Леонид Грач
Коммунисты России ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ

"Молодая гвардия"

Поделится:
11:03 10 Октября 2019 г. 51

15 сентября 1943 года в газете «Правда» были опубликованы Указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении орденами и медалями участников подпольной комсомольской организации «Молодая гвардия» и очерк писателя Александра Фадеева «Бессмертие» – о подвиге молодогвардейцев. 
Номер газеты переходил из рук в руки. О героических делах юных краснодонцев быстро узнала вся страна.
Полтора года спустя, в феврале 1945 года, «Комсомольская правда» и журнал «Знамя» начали публикацию первых глав романа Александра Фадеева «Молодая гвардия».
Сергей Герасимов в то время был директором Центральной студии документальных фильмов и вместе с женой Тамарой Макаровой руководил объединённой актерско-режиссёрской мастерской во ВГИКе. Прочитав первые главы романа, он встретился с Фадеевым и поделился с ним замыслом поставить на материале «Молодой гвардии» дипломный спектакль.
Идея писателю понравилась. Работа в Институте кинематографии на третьем курсе в мастерской Герасимова началась, когда роман ещё не был завершён, когда дописывались последние главы и Александр Фадеев в отрывках читал их студентам, которым предстояло воплотить на экране жизнь и подвиг молодогвардейцев.
По свидетельству Тамары Макаровой, когда дело касалось распределения ролей, Герасимов охотно прислушивался к мнению писателя. Увидев Инну Макарову в студенческой постановке «Кармен», Фадеев воскликнул: «Так вот она же и есть Любка Шевцова! Уж не знаю, такая ли была Кармен, но что Любка была именно такой, смею тебя заверить».
Инсценированные в мастерской главы «Молодой гвардии» получили одобрение Фадеева, педагогов института, руководства кинематографии. Спектакль перенесли на подмостки Театра киноактёра, где он был сыгран сначала на малой сцене, а после неожиданного успеха у зрителей и на большой сцене.
Естественно, возникла идея экранизации «Молодой гвардии».
Всю весну 1946 года Герасимов с утра до поздней ночи проводил репетиции в Москве. Некоторых артистов привлекли со стороны. На роль Олега Кошевого был приглашён студент ГИТИСа   В. Иванов. Из соседней вгиковской мастерской, руководимой О. Пыжовой и Б. Бибиковым, пришли С. Гурзо, Н. Мордюкова, В. Тихонов, Т. Носова.
Владимир Иванов был фронтовым разведчиком, демобилизовался в сорок пятом после трех тяжёлых ранений. Скрыв свою инвалидность, он поступил в ГИТИС, потом перевёлся во ВГИК. Молодой, энергичный, Иванов стремительно ворвался в кинематограф.
Евгений Моргунов должен был играть Тюленина, но Фадееву очень понравился Сергей Гурзо, и Моргунова «перебросили» на роль предателя Стаховича.
Принято считать, что лишь благодаря неожиданному стечению обстоятельств Сергей Бондарчук получил роль Валько. «Я не выбирал, – рассказывал сам Бондарчук. – Я, когда читал роман, готовясь к диплому, сразу понял, что моя роль – Валько, и уверовал в это».
Приехав в Краснодон, Герасимов устроил чаепитие для родителей погибших молодогвардейцев. А на следующий день артисты отправились в дома тех родителей, детей которых им предстояло играть. Нонна Мордюкова побежала в хутор Первомайский, где жили Громовы.
«Тебя, девушка, хорошо подобрали на роль Ульяши, только ты очень смуглая, а Ульяша была белотелая. Скажи там, чтоб тебя подгримировали», – напутствовала её мама Ули.
Сергей Гурзо жил в семье Тюлениных. Отец молодогвардейца был сильно покалеченный – на него упала вагонетка с углём. Сергею он сказал: «Ты, сынок, не слухай своего начальника – обязательно на ноги какую-нибудь обувку надень. Ну, как это в кино босым?..»
Бережно сохранив все достоинства книги, Герасимов продолжал работу над сценарием, пополняя его новыми фактами, сообщаемыми газетами, рассказами очевидцев и оставшихся в живых молодогвардейцев – Вали Борц, Жоры Арутюнянца, Радика Юркина.
Интересно признание самого Фадеева, который, познакомившись со сценарием, сказал, что «читал его как совершенно новое произведение».
«Это было счастливейшее время, – говорил Сергей Герасимов. – Такой слитности и увлечённости молодого коллектива со времени работы над фильмом „Семеро смелых“ я не припомню.
Да это и понятно, так как все участники были связаны с только что закончившейся войной самым неразрывным образом. Все видели её глаза в глаза. Почти все парни побывали на фронте, вернулись с ранениями и орденами. Несмотря на юные годы, война стала их бытом и ничего не нужно было воображать. Надо было только вспоминать».

