Леонид Грач
Коммунисты России ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ

Василий Евдокимович Потехин

Поделится:
20:48 01 Октября 2020 г. 180

СЕГОДНЯ, КОГДА ИСКАЖАЕТСЯ ИСТОРИЯ КОММУНИСТИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ, ОЧЕРНЯЮТСЯ ПАРТИЙНЫЕ ЛИДЕРЫ И КОММУНИСТЫ СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА, ГАЗЕТА «ИСКРА ПРАВДЫ» ПРОДОЛЖАЕТ ЦИКЛ ПУБЛИКАЦИЙ О ВЕЛИКИХ ЛЮДЯХ, ОСТАВИВШИХ ЗНАЧИМЫЙ ВКЛАД В ИСТОРИИ КРЫМА, И ПРЕДЛАГАЕТ ЧИТАТЕЛЯМ ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМИ ВОСПОМИНАНИЯМИ О КРЫМЧАНАХ-КОММУНИСТАХ, БЕСПАРТИЙНЫХ, ИХ ПОСЛЕДОВАТЕЛЯХ, РАБОТАЮЩИХ В РАЗНЫХ СФЕРАХ.

Рассказ пойдет о человеке, которого Советская власть подняла из состояния беспризорника до первого коммунара, до высот знаний, до организатора народного образования, – лучшего в мире, о Василии Евдокимовиче Потехине, заведующем Крымским областным отделом народного образования с 1972 по 1982 гг. 

РОДНАЯ МОЯ СИБИРЬ
Это был глухой угол Сибири, где народ жил в основном дарами тайги. Тайга такая, что за кронами сосен, елей, кедров не видно неба, - это родная стихия В.Е.Потехина.
Родился Василий в январе 1924 года в деревне Успенка Красноярского края.
Свободолюбивым и своенравным был отец Василия Евдоким (Алдонька) по-уличному "Бешеный", назва¬ли так за беспощадность в драках.
Мать, Наталья Хижина, и ее сестры, составив квартет, пели так, что сбегалась вся округа. После настой-чивых ухаживаний, напугав родителей, что возьмет ее "уводом", Евдоким женился на ней, 16-летней, а ему было 17 лет.
За неделю до смерти Ленина у них родился первенец - величиной с большую деревянную ложку. В безбожной, беспоповной деревне Успенке решили его окрестить - не то каюк ребеночку.
По-сибирски проявились нравы мужиков во время крещения Василия Евдокимовича.
Зима. Мороз. В санях - закутанный в тулуп и доху младенец и его со-провождение. Пока искали батюшку, грели воду, тамошние ребята (соболевцы, деревня Соболевка), вечные враги Алдоньки, около храма, а по-том и в храме учинили драку. Батюшка разнимал буйство, обливая дерущихся водой из купели, за что его самого облили с головы до ног. А тем временем лошадь с младенцем (роженицу оставили дома), ускакала до¬мой, в свою Успенку. Около полуночи во дворе отца стала разрываться собака, выглянули и увидели лошадь, бьющую по воротам оглоблями. Из- под тулупа и дохи вытащили едва дышащего от голода и отсутствия кислорода новокрещеного "раба божьего".
Ребеночка отогрели на печке, вы-кормили, вырастили за многие годы - пора в школу. Ростом он выдался как "верста коломенская". Равного в приемах "на калган" - ударом головы - не было, и за победы в драках Василий получил титул "Иман" - то есть вожак стада баранов, козел. Все "кореша" пошли в школу, а ему - годок не вышел.
А был он одержим жаждой учиться, быть вместе с товарищами, вот и сидел на завалинке у окна класса, квакал, кукарекал. Уборщица гонялась за ним с метлой, мама воспитывала скрученным полотенцем. Наконец учительница приказала ему сесть на заднюю парту и ни гу-гу. Учился Васька Потехин истово, был вторым после Ваньки Рашкина по успеваемости. В смотре-конкурсе на лучшую пляску он взял, опять же первое место, а Василий с его лихой, модной тогда чечеткой, - второе.
Василий Евдокимович называл себя первым коммунаром и гордился этим званием: в 1929 году в Успенке была образована коммуна, а через два года создан колхоз имени В.М.Молотова. И отец Евдоким Анд-реевич стал трактористом, въехал в деревню на американском "Фордзоне". Представим глаза сельчан, впервые узревших такое! Скоро он стал старшим механиком в МТС и водил уже советские СТЗ, ЧТЗ, ГАЗ, ЗНС.

