Леонид Грач
Коммунисты России ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ

Я сегодня живу за границей не покинув страны... (И. Дюмарин)

Поделится:
15:45 27 Июня 2019 г. 30

Председателю Совета РОО 
«Крымский форум защиты 
конституционных прав  граждан» 
Л.И. Грачу


                                    Уважаемый Леонид Иванович!
Избирательная комиссия Республики Крым рассмотрев Ваше обращение, сообщает следующее.
В соответствии с положениями Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации») на всей территории Российской Федерации действует принцип всеобщего избирательного права, который заключается в том, что каждый гражданин обладает активным и пассивными избирательным правом.
В соответствии с подпунктом 26 пункта 1 статьи 2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» избирательное право активное (активное избирательное право) - право граждан Российской Федерации избирать в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
В соответствии с подпунктом 27 пункта 1 статьи 2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» избирательное право пассивное (пассивное избирательное право) - право граждан Российской Федерации быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Вместе с тем, избирательное законодательство Российской Федерации устанавливает определенные требования к лицам, реализующим пассивное избирательное право.
Так, в соответствии с пунктом 3.1 статьи 4 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Указанные граждане вправе быть избранными в органы местного самоуправления, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации.
Аналогичное положение содержится и в пункте 1 части 4 статьи 4 Закона Республики Крым от 26 февраля 2019 года № 572-ЗРК/2019 «О выборах депутатов Государственного Совета Республики Крым» (далее - Закон Республики Крым «О выборах депутатов Г осударственного Совета Республики Крым»), согласно которому в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» не имеют права быть избранными депутатами Государственного Совета граждане Российской Федерации имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации») гражданин Российской Федерации, имеющий также иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом. При реализации пассивного избирательного права вступают в силу ограничения, установленные соответствующим Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
На реализацию активного избирательного права гражданином Российской Федерации наличие гражданства иностранного государства либо вида на жительство иностранного государства не влияет.
Одновременно разъясняем, что по общему правилу, процедура выхода из гражданства иностранного государства устанавливается внутренним законодательством данного государства.
В частности, процедура выхода из гражданства Украины определена Законом Украины от 18 января 2001 года №2235-111 «О гражданстве Украины», которым установлено, что выход из гражданства Украины допускается, если лицо приобрело гражданство другого государства или получило документ, выданный уполномоченными органами другого государства, о том, что гражданин Украины приобретет его гражданство, если выйдет из гражданства Украины. Для выхода из гражданства Украины такому лицу необходимо подать в соответствующее дипломатическое представительство или консульское учреждение Украины заявление вместе с необходимыми документами о выходе из гражданства Украины. Датой прекращения гражданства Украины является дата издания соответствующего Указа Президента Украины.
Кроме того, Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации», регулирующим вопросы приобретения гражданства Российской Федерации в общем порядке, установлено обязательное требование об отказе от иного гражданства иностранными гражданами посредством обращения в полномочный орган иностранного государства с заявлениями об отказе от имеющегося у них иного гражданства.
Таким образом, по общему правилу, необходимым условием для выдвижения кандидатом в депутаты Государственного Совета Республики Крым является отсутствие гражданства иностранного государства, а для граждан Российской Федерации - бывших граждан Украины - наличие документа об отказе от гражданства Украины, т.е. соответствующего Указа Президента Украины.
Однако, с учетом особенностей Республики Крым, в том числе порядка приобретения гражданства Российской Федерации гражданами Украины и лицами без гражданства, постоянно проживавшими на территории Республики Крым по состоянию на 18 марта 2014 года, применение общих правил не представляется возможным.
Приобретение гражданства Российской Федерации гражданами Украины и лицами без гражданства, постоянно проживавшими на территории Республики Крым по состоянию на 18 марта 2014 года, осуществлялось в силу статьи 5 Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов от 18 марта 2014 года, и части 1 статьи 4 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее - Федеральный конституционный закон «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя»), которыми установлено признание указанных лиц гражданами Российской Федерации.
Вместе с тем, ни Договором между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов от 18 марта 2014 года, ни Федеральным конституционным законом «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», не устанавливалось положение об одновременной утрате указанными лицами гражданства Украины.
