Леонид Грач
Коммунисты России ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ

Народный педагог

Поделится:
12:00 04 Октября 2018 г. 53

Василий Александрович Сухомлинский – Герой Социалистического Труда, советский педагог, писатель, публицист, создатель народной педагогики. Не отрицая коммунистические идеалы, он сумел через идеи гуманной педагогики формировать и воспитывать духовные, гармоничные  и  счастливые  личности. Сделать это ему помогла искренняя любовь к детям и убежденность в собственной правоте. Проработав всю жизнь учителем в сельской школе, он сделал ее почти научным учреждением, лабораторией педагогических методик.

Родился 28 сентября 1918 г. в семье плотника в с. Васильевка Кировоградской области. У Сухомлинских было четверо детей (все стали сельскими учителями). Отец после революции стал активистом: руководил колхозом, был селькором, преподавал труд в поселковой школе.
Детство Сухомлинского пришлось на тяжелое время: гражданская война, разруха, голод, вражда, ненависть. Уже тогда мальчик начал задумываться, как сделать детство счастливым.
С 1926 – 1933 гг. Василий был учеником поселковой семиклассной школы. Он был очень трудолюбивым и одаренным ребенком.
Летом 1934 г. он был принят в пединститут г. Кременчуга  на филологический факультет. В 1935 г. Василий серьезно заболел и прервал обучение, но с 1936 года продолжил учиться заочно уже в пединституте Полтавы. Тогда же он начал учительствовать. С 1935 – 1938 гг. Сухомлинский преподавал украинский язык и литературу в поселковых школах Васильевки и Зыбково.
В 1939 г. Сухомлинский с успехом заканчивает Полтавский пединститут. Именно он дал молодому учителю мощный толчок к началу исследовательской деятельности. После института и до начала Великой Отечественной войны Василий учительствовал в школе Онуфриевки.
В этом же году Сухомлинский женился. Его жена была тоже учителем. В начале войны, будучи беременной, она осталась в оккупации и погибла. Сухомлинский так никогда и не увидел сына.
Летом 1941 г. Сухомлинский ушел добровольцем на фронт. Участвовал в битве под Москвой.  После тяжелого ранения (1942 г.) был комиссован из армии. Остался на Урале и с 1942 – 1944 гг. работал директором поселковой Увинской школы (Удмуртская АССР).
После изгнания фашистов с Украины в 1944 г. вернулся в свой район и стал заведующим РОНО в Онуфриевке. В 1947 г. он решил возвратиться к учительству и уже в 1948 г. возглавил среднюю школу в поселке Павлыш родного района.  Здесь он проработал директором до конца жизни.
Павлышевская школа стала его исследовательской лабораторией и экспериментальным полигоном. На базе школы Сухомлинский испытывал свои проекты «Школа под голубым небом» и «Школа радости» для шестилеток, проводил семинары по психологии и коллоквиумы по педагогике, факультативы по семейной жизни и этике для старших классов, собирал родительский клуб. Многие новации потом стали повсеместно внедряться.
В.А.Сухомлинский придерживался мнения, что педагогика – высокое мастерство, основанное на теоретических знаниях, на сознательном использовании объективных закономерностей воспитания, но требующее одновременно проявления индивидуальности учителя, воспитателя, его вдохновения, инициативы, находчивости, изобретательности. Разработанная им педагогическая система не только обогатила педагогическую науку новаторскими идеями и положения-
ми, внесла вклад как в теорию, так и в практику образования и воспитания, но и составила значительный, революционный   этап   в  развитии   отечественной педагогической мысли.
В своем напутствии выпускникам, вступающим в жизнь, он говорил: «Человеческой силе духа нет предела. Нет трудностей и лишений, которых бы не мог одолеть человек. Не молчаливо перетерпеть, перестрадать,  но  одолеть,  выйти победителем, стать сильнее. Больше всего бойтесь минуты, когда трудность покажется вам непреодолимой, когда появится мысль отступить, пойти по легкому пути».
В этих словах весь В.А.Сухомлинский – гуманист, мыслитель, педагог.
Василий Александрович полностью посвящает себя детям, главное для него –  вырастить Человека, человека с большой буквы. И чтобы ребенок не просто прошел школу, а прошел школу жизни. Искренняя любовь к детям и подлинная педагогическая культура, по Сухомлинскому, – понятия нерасторжимые. Наиболее важным автор считает развитие в человеке уважения к себе, чувство собственного достоинства, без которых невозможно стать борцом за справедливость, невозможно быть настоящим патриотом. Сухомлинский пытается в первую очередь найти путь воспитания в человеке гражданина, способного положить жизнь за Родину. Василий Александрович понимал сущность воспитания в сближении с ребенком, в знании его проблем и радостей, в разделении его проблем и радостей: «Надо стать для ребенка, прежде всего другом, а потом его учить чему-то». И это правильно – без доверия не будет воспитания. 
Главное в работе педагога – наблюдать за детьми, суметь проникнуть в мир их фантазий, ценить их индивидуальность, а не работать по шаблону, уважать мнение каждого ученика. Каждый сегодняшний учитель, если он – настоящий Учитель, должен любить детей, действительно отдавать им своё безмерное, доброе, открытое сердце!
Опыт лучших педагогов убеждает, что самое главное в этой тонкой сфере воспитания – постоянная мыслительная деятельность – без переутомления, без рывков, спешки и надрыва духовных сил».
Часть своих исследований В.А.Сухомлинский включил в диссертацию «Директор школы – организатор учебно-воспитательного процесса», которую защитил в 1955 г. Все новаторские идеи и учительский опыт педагог собрал в своих книгах и статьях. Итогом стала книга «Сердце отдаю детям» (Госпремия УССР, 1974 г.). Ее присвоили ему после смерти (великий учитель умер 02.09.1970 в поселке Павлыш).
Педагогические и исследовательские труды Василия Александровича были высоко оценены. Он – кандидат педагогичес-
ких наук, заслуженный учитель школы УССР, член-корреспондент АПН РСФСР и АПН СССР, Герой Социалистического Труда, лауреат Госпремии УССР. Награждён орденами Ленина, Красной Звезды, медалями Ушинского и  Макаренко.


Т. Ежова

 

Учителям

Если б не было учителя, 
То и не было б, наверное, 
Ни поэта, ни мыслителя, 
Ни Шекспира, ни Коперника. 

И поныне бы, наверное, 
Если б не было учителя, 
Неоткрытые Америки 
Оставались неоткрытыми. 

И не быть бы нам Икарами, 
Никогда б не взмыли в небо мы, 
Если б в нас его стараньями 
Крылья выращены не были. 

Без его бы сердца доброго 
Не был мир так удивителен. 
Потому нам очень дорого 
Имя нашего учителя!

                          Вероника Тушнова

 


Учитель


Наш старший друг, 
                  наш друг бесценный, 
Наш неизменный костровой! 
Огня могучее растенье 
Шумит негибнущей листвой.

И он превыше наших споров, 
И развлечений, и затей – 
Огонь живительный, который 
Вы сберегли, наш Прометей.

Вы это имя заслужили. 
Вы бескорыстием своим 
Нас заражали и учили, 
Светя другим, сгорать самим.

Не раз, топорща злые перья, 
Как Прометея среди скал, 
Орёл бездушья, недоверья 
Вас беззастенчиво клевал.

Но, одолевшая напасти, 
Как прежде светит, тьму круша, 
Исполненная высшей страсти, 
Неугасимая душа.

                                         Любовь Сирота

 

 

Архив