обрушились потоки дождя. Экипаж очень устал, сказывалась нехватка кислорода. Чкалов и Байдуков попеременно вели самолёт. Над полётной картой и приборами бессменно нёс вахту штурман Александр Беляков. Путь самолёта при обходе циклона менялся 19 раз. Но трудности их не пугали. Чкалов оценивал эту ситуацию так: «В упорной, напряжённой борьбе с циклонами потеряно много времени, много горючего и ещё больше физических сил, но мы летим первыми. История нас не осудит».

22 июля самолёт был над Петропавловском. Небольшой городок на берегу бухты, вулканы и океан. Беляков вырвал из журнала лист бумаги и написал: «Вымпел. Самолёт АНТ-25. 22 июля 1936 года в 3.00 по Гринвичу прошёл Петропавловск-на-Камчатке. Привет жителям Петропавловска от экипажа самолёта. Надеемся, что наши окраины будут скоро такими же цветущими, как и наша столица. Беляков». Вложив в небольшую жестяную коробку и открыв люк в днище самолёта, сбросил вымпел. Сделав круг почёта над городом, самолёт лёг курсом на запад через самое бурное море на нашей планете – Охотское. Самолёт вышел к восточному берегу Сахалина. Густая облачность и сильный дождь заставили снизиться до 30 метров. Вверх подняться невозможно – самолёт начал обледеневать. В ответ на тревожную радиограмму с борта самолёта Орджоникидзе приказал: сесть при первой возможности. На всей территории Хабаровского края были приведены в готовность радиостанции, как гражданские, так и военные. Под самолётом бушевали волны Татарского пролива. Пилоты увидели несколько островков. На одном острове было небольшое количество домиков, он почему-то понравился «Чкалову», и он закричал: «Шасси на выпуск!».

Весной 1936 г. Чкалов, Байдуков и Беляков обратились в Правительство с предложением организовать рекордный перелёт из СССР в США через Северный полюс.

И. В. Сталин не согласился с данным маршрутом и предложил: «Вот вам мой маршрут: Москва – Петропавловск-на-Камчатке».

Правительственная комиссия, председателем которой был Серго Орджоникидзе, постановила: первый беспосадочный перелёт АНТ-25 считать пробным и совершить его в пределах СССР. Тогда же был утверждён состав экипажа: командир – Валерий Чкалов, знаменитый к тому времени лётчик-испытатель, которому исполнилось 32 года. Второй пилот – тоже лётчик-испытатель Георгий Байдуков. Он был на три года моложе. В его послужном списке – перелёты из Москвы в Варшаву и Париж. Штурману Александру Белякову шёл 40-й год. Это был крупнейший специалист аэронавигации, начальник кафедры в Военно-воздушной академии, флаг-штурман отряда Авиации особого назначения.

Старт к полёту на Дальний Восток был дан 20 июля 1936 г. в 5 ч. 45 мин. В полете самолет  столкнулся с циклоном, машина стала покрываться коркой льда. При снижении до 900 метров обрушились потоки дождя. Экипаж очень устал, сказывалась нехватка кислорода. Чкалов и Байдуков попеременно вели самолёт. Над полётной картой и приборами бессменно нёс вахту штурман Александр Беляков. Путь самолёта при обходе циклона менялся 19 раз. Но трудности их не пугали. Чкалов оценивал эту ситуацию так: «В упорной, напряжённой борьбе с циклонами потеряно много времени, много горючего и ещё больше физических сил, но мы летим первыми. История нас не осудит».

22 июля самолёт был над Петропавловском. Небольшой городок на берегу бухты, вулканы и океан. Беляков вырвал из журнала лист бумаги и написал: «Вымпел. Самолёт АНТ-25. 22 июля 1936 года в 3.00 по Гринвичу прошёл Петропавловск-на-Камчатке. Привет жителям Петропавловска от экипажа самолёта. Надеемся, что наши окраины будут скоро такими же цветущими, как и наша столица. Беляков». Вложив в небольшую жестяную коробку и открыв люк в днище самолёта, сбросил вымпел. Сделав круг почёта над городом, самолёт лёг курсом на запад через самое бурное море на нашей планете – Охотское. Самолёт вышел к восточному берегу Сахалина. Густая облачность и сильный дождь заставили снизиться до 30 метров. Вверх подняться невозможно – самолёт начал обледеневать. В ответ на тревожную радиограмму с борта самолёта Орджоникидзе приказал: сесть при первой возможности. На всей территории Хабаровского края были приведены в готовность радиостанции, как гражданские, так и военные. Под самолётом бушевали волны Татарского пролива. Пилоты увидели несколько островков. На одном острове было небольшое количество домиков, он почему-то понравился «Чкалову», и он закричал: «Шасси на выпуск!».

 gOxxkEFtRSU.jpg

 

22 июля самолёт приземлился на прибрежную полосу маленького острова Удд (ныне Чкалов), омываемого Охотским морем и заливом Счастья. Машина коснулась земли мягко, тремя точками – две пары колёс на правой и левой стойках шасси и хвостовой дутик. Затем невероятное торможение, сильный удар и АНТ-25 остановился, буквально вкопанный в грунт. При посадке в морском песке увязло шасси и отлетело колесо.

