Леонид Грач
Коммунисты России ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ

Либерализм убивает всё живое

Поделится:
11:22 04 Апреля 2019 г. 182

Тема острой необходимости государственной идеологии для России как-то несколько по- утихла в последнее время. И тому есть, как минимум, две самые главные причины. Во-первых, непригодность нынешних элит к интеллектуальному созиданию и работе со смыслами. Вынося за скобки фигуры Путина, Шойгу и Лаврова, как некую трансцедентность по отношению к нынешней чиновничьей массе, всё остальное так и не вырвалось за смысловые рамки «святых 1990-х». Оставаясь носителями той же самой системы ценностей, что их и сформировала, нынешние элиты, мотивированные наживой, продолжают преклоняться перед Западом и разделять его ценности. Для них вопрос идеологии вообще не стоит, ибо они носители либеральной идеологии, и действуют, и живут, исходя только из этих ценностей западного либерализма.
В. Путин, что следует окончательно констатировать, с самого начала и по сегодняшний день так и не предпринял никаких усилий по кадровой ротации нынешних элит, сначала согласившись, а затем и смирившись с необходимостью работать с тем, что есть, с либеральной средой чиновничьей массы, пропитавшей ткань государства сверху донизу. В этих условиях поднимать вопрос о государственной идеологии с его стороны несколько бессмысленно, ибо если исходить из ожиданий народа, то это должна быть идеология патриотическая, консервативная, традиционалистская, евразийская, а такие идейные преобразования приведут в состояние коллапса всю нынешнюю государственную систему, к чему Президент явно не готов. Да и время упущено. Весь патриотизм, точнее, его фрагменты и локальные идеологемы, так и останутся на уровне политтехнологий до самого конца нынешнего политического цикла.
Есть и вторая причина невозможности какой-либо идеологической альтернативы господствующему либерализму на уровне государства, как и невозможности даже плавной, поэтапной, фоновой идеологической трансформации – это непригодность нынешнего медиапространства. Собственно, как и государственные элиты, нынешняя медиа-среда является таким же наследием смуты 1990-х. Отсюда и их функция, и в целом роль средств массовой информации в формировании общественного мнения и настроений в обществе.
Несмотря   на   восстановленный   конт-
роль государства над СМИ в начале 2000-х, они и по сей день не могут быть полноценно использованы в поддержке, формировании и популяризации ценностей государственности, ибо представления политических элит государства, политического класса и народа об этих ценностях – кардинально расходятся. Элиты находятся в плену либеральных, монетаристских, западных химер, и как только они начинают их транслировать через СМИ на массы, тут же встречают отторжение, падение рейтинга, и нарастание социальной напряжённости.
«OK» – говорят элиты, именно так, на американский манер, – «давайте зайдём с другой стороны, будем транслировать то, что хочет народ (хоть сами мы его и презираем за темноту, мракобесие и нецивилизованность, – думают они про себя)». Осуществляя социологические замеры, элиты начинают транслировать через СМИ идеологические приоритеты народа – социальную справедливость, консерватизм, торжество православия, социализм, традиционализм, сталинизм, Святую Русь, репрессии и расстрелы чиновников, почитание Грозного Царя, ГУЛАГ и монархию, примерно в таком порядке и в такой же комбинации. Тут уже в диссонанс входит сама государственная система, воспитанная в противоположном ключе и исповедующая всё, что полностью противоречит чаяниям народа. Транслируя одно, а на деле демонстрируя другое, элита оказывается под прицелом шквальной критики и делигитимации, ибо зазор между ожиданиями и тем, что есть на самом деле, в этом случае разрастается до бездны.
Попытка создать нечто среднее, найти своего рода медийный компромисс, лишь имитируя, симулируя патриотизм, слегка, чуть-чуть, без крайностей, тут же распознаётся как «голимая пропаганда», как кремлёвский заказ, и подвергается такой же шквальной критике, что и трансляция либеральных подходов. Да и сами СМИ не верят ни в какой патриотизм, а верят только в деньги.  А все мы сегодня продолжаем потреблять плоды той самой медиа-машины, которая продолжает работать так, как её настроили ещё во времена Ельцина.
В основу функционирования нынешних медиа положена такая категория, как нажива, когда всё измеряется прибылью. А это неразрывно связано с таким понятием, как реклама, а реклама – это доход. И тут СМИ скатываются, безусловно и неизбежно, к необходимости транслировать всю ту чернуху, которую мы и видим, ретранслировать низменные пороки и самые низкие человеческие качества для того, чтобы привлечь аудиторию, повысить выдачу, рейтинг, просмотры, показы, заходы и тем самым увеличить количество рекламы и вытекающую из неё доходность.
Есть и другой вариант – зарабатывать без чернухи и пошлятины, а, например, на трансляции той самой «голимой пропаганды», получая деньги напрямую от заказчика, то есть опять же, от государства, которое, тем самым, имитирует патриотизм для масс, теперь уже просто ради самосохранения. В результате канал Россия-1 превращается в одно сплошное ток-шоу, начинающееся с утренних «60 минут» и завершающееся ночным «Владимиром Соловьёвым». Первый канал в это же самое время начинает «Время покажет», идущее весь день вплоть до прайм-тайма и повторяющееся ночью.
Как ни прискорбно, но федеральные каналы сегодня – это один из главных рассадников самых низменных человеческих качеств. Ток-шоу – это дешевый продукт, который заполняет эфир эмоциональным контентом, часто низкопробным, некачественным и бессодержательным, и позволяет при небольших вложениях получить высокую выдачу для того, чтобы продать рекламу. Вот и весь секрет. 
Никогда никакой канал и никакое СМИ не пожертвует доходностью и возможностью давать дорогую рекламу ради содержания. 
В этих условиях альтернатива такова: либо государство должно взять на содержание СМИ, что оно часто и делает, особенно в период выборов. Либо государство должно отпустить их в свободное плавание, как это было в 1990-х, и тогда оно получит один сплошной  канал «Перец» на всех кнопках и аморальные, разложенные, порочные массы, от которых нечего больше ждать.
Прибыль и нажива должны быть изъяты из числа главных факторов и категорий, которыми мотивируются журналисты и владельцы СМИ. Значит, чтобы у содержательных СМИ была аудитория, других СМИ просто не должно быть. Прибыль как мотивация должна быть полностью исключена из медиа-среды, что, глядя в экран, кажется невероятным.
Вера в то, что кто-то из нынешних государственных мужей вдруг спохватится: «Ох, мы теряем подрастающее поколение, народ, страну, смыслы, давайте срочно что-то менять», – стремится к нулю. Либерализм убивает всё живое, и нынешнее состояние общества – следствие того, что во власти находятся рыночники, глобалисты, западники и либералы. Они находятся прямо в ткани бытия нашего государства, а главная претензия со стороны либеральной оппозиции – отшитых на обочину либералов – в том, что не они занимаются распределением   государственных   бюдже-
тов, а их такие же, плоть от плоти идеологические, но более изворотливые коллеги. И пока они, как со стороны власти, так и со стороны «оппозиции», будут определять содержание дискурса, транслируя всё это в своих же СМИ, ни о какой патриотической идеологии в интересах народа и государства речи быть не может. 

Валерий Коровин,
политолог, журналист, общественный деятель, 
директор Центра геополитических экспертиз.

 

Архив