Леонид Грач
Коммунисты России ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ

Ивану Сергеевичу Тургеневу - 200 лет!

Поделится:
11:49 25 Октября 2018 г. 191

«Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел, для этого у меня, вероятно, недоставало выдержки, твёрдости характера. Мне необходимо было удалиться от моего врага затем, чтобы из самой моей дали сильнее напасть на него. В моих глазах враг этот имел определённый образ, носил известное имя: враг этот был – крепостное право. Под этим именем я собрал и сосредоточил всё, против чего я решился бороться до конца, с чем я поклялся никогда не примириться...
Ивану Сергеевичу Тургеневу – великому русскому писателю-реалисту, первоклассному мастеру художественного слова, в этом, 2018 году, исполняется 200 лет со дня его рождения.

Творчество Тургенева – художественная летопись, запечатлевшая духовную жизнь русского общества 40-80 годов XIX века.
Он родился 28 октября 1818 года в Орле. Его мать, Варвара Петровна, была женщина умная, начитанная, но жестокая, привередливая и капризная помещица-крепостница. Крепостных секли за всё и про всё.
Видя изо дня в день барский произвол, наблюдая тяжёлую жизнь крепостных крестьян, юный Тургенев возненавидел крепостное право. Он называл крепостное право своим врагом и ещё в ранней юности будущий писатель дал клятву «никогда не примиряться с этим врагом!».
Тургенев написал шесть романов: «Рудин», «Дворянское гнездо», «Накануне», «Отцы и дети», «Дым», «Новь», несколько повестей: «Затишье», «Фауст», «Ася», «Первая любовь», «Вешние воды» и другие, а также книгу «Записки охотника», несколько стихотворений в прозе: «Порог», «Русский язык», «Два богача», «Щи» и другие.
«Записки охотника» вышли отдельной книгой. Это закончилось увольнением цензора Львова за пропуск книги, арестом и ссылкой Тургенева в имение без права выезда. Поводом для ссылки являлась также сочувственная статья о Гоголе в связи с его смертью, так как власть не разрешала её печатать, а Тургенев напечатал. Однако основной причиной был выпуск книги «Записки охотника». Автор был неугоден правительству Николая I, и, находясь под арестом, в ответ на репрессии он пишет рассказ «Муму», в котором тоже обличает крепостничество и рабство.
В эту мрачную пору русской жизни, когда крестьянин не признавался за человека, жестоко эксплуатировался, был бесправным рабом, под ярмом крепостного рабства, когда ещё господствовало во всей своей неприглядности, омерзительности крепостное право, раздаётся мужественный голос писателя-гуманиста.
Современников писателя поразили образы крестьян, с такой психологической глубиной и симпатией нарисованных Тургеневым.
Даровитость, духовное богатство крестьян, овеянное поэзией, противопоставлено внутренней пустоте, жестокости, тунеядству господ «дворянских гнёзд», душевладельцев, людей, глубоко безнравственных, умственно ограниченных.
Читатели утверждаются в духовном превосходстве закрепощённого народа над его поработителями.
В романе «Накануне» появились другие герои-провозвестники новой жизни, решительные и отважные: Елена Стахова и Дмитрий Инсаров.
Подлинного героя увидела в Инсарове русская девушка-дворянка и отдала свою любовь иностранцу, бедняку, болгарину. Выбор Елены как бы указывал, каких людей звала и ждала русская жизнь. Среди «своих» таких людей не было, и Елена ушла к «чужаку», стала женой против воли родителей, бедняка-болгарина, бросила дом, родителей, родину и уехала в Болгарию, а после смерти мужа, который от чахотки умер в дороге, верная его памяти, она решила не возвращаться на родину, а продолжить дело Инсарова.
Не разделяя взглядов революционной демократии, Тургенев, тем не менее, испытывал к ним искреннее влечение. Он видел их благородство, бескорыстие, истинный патриотизм, гражданское мужество.
И.С.Тургенев был сложной и противоречивой фигурой. Идейно разойдясь с «Современником», ставшим органом революционных демократов, он, узнав о временном запрещении журнала в 1862 году, писал одному из своих друзей: «Моё старое литературное сердце дрогнуло, когда я прочёл о запрещении «Современника».
