Леонид Грач

«БОЛВАНЧИК» ПОД КУПОЛОМ ИЛИ ИСТОРИЯ ПРО ЗАЙЦА

Поделится:
19:27 09 Апреля 2020 г. 593

ПРОЛОГ.

Притихли звонкие фанфары, умолкла барабанная дробь- мы торжественно перевернули красный лист календаря- 18 марта 2020 года. Именно в этот день 2014 года в  Москве подписан « Договор между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым…», который заключен, «… основываясь на свободном и добровольном волеизъявлении народов Крыма на  общекрымском референдуме, проведенном в Автономной Республике Крым и городе Севастополе 16 марта 2014 года…». 

В парке им.Тренева сидят две старушки, отдыхая,  мирно беседуют:

- Слышала, сегодня в Крыму проходит референдум?

-Нет. А что за референдум?

- О присоединении Крыма к России.

- А кто разрешил?

- Крымская власть.

- А кто ей разрешил?

Вопрос повис в воздухе.

 Нынешняя власть стыдливо и умышленно замалчивает о Конституции АРК 1998 года ( ее еще называют грачевской) и не случайно. Ведь сам Константинов, будучи депутатом ВР АРК в октябре 1998 года, голосовал против этой Конституции. А зря. Она  заняла свое достойное место в истории Крыма. За время функционирования автономии в составе Украины с 1991г. по 2014г. все эти 23 года единственным юридическим документом, как Закон Украины в полной мере определяющим ее полномочия, была Конституция 1998г. Именно на основании этого Закона Украины:

- избраны депутаты ВР АРК последнего созыва;

- депутаты приняли решение о созыве сессии;

- на сессии принято решение о проведении референдума на основании единственного юридического документа- Конституции АРК.

Постановление от 6 марта 2014 года № 1702-6-14 « О проведении общекрымского референдума.»:

«…в соответствии с пунктом 7 части первой статьи 18 и пунктом 3 части второй статьи 26 КОНСТИТУЦИИ АВТОНОМНОЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ Верховная Рада АРК постановляет…» 

(п.2, ст.5: « По мотивам несоответствия нормативно- правовых актов Верховной Рады Автономной Республики  Крым Конституции Украины и Законам Украины Президент Украины может приостановить действие этих нормативно- правовых актов Верховной Рады Автономной Республики Крым с одновременным обращением в Конституционный Суд относительно их конституционности.»

 Президент не приостановил и не обратился, а суд не стал рассматривать...Это означает, что решение о проведении референдума юридически законно.)

Справочно:

Решение Верховной Рады АРК от 30 июля 1998 года (№ 143/11 ): «Включить в план нормативно-правовых и иных актов ВР АРК на второе полугодие 1998 года проект

«О Конституции АРК». Срок предоставления- сентябрь, срок рассмотрения- октябрь». Да, да, уважаемый читатель. Прошло 8 лет, как на основании референдума от 20 января 1991 года ВР Украины была провозглашена Крымская автономия, а Конституции все еще нет. Последняя из них 1995 года в Киеве была утверждена частично, а после принятия Конституции Украины, потеряла мысль к существованию. 

28 сентября под № 1945 Председатель ВР АРК Л.И. Грач зарегистрировал свой проект «О Конституции АРК».

21 октября 1998г. ВР АРК принимает Конституцию АРК.

23 декабря 1998г. ВР Украины Законом  Украины утверждает Конституцию АРК.

Но Конституция АРК не всем пришлась по нутру. За принятие Конституции не голосовали или голосовали «против»: Багров, Родивилов, Аронов, Константинов, Шкаберин, банкиры: Бурдюгов, Воюш, Прадун. Заявили о своем неприятии конституции меджлис крымско-татарского народа, русская община Крыма, партия «Союз», Народно-демократическая партия. Они искали серьезный аргумент против Конституции АРК, но безуспешно. Тут на счастье или может на беду появилась «поправка Зайца». Если бы ее не было, то надо было ее придумать. Злые шакалы, они набросились на свою жертву. Но «поправка Зайца» не стоила и выеденного яйца.

