Леонид Грач
Коммунисты России ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ

Иван Никитович Кожедуб – трижды Герой Советского Союза

Поделится:
10:21 07 Июня 2018 г. 941

Прославленный военный летчик, трижды Герой Советского Союза Иван Никитович Кожедуб родился 8 июня 1920 года в селе Ображиевка (сейчас Сумская область Украины) в семье церковного старосты. 
Получив среднее образование, в 1934 году поступил в химико-технологический техникум города Шосток, при котором был образован аэроклуб, заинтересовавший молодого студента. Именно с него началась летная биография героя, прославившего страну многочисленными подвигами.
Осенью 1940 г. Иван Кожедуб вступил в ряды Красной Армии и одновременно окончил военную авиационную школу летчиков в г. Чугуево, а затем остался в ней работать инструктором.
Началась Великая Отечественная война и Ивана Никитовича, как члена авиашколы, эвакуировали в Казахстан и вскоре присвоили ему звание старшего сержанта.
Фронтовая биография героя началась в ноябре 1942 г. когда его откомандировали в 240-й истребительный авиационный полк, находящийся в городе Иваново. Оттуда в марте 1943 г. Кожедуба направили на Воронежский фронт.


Один в поле - воин
Пилоты истребителей – "короли неба" – не любили заниматься заданиями по прикрытию наземных войск, но Иван Никитович был другим: он использовал любой шанс подняться в любимое небо. Однажды, 30 сентября 1943 года, Кожедуб сопровождал в небе переправу войск через Днепр. Делая вираж, он случайно оказался в небе без прикрытия боевых товарищей, и в этот же момент заметил в небе немецкие "Юнкерсы". Прославленный ас не растерялся и в одиночку спикировал на бомбардировщиков. Сделав несколько виражей, он ворвался в звенья противника.
Атака   смелого   русского   летчика-
одиночки была для немцев столь неожиданной и дерзкой, что они в смятении прекратили сбрасывать бомбы и заняли оборонительные позиции. Увидев растерянность врага, Иван Никитович решился на еще более смелый шаг – он спикировал на одного из оторвавшихся Ju-87 и сбил его.
Горящие обломки развалившегося самолета уронили боевой дух противника, и бомбардировщики отступили.

"Воюют не числом, а умением"
Спустя всего лишь 3 дня после одиночного боя с "Юнкерсами", Кожедубу и его товарищам пришлось столкнуться с еще более превосходящим числом противника. Прикрывая плацдарм на берегу реки, в небо поднялись девять "Ла-5" или, на языке летчиков, "лавочкиных". Практически сразу пилоты заметили в небе колонну пикирующих бомбардировщиков "Юнкерс-87", каждые девять самолетов которых прикрывались шестью истребителями "Ме-109".
Кожедуб во главе пяти самолетов атаковал группу бомбардировщиков, противник, не ожидавший атаки от малого числа советских машин, заметался. Спустя минуту загорелись и упали на землю два Ju-87 . Уцелевшие немецкие самолеты из первой девятки отступили, чуть позже повернула назад и вторая волна потрепанных в бою "Юнкерсов".
Эффектную точку в сражении поставил, конечно, герой-ас, превратив в огненный шар один из последних истребителей "люфтваффе". "Воюют не числом, а умением", - любил повторять Иван Кожедуб.
Свой первый подвиг Иван Кожедуб совершил летом 1943 года, будучи командиром эскадрильи на Курской дуге – сбил фашистский бомбардировщик. На следующий день им был уничтожен еще один самолет, а буквально через несколько дней – еще два! За эти и последующие подвиги в феврале 1944 года старшего лейтенанта Ивана Никитовича Кожедуба удостоили звания Героя Советского Союза. На тот момент его боевая биография насчитывала 20 уничтоженных немецких самолетов за 146 вылетов.
В августе 1944 года Герою вручили вторую медаль «Золотая Звезда» за 48 сбитых машин противника и 256 вылетов. А к концу Великой Отечественной войны гвардии майор Иван Кожедуб имел на своем счету уже 62 уничтоженных в воздухе противника. 


