8 апреля 1944 года началось победное наступление советских войск в Крыму. Всего за 35 дней Крымской операции полуостров был полностью очищен от врага.
Координировал Крымскую наступательную операцию Начальник генштаба Красной Армии Александр Михайлович Василевский. Непосредственное проведение операции осуществили 4-й Украинский фронт и Отдельная Приморская армия. Им оказывали содействие Черноморский флот и Азовская военная флотилия.
К 75-ой годовщине освобождения Симферополя от немецко-фашистских захватчиков крымский художник-дизайнер А.Коновалов изготовил памятную открытку.
13 апреля 1944 года город Феодосия был освобождён от немецко-фашистской оккупации. Город и морской торговый порт представляли собой жуткое зрелище, т.к. отступая, гитлеровцы уничтожили и сожгли всё, что только могли.
В порту были взорваны причалы и перегрузочные механизмы, были затоплены суда и заминирована акватория порта. Спустя несколько дней из Новороссийска в порт прибыли главный инженер порта Пугин Николай Петрович и заместитель начальника порта по кадрам Сабля Владимир Васильевич. 18 апреля 1944 года состоялось первое после войны общее собрание портовиков, на котором было принято обращение к трудящимся города Феодосия. В нём прозвучали и такие слова. «…Радостные дни переживает сейчас наш город. Идёт на запад гигантскими шагами Красная Армия, …заканчивается освобождение всего Крыма. Мы, жители города и граждане Советского Союза, в неоплатном долгу перед бойцами Красной Армии. Только высокопроизводительный труд, только активная и неослабная помощь фронту и Родине могут наилучшим образом отблагодарить Красную Армию, Правительство. …Мы призываем всех трудящихся города Феодосия взять конкретные обязательства и самоотверженным трудом восстановить и пустить в работу наши предприятия, дать продукцию для фронта, для победы над врагом…». Призыв портовиков нашел отклик во всех организациях города. Феодосийские портовики были инициаторами и других начинаний в городе. Так, портовики поддержали обращение сталинградки Александры Максимовны Черкасовой об участии в нерабочее время на расчистке завалов и руин. Портовики приняли решение отработать каждому не менее 140 часов и с честью выполнили свои обязательства. 16 мая 1944 года в Феодосийской городской газете «Пролетарий» в статье «Возродим порт» портовик В.Сабля писал: «Восстановительные работы нужно проводить в таком объёме, что, естественно, оставшегося количества рабочих не хватает даже для наиболее важных участков работ. Нужно немедленно развернуть подготовку молодых специалистов…». По призыву портовиков в порт, в открытую школу ФЗО №2, пришли сотни молодых женщин и подростков, и началось обучение по специальностям: каменщик, плотник, судовой плотник, штукатур, столяр, моторист, кровельщик, электромонтёр, токарь и др. Учащиеся не только учились, но и работали на восстановлении причалов и других объектов порта, в том числе и социальных, а позже строили клуб портовиков. К концу 1949 года основные работы по восстановлению порта были завершены. Несмотря на тяжелое финансовое положение, несмотря на отсутствие материалов (цемента, пилолеса, кирпича, гвоздей, стекла и пр.) портовики параллельно с работами по восстановлению порта проводили работы, связанные с восстановлением объектов социальной инфраструктуры: столовой, детского сада, общежития, жилых домов.
В 1945 году было начато строительство здания клуба. Начало этой работе положил начальник порта Коротченко Степан Евстафьевич (май 1944 – январь 1945 гг.), продолжили – начальник порта Лазаренко Тимофей Сергеевич (январь 1945 – 1950 гг.) и начальник порта Богданович Константин Федорович (1950 – 1961 гг.). Торжественное открытие клуба порта состоялось в мае 1953 года.
В 1956 году при клубе порта была открыта библиотека, которая работает до сих пор и в фондах которой в настоящее время находится 13,6 тысяч экземпляров книг.
В 1970 году при клубе был открыт Музей истории Феодосийского морского торгового порта, инициатором создания
которого был начальник порта П.Я. Винник (1961–1976). Все работники, вновь поступающие на работу в порт, в обязательном порядке знакомятся с историей и традициями порта, посещая Музей истории порта. В музее собран большой исторический материал о коллективе порта, есть экспонаты, которых нет в Феодосийском Музее древностей, и портовики этим гордятся.
Более 65 лет клуб был и остаётся детищем первичной профсоюзной организации Феодосийского морского торгового порта, которая на его базе проводила и проводит всю культурно-массовую, спортивную и воспитательную работу. При клубе многие годы работал клуб «Юных моряков», прививавший мальчишкам любовь к трудной профессии моряка и давший им путёвку в жизнь. Многие выпускники клуба «Юных моряков», окончив морские учебные заведения, вернулись в родной город и трудятся на судах Феодосийского порта. В разные периоды при клубе работали: драмтеатр, кинотеатр, хоровые и вокальные коллективы духовой оркестр, эстрадный ансамбль, различные агитбригады, танцевальные коллективы, и многочисленные кружки…
После преступного разрушения Советского Союза морские порты Крыма, начали вести настоящую борьбу за своё существование.