 

КОНСТИТУЦИЯ АРК.

П.2, СТ.2 ( включая поправку Зайца ):

«В случае противоречия положений нормативно-правовых актов Верховной Рады Крым Конституции Украины, Законам Украины действуют положения Конституции Украины, законов Украины.». Все верно. В правовом поле Украины любые нормативно- правовые акты любого органа власти не должны противоречить законам, которые в свою очередь не должны противоречить Конституции.

Но для юридически безграмотных, которые визжат, как голодные поросята:«Поправка Зайца сводит на нет какие-либо полномочия автономии», сообщаем: главное- осталась нетронутой природа п.1 той же статьи 2:

« Правовой основой статуса и полномочий Автономной Республики Крым, Верховной Рады Автономной Республики Крым и Совета министров Автономной Республики Крым является Конституция Украины, законы Украины, КОНСТИТУЦИЯ АВТОНОМНОЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ.»

Было бы нелепо думать, что  те или иные положения Конституции фиксируется только в одной статье. Для таких,  как Заец,  продумана схема переплетения между статьями, дополнения одна другой.

 П.4, СТ 4: « Нормативно- правовые акты ВР АРК и СМ АРК или их положения, противоречащие Конституции АРК, не имеют юридической силы…»

А тем, кто как зашоренные дятлы долбят в одну и туже точку, мол согласно поправке Зайца в случае противоречия между решениями крымчан и центра приоритет будет за законами Украины, могу предложить пойти логическим путем. Пойдем вместе.

- Может ли закон Украины противоречить Конституции Украины? Нет, не может.

-Может ли нормативно- правовой акт противоречить Конституции Украины? Нет, не может. Они оба не могут. Ибо СТАТЬЯ 8 Конституции гласит: 

КОНСТИТУЦИЯ УКРАИНЫ.                                                                            

СТАТЬЯ 8

«В Украине признается и действует принцип верховенства права.

Конституция Украины имеет высшую юридическую силу. Законы и иные нормативно- правовые акты принимаются на основе Конституции Украины и должны соответствовать ей.» 

Право принимать законы имеет только Верховная Рада Украины и только в соответствии с Конституцией Украины. А зеркально это значит, что любой нормативно- правой акт должен соответствовать закону, который в свою очередь соответствует Конституции. В этой формуле и заключается серьмяжная правда принципа верховенства права. Ну что, как говорится, приплыли?

Но самый убийственный аргумент против апологетов «заячьей  возни» появился в 2003 году.

Решение Конституционного суда №1-рп/2003 от 16 января 2003 г.:

«Конституция АРК, которая утверждена Законом Украины, по сравнению с нормативно-правовыми актами ВР АРК и решениями СМ АРК, имеет высшую юридическую силу».

Все. « Бобик » сдох, а вместе с ним и зайцы.

Но в истории остался Иван Заец со своей поправкой. Как он оказался в нужное время в нужном месте? Какая антикрымская атмосфера царила под «куполом»?

И самое главное, как Грачу удалось обойти эти политические рифы и, утвердив Конституцию АРК, одержать столь долгожданную победу ?

Прошло 11 лет. Казалось бы, время многое должно стереть из памяти. Однако нет. Все помнится до малейших деталей.

 

А БЫЛО ВСЕ ТАК…

Ноябрь 1998 года оказался в Киеве хозяином на редкость недоброжелательным. Сырая промозглая погода не сулила ничего хорошего. « Висячие» в воздухе капли густого тумана вызывали чувство тревожного ожидания. Одним словом – мрачно, хмуро и холодно одновременно. Похожая царила депутатская катавасия и под «куполом».  Сказать, что здесь нас ждало радушие, значит слукавить.

Шел второй месяц хождения по коридорам Верховной Рады документов для утверждения самого  важного юридического Закона для крымчан- Конституции.

Но шел он  как-то ни шатко-ни валко, озираясь по сторонам, словно боялся собственной тени. Не мудрено! Ведь депутатам предстояло решать судьбу Крыма:

- Быть Конституции- значит  автономии жить в самом широком смысле этого слова;

-Не быть Конституции- значит автономия-  фикция с вытекающими последствиями.