С борта ушла радиограмма с сообщением о благополучной посадке.

Постановлением ЦИК СССР от 24 июля 1936 г.  В. Чкалову,  Г. Байдукову  и А. Белякову присвоено звание Героя Советского Союза.

Теперь предстояло взлететь с грунтовой полосы. Находясь в Охотском море, ранним утром 24 июля 1936 года камчатский пограничный корабль «Дзержинский» прибыл на остров Удд и доставил туда пиломатериалы, из которых была построена взлётная полоса. Механики и слесари корабля выточили ось для сломанного шасси моноплана. Матрос Алфимов сделал на фюзеляже самолёта надпись «Сталинский маршрут».

В этом беспосадочном перелёте было пройдено 9 374 километров за 56 часов 20 мнут, причем, более 10 часов слепого полёта. Самолёт с успехом выдержал сложнейший перелёт! В августе 1936 года на острове Удд моряками был поставлен памятный знак: простая металлическая труба, а наверху самолёт и надпись: «В 1986 году на этом острове, носившем уже имя Чкалова, поставлена стела высотой 6 метров, а наверху макет легендарного краснокрылого самолёта.

   Полёт экипажа Чкалова на Камчатку и до острова Удд в Охотском море стал генеральной репетицией перед броском через Северный полюс.

18 июня 1937 года экипаж В. П. Чкалова впервые в истории авиации начал беспосадочный трансарктический перелёт на том же туполевском самолете АНТ-25 из Москвы через Северный полюс в Америку: Москва – Кольский полуостров – Баренцево море – Земля Франца Иосифа – Северный полюс – остров Бенкса – острова Королевы Шарлотты – Ванкувер – Портленд.

Данный полёт был большим испытанием для советских лётчиков и для советского мотора. Многочасовой слепой полёт сквозь облака. Над Кольским полуостровом началось «фарфоровое» обледенение, которое считается опасным, потому что лёд необыкновенно крепкий и держится в течение 16 часов. Тряска, циклоны, повреждение водяной трубы…

Вскоре полюс преподнёс пилотам сюрпризы. Стрелка компаса штурмана стала бешено вращаться почти по кругу. Пришлось перейти на солнечный указатель курса. У всех огромная физическая усталость, учащённый пульс. Лётчики чаще сменяют друг друга. У Чкалова носом течёт кровь. Кислород кончился, и самолёт вынужден снижаться.

Посадка была совершена 20 июня в Ванкувере шт. Вашингтон в 16.20 мин. по Гринвичу на военном аэродроме Пирсон Филд. Пройден путь 8 582 км за 63 часа 16 минут.

За этот перелёт члены экипажа были награждены орденами Красного Знамени.

Америка встречала их восторженно и сердечно.

Президент США Франклин Рузвельт попросил телохранителя поднять его (у него были парализованы ноги): «Русских героев я должен встретить стоя».

Английский маршал авиации Джон Салмонд сказал: «Перелёт Чкалова и его спутников поражает человеческое воображение своей грандиозностью. Чудесная сила авиационной техники, которая позволяет преодолеть без остановки такие колоссальные пространства, к тому же явно недоступные для другого вида транспорта. Перелёт был совершён советскими пилотами на советской машине с советским мотором. Это демонстрирует перед всем миром блестящую техническую оснащённость Советской страны».

На приёме экипажа АНТ-25, устроенном Клубом  исследователей  и  Русско-Американским институтом 30 июня 1937 года в Нью-Йорке, советским лётчикам предложили расписаться на большом глобусе, на котором была отмечена трасса их полёта.

Полярный исследователь В. Стефансон сказал: «До них Земля по своим путям сообщения казалась цилиндрической. Они воистину превратили её в шар».

Восхищенные американцы в 1974 г. в Ванкувере создали Трансполярный Чкаловский комитет, который руководил сооружением памятника на месте посадки самолёта АНТ-25. Ежегодно 20 июня на аэродроме Пирсон Филд празднуют эту знаменитую дату.

Генеральный консул Консульства Российской Федерации в городе Сиэтл Юрий Герасин также присутствовал на официальной церемонии. «Этот подвиг был как символ желания иметь добрые отношения», – сказал он о мужественном поступке экипажа и его значении для истории российско-американских отношений..

Имя Чкалова стало символам мужества, бесстрашия и горячей любви к Родине. Его мысли были неразрывно связаны с небом, с защитой Отечества.

Экипаж Чкалова выполнил ответственную задачу: совершил подвиг, который превзошёл все другие в истории авиации. Их триумф был триумфом России!

 

Н. Киселева,

член Российского военно-исторического общества,

автор книги «Зов неба» о Герое Советского Союза

В. П. Чкалове

 

 

 

Архив