Трудовыми коллективами морских портов, несмотря на очень сложное финансовое положение, делалось всё возможное и даже невозможное, чтобы сохранить созданную в течение десятилетий тяжёлым физическим трудом на многочисленных субботниках и воскресниках социальную инфраструктуру (детские сады, дома отдыха, профилактории и пансионаты, поликлиники, детские оздоровительные лагеря, общежития, клубы, спортивные объекты и пр.).
Проблемы с содержанием объектов социальной сферы возникли весной 2014 года, т.к. крымские морские порты попали под международные санкции, а из-за отсутствия достаточных объёмов работы резко сократились доходы портов. Руководству ГУП РК «Крымские морские порты» пришлось искать выходы из сложившегося сложного финансового положения, поэтому не нашли ничего лучшего, как вернуться к практике отчуждения объектов социальной инфраструктуры.
Вопрос по клубу Феодосийского порта оставался открытым, т.к. коллектив порта, профсоюзная организация и общественная организация ветеранов порта категорически возражали против передачи клуба порта кому-либо.
В первой половине декабря 2018 года в Феодосийском порту побывал министр Министерства транспорта Республики Крым Карпов С.В. (седьмой министр Минтранса РК с апреля 2014 года, - Авт.) со специалистами Минтранса и ГУП РК «Крымские морские порты». Представители порта, при участии председателя профкома Щербака С.В., провели для гостей экскурсию по территории порта, ознакомили их с работой отдельных производственных участков, рассказали о текущем состоянии дел в Филиале, перспективах его дальнейшего развития, о имеющих место производственных проблемах и путях их решения.
Пользуясь представленной возможностью, председатель профкома С.В. Щербак вручил министру письмо, текст которого утвердила конференция трудового коллектива 06 декабря 2018 года, и решение конференции трудового коллектива от 13 сентября 2018 года относительно намерений продлить Колдоговор на 2019 - 2021 гг. В этот же день министр транспорта РК Карпов С.В. посетил ряд других предприятий, входящих в структуру отраслей Министерства транспорта Республики Крым, а представители Минтранса РК побывали в клубе порта, где воочию убедились, что коллектив клуба проводит большую работу не только среди работников предприятия, их детей и внуков, но и много делает для города, обеспечивая проведение различного рода совещаний, вплоть до выездных заседаний Совета Министров Республики Крым. Также гости обратили внимание на состояние здания клуба и его материальной базы. Отмечая, что с подобным объёмом и разнообразием клубных мероприятий им не приходилось встречаться ни в одном из Филиалов ГУП РК «КМП», обещали свою помощь при решении ряда вопросов, которые касаются деятельности клуба. Дальше этих обещаний дело не пошло, т.к. по состоянию на 1 марта 2019 года от ГУП РК «КМП» не поступило ни одной копейки на содержание клуба, т.е. в течение шести (!) месяцев руководство ГУП РК «КМП» этот вопрос даже и не пыталось решать, несмотря на неоднократные обращения по данному вопросу профсоюзного комитета.
Ситуация усложняется ещё и тем, что ГУП РК «КМП» не выполняет положения Колдоговора по срокам перечисления профсоюзных взносов, которые не являются денежными средствами ГУП РК «КМП», т.е. постоянно задерживает их перечисление. Из-за этого профком не имеет возможности своевременно выплачивать работникам клуба зарплату, перечислять вовремя налоги, т.е. в любой момент счета профсоюзной организации могут быть заблокированы.
Несмотря на очень непростую ситуацию, благодаря активной позиции профсоюзного комитета первичной профсоюзной организации Феодосийского морского торгового порта, Российского профсоюза докеров, насчитывающей в своих рядах почти 80% работников порта, Совета ветеранов Феодосийского порта, работники клуба, делается очень многое по сохранению традиций портовиков, заложенных в годы становления трудового коллектива на заре Советской власти, в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., в послевоенный период при восстановлении предприятия и в годы мирного созидательного труда. Работники клуба продолжают проводить культурно-просветительскую и воспитательную работу через библиотеку и Музей истории порта. При клубе продолжают работу кружки и секции, как для детей портовиков, так и для детей жителей ближайших к порту микрорайонов города. Несмотря на сложное финансовое положение в последние несколько лет, по-прежнему в клубе ежегодно проводятся вечера отдыха и концерты художественной самодеятельности, участниками которых являются работники производственных подразделений порта, проводятся соревнования по шахматам, бильярду, настольному теннису и другим видам спорта. Кружковцы активно участвуют в городских и республиканских конкурсах, спортивных соревнованиях.
Но самое главное – портовики намерены отстаивать своё право не только на использование клуба для целей просветительской деятельности, проведения культурно-массовых, спортивных и оздоровительных мероприятий, но и на владение зданием клуба, сохраняя его на балансе порта.
Феодосийские портовики всегда доброжелательно встречали в клубе гостей, которые приходили с добрыми намерения-
ми. Эту традицию намерены сохранить и впредь. Но для тех, у кого появятся неблаговидные помыслы, у портовиков всегда есть предупреждение в виде русской пословицы: – «На чужой каравай рот не разевай!».
Виктор Лукашевич, член профкома ППО ФМТП
Российского профсоюза докеров,
ветеран труда Феодосийского
морского торгового порта,
15.03. 2019 года