Ключевой в фильме является сцена казни молодогвардейцев. Снимали её в семь часов вечера. Но уже с середины дня вокруг поверженного копра 5-й шахты собрались жители города. Люди стояли и молчали, подавляя рыдания, а молодым артистам приходилось делать дубли, исправлять неизбежные технические неполадки…
На глазах зрителей чистые улицы утреннего Краснодона «заливает и заливает поток серой, пыльной, потной» фашистской солдатни. Вот уж где с абсолютной точностью передана обстановка действия! Главным действующим лицом сцены является Сергей Тюленин. Это его глазами воспринимаем мы происходящее. 
Шурф забетонировали, лететь надо было метра два. Внизу подстелили маты. Но ребят падало много, порода торчала. Кто-то голову разбил, кто-то вывихнул руку. Четыре ночи снимали. Мы все по сцене в рваных платьях, босиком. А уже осень, холодно. Я ещё кричала какой-то текст: „Прощай, мама, твоя Любка уходит в сырую землю!“. Но Герасимов это убрал: выжимать из людей слезы до бесконечности невозможно». Но лучшим куском, единственным, верно передавшим художественный смысл этой сцены, явился первый дубль, снятый сразу, без репетиции, в том состоянии душевного потрясения, которое сложилось в эти минуты. Он и вошёл в картину…
«Мы ведь к самому материалу, к истории этих ребят относились с невероятным энтузиазмом и чистотой, – говорила Инна Макарова. – Это же всё было. Помню, как приходили люди из соседних станиц, смотрели, как снимали сцену казни.
 Когда съёмочная группа уезжала из Краснодона, рыдали все – и артисты, и местные жители. За время экспедиции они успели подружиться.
В прокате 1948 года фильм занял первое место, а через год создатели «Молодой гвардии» получили почётную Сталинскую премию. Впервые студенты института (Иванов, Мордюкова, Шагалова, Гурзо и И. Макарова) наравне со своим преподавателем и руководителем были удостоены высокой награды. 
11 октября 1948 года была выпущена первая серия картины «Молодая гвардия». Это первый фильм, выпущенный на киностудии имени Максима Горького, ранее  – «Союздетфильм».
Тысяча пятьсот копий фильма демонстрировались во всех крупнейших городах Советского Союза. Буквально на следующий день газеты вышли с хвалебными рецензиями. Некоторые издания посвятили фильму целые полосы. Полтора года напряжённой работы огромного коллектива увенчались успехом.
К примеру, в Туле. Фильм «Молодая гвардия» имел огромный зрительский успех. Тем более, что с Краснодоном здесь было немало общего. Тула отчасти тоже ведь могла считаться шахтерским городом. В 1941 году, после изгнания немцев, шахтеры Донбасса помогали восстанавливать шахты в Щекине, Болохове, Товаркове. А потом и туляки восстанавливали донбасские шахты. Комсомольцы-туляки шефствовали над шахтой №21 в Краснодоне. Многие уехали работать в Донбасс.
15 ноября 1943 года в Краснодон выезжала делегация тульских комсомольцев. Она побывала в гостях у родителей молодогвардейцев и, конечно, на подшефной шахте №21, участвовала там в комсомольском собрании. В Тулу делегация вернулась с письмом матери Олега Кошевого Елены Николаевны Кошевой:
«Дорогие мои! Обращаюсь к вам, как мать, я говорю: любите свою Родину, умейте ненавидеть врагов, работайте, не покладая рук, усиливайте помощь фронту. Это ускорит полный разгром немецких выродков».
В 1948 году в Тульской области жил человек, который знал многих молодогвардейцев лично – это начальник смены шахты №19 треста «Щекинуголь», почетный шахтер Абдулла Хайруллин. Несколько лет он работал в Краснодоне навалоотбойщиком и был знаком со многими горняцкими семьями. В частности, хорошо знал будущих молодогвардейцев Сергея Тюленина и Ульяну Громову, не раз бывал у них дома.
Об отношении молодежи к происходящему на экране достаточно лаконично рассказала в газете секретарь комсомольской организации специального ремесленного училища №30 П. Алейникова:
«Недавно мы принимали в комсомол 14-летнего ученика, отличника Алексея Пуханова.
– Я хочу во всем походить на Олега Кошевого, – заявил он, – Быть таким же честным и смелым, так же любить Родину.
Быть такими, как молодогвардейцы, – общее желание нашей молодежи».
 

Сила большевиков

Я видел картину "Молодая гвардия". Правильно, умело и с большой любовью создан этот фильм. Герои картины - наши дорогие земляки - предстали перед нами как живые. Молодые герои боролись под руководством коммунистов-подпольщиков, посланцев большевистской партии. В картине мы видим их в лице секретаря подпольного обкома Проценко и большевика Андрея Валько.
Я знал Андрея Андреевича Валько много лет. Работал вместе с ним на шахте N2 - "Сорокино". Это был большой человек. Интересы Родины для него всегда были прежде всего. В таком же духе он воспитывал шахтёров, так направлял и деятельность юных партизан в дни временной немецкой оккупации. В фильме мы видим его таким же, каким был он в жизни.
Картина "Молодая гвардия" правдиво показывает бесстрашных героев. На этой картине будут воспитываться тысячи людей, чтобы быть такими, как Проценко и Валько, как их юные боевые помощники - Олег Кошевой и друзья. 

Алексей Попов,
Забойщик шахты N2 - "Сорокино", 
Почетный шахтер.

 

Пресс-центр КРО КПКР

Архив