Леонид Грач
Коммунисты России ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ

Чем государство отличается от самолёта

Поделится:
18:21 07 Ноября 2019 г. 63

Об идеологии

«Наша беда в том, что мы утратили мощный идеологический стержень, который торчал, как штырь, на глобусе мира. А без идеологии, без веры, без точки зрения никак нельзя. Сегодня мы наблюдаем кашу в обществе из бессмысленной бессмыслицы. Всё размыто, перемешано».
Александр Ширвиндт

Представьте ситуацию – группа не обремененных знаниями и опытом изобретателей-конструкторов, по всей видимости, купившая дипломы о соответствующем образовании, решила построить новый образец самолета. Но, в отличие от профессионалов, эти ребята решили не заморачиваться на разработке общей концепции, математических расчетах и генеральном плане, как и на законах физики. Самолет решили запустить в дело с начала работ по его созданию, дорабатывая по ходу пьесы, то есть по ходу его ползания по взлетной полосе.
Попытались поднять изобретение в воздух – не получается. Что делать? «Надо добавить к нему шасси», – советует один из изобретателей. Добавили, все равно не взлетает. «Запасной выход нужно сделать», – советует второй. Сделали, не помогло. «Туалет нужно внутри соорудить», – убеждает третий. Но и туалет не помог. Не летит самолет и все тут!
Но даже если вдруг такой самолет и взлетит, кто рискнет на нем лететь?
Если кто-то до сих пор не догадался, под самолетом я имею в виду наше нынешнее российское государство, которое излишне самоуверенная кучка дилетантов взялась построить, не имея перед собой ни общей идеи, ни разработанной концепции, ни генерального плана, ни цели, ни смысла. Все эти наиважнейшие понятия вносятся по ходу.
Давным-давно известно, что любое явление в мире, не важно, что оно представляет, – техническое изобретение, завод, рок-группу, футбольную команду, общественную организацию, государство, – в своей основе имеет идею. Отталкиваясь от нее, создается общая концепция, затем производятся необходимые расчеты и создается генеральный план. Только после того, как будут пройдены перечисленные этапы, начинается собственно строительство.
Именно так все и обстоит, не только в человеческом обществе, но и в природе. Если говорить о государственном строительстве, то можно вспомнить образование СССР и США – более чем убедительные примеры. И только наша нынешняя страна представляет исключение. У нас Стратегия инновационного развития вышла в Правительстве лишь в 2011 году, Стратегия развития воспитания появилась в 2015 году, Стратегия научно-технологического развития – в 2016 году, Стратегия развития информационного общества – в 2017 году, а Указ Президента страны «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации» – в 2018 году. Многие важнейшие стратегии не появились по сей день и не факт, что появятся когда-либо вообще.
Самое же главное – у страны, позиционирующей себя едва ли не главной во всем мире, которая считает, что имеет основания влиять на мировые процессы и вмешиваться в дела других государств, нет ни общей идеи, ни государственной идеологии, то есть именно того, на чем и должны основываться все вышедшие и не вышедшие стратегии развития.
Если быть точным, то какие-то попытки следования природе и здравому смыслу были. Так, в начале 90-х идея государства была очень простой – стать такой же страной, как все в Западной Европе. Идеология была попросту слизана, а вместо генерального плана и расчетов выдвинули лозунг: «Рыночная экономика сама выведет нас куда надо!». Однако политика следования данному курсу провалилась, идея же, как оказалось, не соответствует характеру российского этноса.
2000-е годы начались с признания ошибочности курса 90-х. Взялись за строительство властной вертикали, страна взяла направление на повышение ВВП. Спустя несколько лет к ВВП прибавилось усиление ВПК (военно-промышленного комплекса), так как возник новый, перспективный по чьему-то высокому мнению, лозунг: «Мы со всех сторон окружены врагами и, чтобы не быть уничтоженными, должны иметь самую-пресамую армию». Затем какой-то ловкий пиарщик придумал еще один лозунг: «Мы – народ победитель», угодив и низам, и верхам, хотя народ-победитель жил в другое время и в другой стране. Если в 90-е место генерального плана заняла рыночная стихия, то теперь Его Величество Президент, который всегда знает, куда рулить страну, хоть нам о том и не сообщает.
Такое, с позволения сказать, государственное строительство не соответствует ни законам природы, ни законам общества, ни этническим особенностям и менталитету населяющего Россию народа.