После романа «Накануне», после разрыва с «Современником» Тургенев написал роман «Отцы и дети». 
Главный герой этого романа – «русский Инсаров», русский человек, вышедший из недворянской среды  разночинец-демократ.
Евгений Базаров – человек новых взглядов, нигилист (от латинского слова нигиль – ничто), то есть он всё отрицает, ничего не принимает на веру.
Базаров отрицает всё: самодержавие, крепостное право, религию, отрицает всё, что порождено безобразным состоянием общества: народную нищету, бесправие, темноту, семейный гнёт и т.д. Базаров, не признающий никаких религиозных и общественных авторитетов, говорит: «Исправьте общество, и болезней (то есть человеческих пороков) не будет».
Тургенев не мог сказать по цензурным условиям, что Базаров – революционер, но в частном письме он объяснил, что слово «нигилист» означает революционер.
Базаров – человек острого и сильного ума, незаурядная, крепкая, честная, волевая натура. Базаров, прежде всего человек труда. Ему тягостна праздная жизнь. Таким образом, Тургенев подчёркивает в Базарове его демократичность, силу личности, умение работать. 
В романе идёт речь о строгом, непримиримом конфликте не только между представителями разных поколений, сколько между аристократами и демократами, между либералами и революционерами-разночинцами.
Что же сказал своим романом Тургенев? Какие важные для того времени мысли выражены в романе «Отцы и дети»? Базаровы («русские Инсаровы») пришли, но их время ещё не пришло. Вот какую мысль, прежде всего, проводит в романе автор.
В образе Базарова Тургенев показывает, что новые люди лучше, умнее, сильнее, чем дворяне.
Стихотворение в прозе «Русский язык» – подлинный гимн русскому языку и русскому народу.
«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый, свободный русский язык! Не будь тебя, как не впасть в отчаяние при виде того, что совершается дома. Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу».
Замечательно, что мысли И.С.Тургенева о языке, в которых отражается величие народа, его неисчерпаемые духовные силы В.И.Ленин напомнил в статье «Нужен ли обязательный государственный язык «Мы лучше всего знаем, – обращается Ленин к господам либералам, – что язык Тургенева, Толстого, Добролюбова, Чернышевского велик и могуч. Мы больше вас хотим, чтобы между угнетёнными классами всех без различия наций, населяющих Россию, установилось, возможно, более тесное общение и братское единство. И мы, разумеется, стоим за то, чтобы каждый житель России имел возможность обучиться великому русскому языку».
Это были пророческие слова В.И. Ленина. В исполнении этого предсказания свою великую роль сыграло творчество Тургенева.
«Наши классики отобрали из речевого хаоса наиболее точные, яркие, веские слова и создали тот «великий, прекрасный язык», служить дальнейшему развитию которого Тургенев умолял Толстого».
М.Горький, советский писатель.
Питомец помещичьей усадьбы, наследник дворянской культуры Тургенев был одним из лучших прогрессивных представителей своего бурного и сложного «переходного» времени.
В.И. Ленин неоднократно обращался к глубоко правдивым, широко типизированным персонажам Тургенева, используя их в качестве одного из средств борьбы с врагами партии и народа.
22 августа 1883 года русская литература и русское общество понесли скорбную утрату: не стало Ивана Сергеевича Тургенева.
«В современном русском обществе едва ли найдётся хоть одно крупное явление, к которому Тургенев не отнёсся с изумительной чуткостью, которое он не попытался истолковать. Тургенев пробуждает в читателе, как и Пушкин, добрые чувства, в основе которых лежит глубокая вера в торжество света, добра и нравственной красоты».
Салтыков-Щедрин, русский писатель.
Царское правительство ненавидело Тургенева. Александр II называл писателя «бельмом на своём глазу». Александр III, узнав о смерти Тургенева, сказал: «Одним нигилистом меньше».
«Существенно то, что В.И. Ленин ставит имя Тургенева рядом с именами революционеров-демократов: Салтыкова-Щедрина, Некрасова, Белинского, Добролюбова, Чернышевского.