Кстати, многим из них АРК- как бельмо в глазу: « Чем они лучше нас? Им можно, а нам нельзя?»

В феврале 1998 года Верховная Рада Украины принимает Закон «О Верховной Раде Автономной Республике Крым ». Между строк этого документа легко просачивается весь негатив, накопленный нашими оппонентами еще с1991 года.

Урезанный Закон с урезанными полномочиями. Круг вопросов, относящихся к ведению ВР АРК, был сведен до минимума. Разве что нам разрешалось «участие (  не организация, а только участие!) в обеспечении прав и свобод граждан, национального согласия, содействие (не организация, а только содействие!) охране правопорядка и общественной безопасности» ( под.14,  п.2, ст. 9 Закона ).

Да что говорить о полномочиях, если в статье 1 нас обезличили, назвав жителей Крыма аморфным, безликим термином «население автономии».

Надо сказать, забегая вперед, что эта так называемая дефиниция в Киеве попила из нас немало кровинушки. Доказывая, что мы не просто населяем Крым, населять можно и Магадан, а мы живем интересами Крыма, мы помним о свершениях наших предков, мы мечтаем о будущем нашего полуострова. Потому, что мы не просто население, мы – КРЫМЧАНЕ ! Крымчане – это исторически сложившаяся общность людей, проживающая на территории Крыма, уважающая и хранящая культуру, традиции, обычаи своих предков, объединенная общими интересами в его развитии.

Представители – это и русские, и украинцы, и крымские татары, и караимы и греки – всего более 100 народностей и национальностей заселяют из древне Крым.

Но «зашоренные дятлы», засевшие под «купалом», и слушать не хотели наши аргументы.

-В Законе написано «население» - значит будете населением.

-Спасибо наши благодетели, хорошо хоть не поселением.

Накануне голосования 22 декабря  в 22-00 (мы так договорились) типография (а в Верховной Раде своя типография) должна  начать печатать последний согласованный вариант нашей Конституции (сравнительные таблицы), чтобы к утру все было готово.

- Так что, мы позорно утремся и останемся «населением», или гордо будем называть себя: «Мы – крымчане!»? – спросил Л.И.Грач.

 Задача была ясна и я до утра исчез в   «подземелье». Так образно назывались помещения где размещалась самая современная множительная техника.

Ранним утром напечатанный текст еще не успел попасть в руки депутатам, а Л. И. Грач уже смог встретиться с председателем профильного Комитета ВР по правовой реформе В.Сиренко и убедить его в важности для Крыма нашей позиции. Так как Конституция АРК была утверждена Законом Украины, то термин  «крымчане» приобрел свое достойное юридическое звучание! «Верховная Рада Автономной Республики Крым в соответствии с Конституцией Украины, Законом Украины от 10 февраля 1998 года «О Верховной Раде Автономной Республике Крым» и РУКОВОДСТВУЯСЬ ИНТЕРЕСАМИ КРЫМЧАН принимает настоящую Конституцию Автономной Республики Крым…»

В конце 1998 года Украина продолжала находиться в капкане правовой коллизии.

С одной стороны( согласно Конституции Украины )

СТАТЬЯ 2. Украина является унитарным государством.

Унитарное- значит единое, неделимое.

С другой стороны ( согласно Конституции Украины )

 СТАТЬЯ 133. Систему административно- территориального устройства Украины составляют: Автономная Республика Крым, области, районы, города, районы в городах, поселки и  села.

Автономная - значит  самоуправляемая, самодостаточная в вопросах своего жизнеобеспечения на данной территории.

Унитарность и автономность – две формы-антиподы государственного устройства. Они не совместимы на одной  и той же территории в одно и то же время  по определению. Отсюда следует, считали многие депутаты, что АРК – это мертворожденное дитя. А значит Конституция ей не нужна. Да что там другие депутаты, когда еще свои окончательно не определились. Руководитель нашей фракции Симоненко не однократно отзывался о нашей Конституции, считая ее «мелкобуржуазной».