Первый реактивный
В середине февраля 1945 года в бою над Одером Кожедуб вписал в свою славную биографию важную деталь – одним из первых в мире он уничтожил новейший реактивный истребитель-бомбардировщик "люфтваффе" "Me-262".
Взлетев в небо 19 февраля со своим другом и напарником Дмитрием Титаренко, Кожедуб обнаружил на высоте более 3000 метров неизвестный самолет, который летел на максимальной для советских "Ла-7" скорости. Герой-ас заметил, что немецкий пилот не контролировал пространство под собой, полагаясь на высокую скорость машины. Этим фактом и решил воспользоваться летчик, встретив немца на пересекающимся курсе и расстреляв его снизу. Но Титаренко решил открыть огонь первым, удивив Кожедуба.
Иван Никитович потом вспоминал этот памятный поединок: "Что такое? В противника летят трассы (следы, которые остаются в воздухе от пуль): ясно – мой напарник все-таки поторопился! Про себя нещадно ругаю Старика (Титаренко); уверен, что план моих действий непоправимо нарушен. Но его трассы неожиданно мне помогли: немецкий самолет стал разворачиваться влево, в мою сторону. Дистанция резко сократилась, и я сблизился с врагом. С невольным волнением открываю огонь. И реактивный самолет, разваливаясь на части, падает".
Последний подвиг его героической биографии произошел над Берлином в апреле 1945 г., когда был сбит очередной гитлеровский самолет. За все время войны немцам не удалось его сбить ни разу, хотя случались попадания и в машину Кожедуба, истребитель целый и невредимый сажал судно на землю. В том же месяце Иван Никитович получил еще одну медаль «Золотая звезда», став трижды Героем Советского Союза.
В своей личной автобиографии  И.Н. Кожедуб утверждал, что в 1945 г. ему пришлось уничтожить еще и два американских самолета, когда те напали на него, приняв по ошибке за немца.


"Из России с любовью"
Широко известна история о том, что к 64 немецким самолетам, сбитым в Великую Отечественную войну Кожедубом, можно добавить еще 2 американских истребителя.
В апреле 1945 года Кожедуб несколькими очередями из бортовых пушек отогнал два немецких истребителя от американского "В-17", но был сам атакован американскими истребителями, открывшими огонь с большой дистанции. Сделав в воздухе несколько сложных фигур, Иван Никитович оказался сбоку "американца" и подбил его. Сделав еще одну фигуру высшего пилотажа и пустив несколько очередей, он взорвал в воздухе и другую машину. В дальнейшем выяснилось, что эти самолеты оказались "Мустангами" ВВС США.
Такая стычка с американцами была не единственной. Куда более жаркий бой с американцами будущий Маршал авиации принял за пару дней до капитуляции Германии, когда около 20 американских бомбардировщиков класса "Летающая крепость", не обращая внимания на предупредительные выстрелы, вошли в пространство советской оккупационной зоны. Советский ас сбил три самолета, а остальных обратил в бегство, но причислить эти три победы к общему списку не дал. Командир полка только пошутил, что с американцами повоевать придется скоро.
В 1946 г. трижды Герой Советского Союза продолжил свою службу в ВВС. Окончил Краснознаменную Военно-воздушную академию, освоил реактивный МиГ-15. Несмотря на мирное время в СССР, его подвиги на этом не закончились – во время войны в Корее Иван Никитович Кожедуб возглавлял 324-ю истребительную авиационную дивизию. Под его руководством летчики одержали 216 побед в небе при потерях – девять человек и 27 машин.
В период с 1964 –1971 гг.  он находился на должности заместителя командующего ВВС Московского военного округа. С 1978 г. был в составе генинспекторов Минобороны СССР. За заслуги перед страной и многочисленные подвиги в 1985 г. ему присвоили звание Маршала авиации. 


По материалам информагентств.

 

Архив