Передовая общественность, в том числе известные и уважаемые в обществе люди, многие годы говорят о недопустимости подобного отношения властей к своей стране, о вреде ее деидеологизации. Под давлением общества, Президент в лучших традициях отечественных либералов выступил по телевидению с разъяснениями, что государственной идеологии следует опасаться, что она якобы непременно связана с тоталитарным управлением и служит исключительно правящему классу. Общественность это, естественно, не устроило, возмущения продолжились. Тогда Патриарх РПЦ вынужден был взять грех на душу и выступить по телевидению со словами, что идеология, мол, штука непостоянная, зависящая от позиции действующей власти и лучше придерживаться не ее, а государственной религии. 
«Идеология – это система идеалов, ценностей, взглядов и убеждений, посредством которой личность выражает своё отношение как к существующей социальной реальности в целом, так и к конкретным её аспектам. Та или иная идеология лежит в основе любой человеческой деятельности. Деятельность невозможна без целей, а цели человек вырабатывает на основе идеологии», – поясняет ректор Санкт-Петербургского Гуманитарного университете профсоюзов Александр Запесоцкий.
Именно идеология – основа основ любого общества. Можно изобрести сверхгениальную экономическую теорию, но она не заработает в стране, где правит несогласная с ней идеология.
«Идеология управляет человеком, – говорит академик Юрий Пивоваров. – Она имманентна человеку так же, как разум». Сатирик Виктор Коклюшкин подобную мысль выразил более образно: «Сказано: «дорогу осилит идущий»: оно так. Но дорожные знаки надо разумно расставить, чтобы идти в правильном направлении».
«Человек не способен почувствовать себя элементом социальной системы, если система лишена «смысла», а этот смысл ей придает идеология,
– утверждает психотерапевт Андрей Курпатов. – И вот новые поколения в России, которые были лишены идеологии, в принципе не могли состояться как члены сообщества, они в лучшем случае являются теперь членами той или иной группы».
«До тех пор, пока Россия не сформулирует идеологию, программу действий, она будет проигрывать конкуренцию уже состоявшимся системам», – отмечает «Литературная газета».
Статья 13 Конституции Российской Федерации запрещает какой-либо идеологии быть государственной или, если хотите, национальной. Очевидно, те, кто стоит на страже этой статьи в главном документе государства, хотят, чтобы наша страна не знала ни цели, ни смысла, ни пути своего развития. По этой логике, головной мозг – ненужный элемент в теле человека, а Бог – ненужный элемент во Вселенной. Но разве это не есть идеология, возведенная в ранг государственной, да еще замаскированная под статью Конституции, запрещающую общегосударственную идеологию?
Российская власть лишила своих граждан смысла жизни, отняла будущее. Ну, пройдете вы разок 9-го Мая с портретом родственника-победителя, а дальше-то что делать целый год? «Выживать нужно весь год и всю жизнь» – подскажут. Да, заботливая власть даровала нам такое почетное занятие. Вот только, если душу нечем заполнить, выживать может и не захотеться.
Как показала историческая практика, идеология Советского государства играла во многом положительную роль. «Идеология объединяла весь советский народ в одну общность, – вспоминает диктор цент- рального телевидения Игорь Кириллов. – Мы верили в одни и те же идеалы, может быть, призрачные – «развитой социализм», – но эта вера сплачивала нас».
«На мой взгляд, отказ от советской идеологии для России был катастрофой, – поддерживает его кинорежиссер Карен Шахназаров. – Потому что советская идеология давала многонациональной стране некую сверхидею, которая цементировала всю конструкцию. Она давала чувство причастности к чему-то единому, великому. Мы все были советские. За всем стоял советский взгляд на мир, определенная философия. Когда рухнула имперская Россия, только этим большевики смогли скрепить такую разную страну. Идеи не стало – все начало расползаться».
В заключении вернемся к тому, с чего начали – к самолету.
Стоит отметить, что строить вышеуказанные самолеты власти не позволят и накажут плохих конструкторов. Ничего хорошего не ждет и плохих организаторов коммерческих и общественных, творческих и спортивных организаций. 
А вот при строительстве государства, оказывается, можно позволить себе все, что вздумается!

Игорь Вайсман

Архив