Так что в общем депутатский настрой был не в нашу пользу. На этом фоне негатива легко просматривался либо личный, либо корпоративный, либо партийный интерес практически любого депутата. У каждого из них, или у его родственников, или у его друзей был свой бизнес, своя недвижимость. Крым есть Крым.   

 Это внутренний фактор. А на него накладывался внешний. Ноябрь - декабрь.

Время предновогоднее с вытекающими от сюда последствиями. «Друзи,- нам сказали,-  какая Конституция, какая автономия? Новый год на носу. Приходите в середине января.» Практически в каждом кабинете рядом с пачкой нетронутых документов то появлялись, то исчезали паки с шампанским, с новогодними подарками. По коридорам туда – сюда сновали какие-то молодые люди с мобильными телефонами. Остап Бендер воскликнул бы: « Киса, мы здесь лишние на этом празднике жизни!».

 Но мы не могли себе такого удовольствия позволить. Надо действовать! Но как? Как можно в такой мизерный промежуток времени перепахать не паханное, возвести не возводимое, пробить глухую стену противодействия, а в лучшем случае- недопонимания? Не мыслимо! Фантастика! « Гори все огнем…Ради кого и ради чего уродоваться и унижаться? Можно спокойненько, без фанатизма встретить Новый год. А там время покажет, как карта ляжет.» - советы  постороннего слышны были и тут и там.

Надо было бы попасть на прием к Председателю ВР Украины Ткаченко А.Н.

Но каждый раз, как только мы порывались проникнуть в приемную Председателя, перед нами, будь - то рано утром ( до 8 часов) или поздно вечером ( после 20 часов), вырастала в коридоре еще до контрольного поста одна и та же фигура – добрый и вежливый на первый взгляд мужчина средних лет небольшого роста. Бросалась в глаза его подчеркнутая аккуратность во всем: идеальная прическа, гладко выбритое до блеска лицо, отутюженные стрелки брюк, зеркально отражающие ковровую дорожку туфли, неторопливая походка и четкая, размеренная речь. Это был собственной персоной Горьовий Леонид Егорович – руководитель секретариата Верховной Рады, гроза всех аппаратчиков и авторитетнейший высочайшего уровня профессионал своего дела. Обладая исключительной памятью он поражал всех своей достоверной информацией по любому региону Украины, начиная от кадрового потенциала и заканчивая характеристикой каждого из них. Ему и была предназначена фильтрация посетителей приемной Председателя. Я в этот список не входил.

Включается тяжелая артиллерия. Встретившись с руководителями всех комитетов и всех фракций ВР, Грач Л.И. убедился, что, несмотря на существование различных точек зрения, в целом мнения схожи: Конституцию АРК надо утверждать. Понимая прекрасно, что это «единодушие» надо делить на десять, для укрепления своих позиций  Л. Грач ВСТРЕЧАЕТСЯ с Председателем Конституционного суда И.Тимченко и Председателем ВР А.Ткаченко. Около часа длилась беседа Л.Грача с Президентом Украины Л. Кучмой, который выразил поддержку основным положениям Конституции. Характерен такой пример. 

Не прошло и получаса, как Грач Л. И. покинул кабинет Ткаченко А. Н, а меня уже  вызвали к Председателю.

«Познакомься,- Александр Николаевич обратился к Горьовому Л. Е.,- это руководитель рабочей группы из Крыма по утверждению Конституции   АРК. Надо им помочь в главном, здесь мелочей быть не должно. Обеспечь  зеленый коридор для организации прохождения документов, вплоть до рассмотрения на « узгоджувольной, раде». Справочно: согласительный совет собирался по  понедельникам. Руководители Верховной Рады, комитетов, фракций окончательно обсуждали повестку дня пленарного заседания, рассматривали другие насущные вопросы.      