М.И. Калинин.
Иностранные классики восхищаются И.С. Тургеневым.
Мопассан преклонялся перед Тургеневым, «великим человеком и романистом».
Жорж Санд писала ему: «Учитель! Мы всё должны пройти через Вашу школу!»
Молодёжь, избравшая своей жизненной целью борьбу за свободу родины, стремилась подражать Елене Стаховой, Дмитрию Инарову («Накануне»), Марианне, русской женщине-революционерке («Новь»), неизвестной девушке-революционерке («Порог»), Евгению Базарову («Отцы и дети») и другим героям Тургенева.
И.С.Тургенев – великий художник-реалист ещё при жизни заслужил мировую славу.
Произведения Тургенева воспитывали в человеке высокие чувства, содействовали распространению передовых идей, учили любить русскую природу, русский народ, русский язык, которым в совершенстве владел Иван Сергеевич.
Разве можно сравнить по глубине своего влияния, по красоте и уму, по полезности для людей двух русских писателей – Ивана Тургенева и Александра Солженицына?
В этом году исполняется 200 лет со дня рождения Тургенева и 100 лет со дня рождения Солженицына.
И.С.Тургенев надежно стоит в ряду писателей прогрессивной русской классической литературы. Тургенев – истинно русский гениальный писатель, а Солженицына знают все по его лживому «Гулагу» как патентованного антисоветчика-предателя, как мощнейшее орудие убийства Союза Советских Социалистических Республик. Но для сегодняшних миллионеров, миллиардеров и олигархов Солженицын наилучший друг, так как они вместе  разгосударствляли, приватизировали, расхищали, разрушали, разоряли и продавали государство рабочих и крестьян.
Это Солженицын помогал иудам убить СССР, обокрасть Советскую Родину, обобрать до нитки и стать миллионерами, миллиардерами и олигархами.
Именно они, эти воры в законе, потеряв всякий стыд, не имея ни грамма совести, молчат о лучшем, прогрессивном, первоклассном, гениальном писателе И.С. Тургеневе и требуют от граждан России склонить головы перед врагом трудового народа - Солженицыным.
Российские оборотни и перевертыши восхваляют дореволюционную Россию, восхищаются и восторгаются, рассказывают, как прекрасно люди жили до революции, лгут, клевещут на Родину Октября, которая давала народу благополучие, добро, достаток, источала благотворительность, люди чувствовали себя защищёнными и не боялись за завтрашний день.
Изобличитель И.С. Тургенев своими прекрасными произведениями срывает маску лжи с российских лжецов и брехунов, выводит их на чистую воду, прижимает к стенке, изображая невыносимую жизнь крестьян в царской России.
И сегодняшняя олигархическая Российская Федерация боится мужественного голоса И.С.Тургенева, стремится его заглушить, погасить, подавить, а то и вовсе убить.
Олигархи стремятся если не убить, то ослабить голос Тургенева, сделать его тихим, неслышным, бесшумным, беззвучным, глухим, чтобы его не слышал обманутый россиянин.
Но несмотря ни на что – зычный, громкий, звучный и резкий голос Тургенева, писателя-гуманиста, против воли олигархов разносится по всей сегодняшней буржуазной Российской Федерации из глубины той мрачной поры, когда крестьянин не признавался за человека, жестоко эксплуатировался, был бесправным рабом, считался вещью, которую господа могли продать и купить, обменять, подарить и проиграть в карты, женить и выдать замуж по воле крепостника, сечь и высылать в ссылку.

Уважаемые читатели!
Прочитайте книгу «Записки охотника».
Эту книгу современники Тургенева называли «стройным рядом нападений, целым батальным огнём против помещичьего быта».
А.И.Герцен справедливо назвал «Записки охотника» «обвинительным актом крепостничеству». И добавил: «Никогда ещё внутренняя жизнь помещичьего дома не выставлялась в таком виде на всеобщее посмеяние, ненависть и отвращение».
Написав книгу «Записки охотника», Тургенев выполнил клятву, которую дал ещё в юности: «Никогда не примиряться с крепостным правом».
А вы, прочитав «Записки охотника», узнаете о тяжёлой жизни крестьян и не будете верить лгунам: российским олигархам и российским жирикам.

 А.Ф.Небога.

Архив