В виду сложившихся особенностей, указанные лица, постоянно проживавшие на территории Республики Крым по состоянию на 18 марта 2014 года, и приобретшие гражданство Российской Федерации не могут выйти из (отказаться от) гражданства Украины в общем порядке, а наличие у них гражданства Украины существенного ограничивает их не только в реализации пассивного избирательного права, но и иных прав, например, на замещение государственных и муниципальных должностей, должностей государственной и муниципальной службы.
В связи с чем, Федеральным конституционным законом от 29 декабря 2014 года № 19-ФКЗ «О внесении изменений в статьи 4 и 12 Федерального конституционного закона «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» Федеральный конституционный закон «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» дополнен частью 4 статьи 4 следующего содержания: «4. Лицо, признанное в соответствии с частью 1 настоящей статьи гражданином Российской Федерации и получившее документ, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации, признается на территории Российской Федерации гражданином, не имеющим гражданства иностранного государства, в случае подачи им заявления о нежелании состоять в гражданстве иностранного государства. Заявление о нежелании состоять в гражданстве иностранного государства подается в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере миграции. Вместе с заявлением о нежелании состоять в гражданстве иностранного государства представляется документ, подтверждающий наличие иного гражданства».
Избирательная комиссия Республики Крым в соответствии с подпунктом «в» пункта 10 статьи 23 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» как избирательная комиссия субъекта Российской Федерации обеспечивает на территории субъекта Российской Федерации реализацию мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдумов, развитием избирательной системы в Российской Федерации, внедрением, эксплуатацией и развитием средств автоматизации, правовым обучением избирателей, профессиональной подготовкой членов комиссий и других организаторов выборов, референдумов, изданием необходимой печатной продукции.
В соответствии частью 15 статьи 15 Закона Республики Крым «О выборах депутатов Государственного Совета Республики Крым»
Избирательная комиссия Республики Крым при подготовке и проведении выборов депутатов Государственного Совета в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами и законами Республики Крым осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав граждан, обеспечивает единообразное применение настоящего Закона; принимает инструкции и иные нормативные акты по вопросам применения настоящего Закона; утверждает формы (в том числе машиночитаемые) документов, связанных с подготовкой и проведением выборов.
В целях предупреждения возможного несоблюдения кандидатами требования относительно отсутствия гражданства иностранного государства, Избирательной комиссией Республики Крым, при утверждении перечня и форм документов, представляемых при проведении выборов депутатов Государственного Совета Республики Крым второго созыва избирательными объединениями, кандидатами в Избирательную комиссию Республики Крым, окружные избирательные, было предусмотрено примечание к заявлению кандидата о согласии баллотироваться следующего содержания: «Примечание: к заявлению прилагается копия документа, подтверждающего подачу кандидатом, признанным в соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» гражданином Российской Федерации и получившим документ, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации, заявления о нежелании состоять в гражданстве иностранного государства».
При этом, непредставление кандидатом заявления о нежелании состоять в гражданстве иностранного государства не является основанием для отказа в регистрации кандидата, заверении и регистрации республиканского списка кандидатов.
Однако, в случае если при проведении проверки достоверности сведений о кандидатах, представляемых при проведении выборов депутатов Государственного Совета Республики Крым избирательными объединениями, кандидатами в Избирательную комиссию Республики Крым, окружные избирательные комиссии, проводимой в соответствии с пунктом 6 статьи 33 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и частями 1, 3-6 статьи 40 Закона Республики Крым «О выборах депутатов Государственного Совета Республики Крым» будет установлено наличие у кандидата гражданства иностранного государства, свидетельствующего об отсутствии у него пассивного избирательного права, то это обстоятельство будет основанием для отказа в регистрации такого кандидата (подпункт «а» пункта 24 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», пункт 1 части 4 статьи 41 Закона Республики Крым «О выборах депутатов Государственного Совета Республики Крым»), исключения кандидата из заверенного списка кандидатов (подпункт «а» пункта 26 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», пункт 1 части 6 статьи 41 Закона Республики Крым «О выборах депутатов Государственного Совета Республики Крым»), а зарегистрированного кандидата - для аннулирования его регистрации (пункт 3 статьи 76 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).

Заместитель председателя Избирательной комиссии
Республики Крым                                                                                   И.Н. Гузеева,

19.06.2019

Архив