 Закрутилось, завертелось! Л.И.Грач практически «прописался» в двух соседних зданиях ВР и Администрации Президента одновременно: разъясняя, убеждая, доказывая. По его инициативе  Председателем Верховной Рады подписано

Распоряжение « О создании рабочей группы по подготовке материалов для рассмотрения ВР Украины вопроса «О Конституции АРК » с широкими полномочиями. Председателем этого вновь образованного органа назначен  В.Медведчук- заместитель  Председателя ВР Украины. Этому известному политическому деятелю было подвластно за минуты сделать то, что другому не под силу и нескольких дней. Мне, как его заместителю (с согласия) разрешалось посещать заседания комитетов, заходить в зал голосования, общаться с сотрудниками аппарата. Практически каждое утро в 8-00 толи во внутреннем итальянском дворике, толи у входа в приемную можно было на 2-3 минуты доложить А.Н.Ткаченко о сложившейся обстановке. С утра до вечера в прямом смысле пахали, колдовали над документами А.Г.Демидов- руководитель юридической службы ВР АРК, его заместитель В.Г. Шевель. Итог этой тяжелой, изнурительной работы – на 15 декабря в повестку пленарного заседания включен вопрос « Об утверждении  Конституции АРК». Сам факт обсуждения в сессионном  зале этого документа означает признание его легитимности на зло нашим врагам. Но наш выстраданный и принятый ВР АРК главный документ при голосовании набрал всего 210 голосов вместо требуемых 226.

Не равнодушными, вполне искренне, остались орговики (сотрудники аппарата ВР). Спонтанно собравшись в одном из кабинетов, они наперебой стали досконально анализировать совершенные ошибки. А их было не мало. « Главное- не надо паники!» Действительно, паника на корабле такой же злейший враг, как огонь для шашлыка- все сгорит с потрохами  дотла.

Задача: набрать как минимум 226 голосов при наличии живых 210.

Решение.

Если внимательно проанализировать поведение депутатов в момент внепланового, внезапного  голосования, то можно заметить, что часть из них слабо ориентируется в обстановке, им не хватает времени, чтобы принять правильное решение при нажатии кнопки. А если учесть, что есть и такие, которые и в глаза не видели текста. Все они ждут отмашки уполномоченного от фракции. Но на заседаниии фракции не рассматриваются  поправки с голоса. Если поправку будет вносить авторитетный для этой категории депутат, то наверняка кто-то из них проголосует за эту поправку, а заодно и за весь документ в целом. Как правило в этом случае набирается на 15-20 как минимум голосов больше, чем предполагалось. Через несколько мгновений: «Позвольте         ! Мы не то услышали, мы не так все  поняли!»  Но поезд уже ушел…    

Есть такая игра в карты - преферанс. Играют обычно 3-4 человека. Но можно и вдвоем, если выполняется главное условие- третьим должен идти «болванчик»-пустое место, но без него не состоится ни одна игра. Как и всем остальным ему раздают карты. Его участие в игре заключается в одном- он всегда пасует.  От него ничего не зависит. Но он себя считает игроком, в центре внимания. Аналогично в политике.  Только выкрикивающие: « У меня  поправка!» не всегда понимают, что становятся иногда своего рода «болванчиками» среди серьезных игроков. Существует еще  группа депутатов-нарцисов, которые постоянно крутятся возле представителей прессы. У них на лбу стоит печать- СМИ! Я ВАШ. Среди них- потенциал недостающих голосов. Только с ними работать надо, не уговаривать,  а убеждать веским словом.

Таким образом, для успешного решения поставленной задачи необходимо прежде всего:

1. Перелопатить весь ворох предложенных поправок:

- в письменном варианте;

- на согласительном совете;                                                                                                  

-на заседании комитетов.

2.  Сгруппировать поправки наиболее одиозных депутатов.

3. Отфильтровать те поправки, которые наименьшим образом влияют на содержание.

« При этом на секундочку надо учесть, что право предоставить слово для внесения поправки имеет только один человек- председательствующий,» - подытожили орговики.

На следующий день, 16 декабря, принято решение на заседании Комитета ВР по правовой реформе вынести наш доработанный документ на рассмотрение пленарного заседания сессии 23 декабря. В считанные дни надо было убедить депутатов в нашей правоте. Отсчет времени стал идти уже не на дни, а на часы и минуты.

