Леонид Грач
Коммунисты России ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ

"Пять идеологий сошлись в битве за наше будущее"

Поделится:
12:30 12 Апреля 2018 г. 542

Сейчас в России решается, какая экономическая идеология будет главной на много лет вперед. От этого выбора зависят наши судьбы. И он случится совсем скоро – уже через месяц-полтора, ожидает известный экономист Яков Миркин.

Мы – снова на перекрестке идей. За любыми решениями властей всегда стоит идеология, то, что у нас в головах. Вызовы – мужские: быть выше 3,5 % среднемировых темпов роста, успеть за миром в технологиях, иметь больше масла и больше пушек, достичь продолжительности жизни «80+». Делать это сразу, в одно и то же время, при жестких ограничениях: санкциях, в сырьевой экономике, зависящей от любого чиха за кордоном, при утрате многих тысяч товарных позиций и мощностей.
Как это сделать, когда экономический и финансовый механизм, скорее, тормозит, чем подгоняет? Каждый промышленник скажет, что налоги – избыточны, ссудный процент – слишком велик, кредит – малодоступен, бюджетные деньги – «отдельная тема», регулятивные издержки – сверх всякой меры, инфляция – на самом деле, велика (в 2017 г. цены производителей промышленных товаров выросли на 7,6%) (Росстат). Курс рубля? Полностью зависит от цен на нефть (а они очень нестабильны). Защита собственности? Велики риски, что на нее нападут и съедят, не задумываясь.
А что в итоге? Многие годы очень низка норма накопления. В 2017 г. «Инвестиции / ВВП» в части основного капитала - 21,8%. Так не растут. Нужны хотя бы 27 – 29% ВВП (Китай – 46%). И еще – четверть века частный капитал вывозится. За все годы примерно 700 млрд. долл. – как вычет из того, что можно было вложить у себя дома.
Счастье, что с 2016 года потихоньку растут мировые цены на нефть, газ, металлы. Добыча и экспорт сырья устойчивы и даже несколько прибавили в весе. Значит, есть время для маневра и для размышлений – о том, что дальше? Но дальше – в чем? 
Прежде всего, в области идей. Они – номер один для выигрыша или поражения в будущем. Как в шахматах. Или в футболе, когда стратегия великого тренера может перечеркнуть превосходство другой команды.
Форумы и конференции переполнены людьми «с идеями». У каждого – на трех – десяти страницах та заветная идея, которая переустроит нашу экономику. Здесь и новый Госплан, и еще один Транссиб, и дедолларизация, и перекройка налогов, и чудеса с кредитом. Закрыть банки, потому что они – спекулянты! Или просто «Дай!» – а мы, бизнес, всё сами сделаем. Крики, дискуссии, а иногда – просто балаган, когда у промышленников сдают нервы. Но все-таки – что делать? Какие идеологии сошлись в великой битве за наше будущее? Ведь именно победительница создаст правительство образца 2018 – 2024 годов.
Первый сгусток идей – мобилизация. Новый Госплан, прямое распределение материальных ресурсов, хотя бы среди госкомпаний, задания, обязательные для исполнения, бюджетные деньги под госзаказ продукции, гарантии на получение кредитов банков, находящихся под контролем государства, под низкий процент.
Счет капитала – закрыть, валютный курс – фиксировать, все эти игры на финансовом рынке – прекратить или жестко ограничить. Утечку мозгов – прекратить. Максимум государственных инвестиций – в оборону, в ее смежников, в инфраструктуру. За воровство – жестоко карать. И сделать рывок вперед за счет мобилизованных денежных ресурсов.
Такие воззрения широко распространены в оборонке, у старых, еще советских промышленников, в силовых ведомствах. Дал денег – получи результат, иди на приемку. Крепость должна быть надежно заперта. Всё просто и ясно.
Идеология номер два – главная модная, самая сильная в последнюю четверть века в России. Немедленно откроем рынки, чтобы нас съели. Сразу раздадим крупнейшее, чтобы драться потом за него полвека. 
Половину предприятий закроем. Остальные – начнем огосударствлять. Мы – против, но так получилось. Мы – за другое, но будем жить и управлять при этом. Всё купим за сырье. В нем наше место в мире. А больше ничего не умеем – у нас голландская болезнь. У нас ловушка среднего дохода. 
Всё подчиним резервам. Всё зарегулируем, потому что наш человек живет, только обходя законы. Всё затормозим – налогами, кредитами, процентом, административным бременем, переоцененным рублем. И будем ползти как черепаха, хотя и рапортуя об успехах в час роста цен на нефть. И назовем это либерализмом, чтобы свободу и либералов возненавидели навек.
Третья сумма идей – родом от крепких хозяйственников. Технократы, рынок, проекты, заработок. Дело надо делать, а не болтать. Всё подчинить росту, стройке. Покрыть сооружениями. Проложить так, чтобы было видно из космоса. Оставить материальный след. Бросить на это бюджет. 
Бетон, кирпичи, сталь, мощности, инфраструктура – ползущая, стелющаяся и даже бегущая по проводам. Так сделал Франко на рубеже 1960-х годов, когда совершил первое экономическое чудо в Испании, приоткрыв занавес над страной и не меняя политической системы. Строительный государственно-монополистический капитализм.
Наконец, «четвертая» идеология – всё в экономической политике подчинить качеству и продолжительности жизни в России, росту, модернизации. Международная практика огромна в том, как создать чудо сверхбыстрой динамики хозяйства. И как найти максимум стимулов для этого.
Экономическая либерализация, резкое снижение регулятивного бремени, и, вместе с тем, администрация развития, точки роста, сильная промышленная политика, финансовый форсаж. Кипящий бульон из идей, стартапов, людей, ищущих что-то новенькое, вместо униформы. 
Все стимулы для трансфера прямых иностранных инвестиций, технологий и лучших мозгов в Россию. Перед рынком, растущим со скоростью в 4 – 6%, невозможно устоять. Как следствие, сильная армия и национальная безопасность – именно это, шаг за шагом, делает Китай.
Первая идеология – медленное превращение в паровоз, а точнее – в бронепоезд. Вторая – глохнущий двигатель. Третья – экскаватор, неустанно осваивающий пространства. Но стареющий. Четвертая – животворная почва для бизнеса и среднего класса, игра на геополитическое усиление, взлёт.
Есть и «пятая» - смешение всего со всем. Но в реальности придется выбирать – какой дорожкой идти. Какая экономическая идеология будет главной на много лет вперед. От этого выбора зависят наши судьбы. И он случится совсем скоро – через месяц – полтора.


Facebook,
9.04.2018

Архив