 А 22 декабря вечером на одной из госдач трое госслужащих развели костер с целью приготовить шашлыки. « Надо учесть, что огонь- враг шашлыка»,- напомнил один из них. О чем говорили Кучма, Ткаченко и Грач одному богу известно. Люди такого высокого ранга могут себе позволить говорить на разные темы.

Из стенограммы пленарного заседания (сокращенный вариант).

  ВЕРХОВНАЯ РАДА УКРАИНЫ 3 СОЗЫВА.  ПЛЕНАРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             (Среда, 23 декабря 1998 года.) 16-00.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ - председатель Верховной Рады Украины Ткаченко А.Н.

16-05 ТКАЧЕНКО А.Н. Слушается вопрос «Об утверждении Конституции Автономной Республики Крым».

-Кто за то, что бы утвердить Конституцию Автономной Республики Крым, прошу голосовать. 

Шум в зале. (Неразборчиво).

 Ткаченко А.Н.

- Слово предоставляется  Зайцу И.А. многомандатный избирательный округ.

(Желающих внести поправку было много депутатов, но слово предоставили только одному Зайцу)

Заец И.А.:

- Вношу поправку: П.2, СТ.2 : читать в следующей редакции «В случае противоречия положений нормативно-правовых актов Верховной Рады Крым Конституции Украины, Законам Украины действуют положения Конституции Украины, законов Украины.».

Ткаченко А.Н.

- Кто за то, чтобы утвердить Конституцию АРК С ПОПРАВКОЙ Зайца И.А., прошу голосовать.

За- 230 голосов. Конституция Автономной Республики Крым утверждается.

Шум в зале, выкрики: «Требуем переголосовать». Следующие выкрики: «Мы не успели! Мы не поняли!»

Р.Чубаров:

- Нас обдурили, требуем переголосовать.

Ткаченко А.Н.:

-Переходим к следующей повестке дня…»

Конституция АРК объединила необъединяемое, соединила несоединяемое – унитарное государство и автономное образование путем предоставления Крыму широких полномочий в рамках Конституции Украины.

РАЗДЕЛ 2. ПОЛНОМОЧИЯ АВТОНОМНОЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ.

За эти положения нашей Конституции при обсуждении в комитетах мы держались, образно говоря, зубами. Это был наш Сталинград. И выстояли! Чего только стоит под. 13, п.1, ст. 13: « Финансовая самостоятельность Автономной Республики Крым гарантируется закреплением законами Украины за доходной частью бюджета Автономной Республики Крым на стабильной основе общегосударственных налогов и сборов, зачисляемых в полном объеме в бюджет Автономной Республики Крым и являющихся достаточными для осуществления полномочий Автономной Республики Крым и обеспечения жизненного уровня граждан и населения в целом не ниже социальных стандартов и потребностей, определенных законами Украины.» Песня! Только исполнить ее нам не дала украинская власть. Испугалась. Испугалась по- заячьи…

ЭПИЛОГ.

Не счесть, сколько раз тебя пытались истоптать, изничтожить, стереть в порошок. Трижды по этому поводу заседал Конституционный суд и трижды (16.01.2003г.,18. 09.2008г, 17.12 2009г.) выносил свой вердикт: «Конституции быть!»  Израненная в боях, истерзанная в судах, ты выстояла на зло врагам и надежно несла свое предназначение  - быть оберегом для крымчан.

Пройдут года, пройдут десятилетия. К новым свершениям приступит уже новое поколение. Хочется верить, что эти молодые ребята будут успешно вершить свой тернистый путь. Ведь они – крымчане, объединенные в одну дружную семью. А каждый член семьи должен знать свою родословную, помнить, что лайнер под названием «Крым» входил в родную российскую гавань с помощью своей выверенной лоции – Конституции АРК 1998г. (Ее еще называют грачевская Конституция). Помни всегда!

 

Ю.П. Корнилов,

кандидат политических наук,

директор филиала ФГБОУ ВПО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

Архив