Человек-легенда

Страна Советов, поэтапно развивая народное образование, создала его систему, лучшую в мире.
Легендарные личности, такие, как Н.К. Кириченко, В.Е. Потехин, стояли у руля этой системы в Крыму. Талантливейшие и скромнейшие, они не привлекали внимания к себе. И пора отдать им дань благодарности: в школах и в студенческих аудиториях, на курсах последипломного образования, на специальных уроках и лекциях рассказать о них.
Делом чести Государственного Совета Крыма стало бы увековечение памяти о достижениях в народном образовании в виде учреждения Почетной грамоты, медали, стипендии имени В.Е. Потехина. 

Л.И.Грач

А дальше Василию, как Иванушке из русской сказки, пришлось быть брошенным во многие кипящие котлы, то есть одолевать события, несовместимые с жизнью. Отца осудили на четыре года за "преступную халатность": не по его вине, но погиб человек. Мать была на сносях и через две недели родила мальчика, сказав: "Теперь у меня четыре сына", и потеряла сознание. Ее, как мерт-вую, вынесли в сарай и закрыли на замок. Утром роженицу нашли стоящей у двери с ободранными рука¬ми: ее вынесли в сарай в состоянии гипнотического сна, да так и похоронили.
В осиротевшей семье наступил голод, питались картошкой. Дед, вы-валив на стол чугунок с вареной картошкой, приговаривал: "Лупитя да жуйтя, для роста пользительно". "Дедушка ты наш родненький, кормилец ты наш. Откуда у тебя только силы брались?"
Спали втроем на широченной кровати, на огромном матраце, набитом соломой. Укрывались шубами. Все учились.
И каких только несчастий не было в жизни подростка-сироты! Его чуть не убил пьяный родственник, в другой раз он попал в окружение волков; попрощался с жизнью, когда на ходу

прыгнул с подножки вагона и повис на каком-то крючке, тело болталось и билось о насыпь и шпалы.

Дальнейшую жизнь определил ему молодой учитель географии после того, как Потехин не смог ответить на вопрос по теме "Англия".

- Туп же ты, парень, - хотя ростом и компенсирован...Придется мне пообщаться с твоими родителями.

- А то как же, - ответил я ему, - но для этого вам придется съездить сначала на кладбище, а потом сесть в тюрьму. После этого диалога Ва-силий, издав боевой клич ирокезов, выскочил в окно и был таков. Сел в товарняк, идущий на запад, и начал¬ся новый этап жизни. Юный бомж попал в воровскую шайку беспризор¬ников, затем - в детский дом. Там ему на всю жизнь выписали метрику: место рождения - неизвестно, отец - неизвестен, мать - неизвестна.

Закончился его полуторамесячныйворовской стаж в исправительно-трудовой коммуне имени А.С.Мака- ренко, он утвердился окончательно в решении стать педагогом.
Здесь малолетние преступники учились в школе, работали в цехах и мастерских, собирали фотоаппараты ФЭД-1, изготавливали Кунгурские баяны. Здесь Василий со сцены чи¬тал стихи Маяковского и Некрасова. Здесь он услышал голос, превосхо-дивший пение Робертино Лоретти. Где ты, Витя Тукаш? Лежит Тукаш под Руссой. Погиб он в боях за Родину, которая не дала мальчику загинуть в пучине грязных воровских притонов.
И опять несчастье. Мальчишеское любопытство у могилы священнослужителя: что там? Открыли плиту, посмотрели - и статья Уголовного ко¬декса - большой срок за осквернение могилы.
Выручил яростный протест всей коммуны имени А.С.Макаренко.
И снова.Опоздал на работу - приговорен к трехмесячному заключению. Попал к уркаганам. Признан своим: знал жаргон.А было ему всего 15 лет.

...В 1942 году Василий Потехин зачислен в 1-е Киевское Краснозна-менное конно-артиллерийское учи-лище. Затем - 30-й гвардейский артиллерийский полк 11-й гвардей-ской армии, ведущей ожесточенные бои на Орловско-Курской дуге.

ВОЙНА И ФРОНТ - ПОНЯТИЯ РАЗНЫЕ
18-я дивизия, куда был зачислен Василий Потехин, состояла из жите-лей Ленинского района г. Москвы: 10 июля 1941 года около 7 тысяч добровольцев в возрасте от 16 до 6S лет вышли из Москвы. Враг окружил дивизию. Пришлось прорывать кольцо и отступать на Можайск, потеряв больше половины состава.
Но добровольцы, ценой огромных потерь, отбили атаки немцев. Это был первый победный шаг дивизии.
В дни наступления Красной Армии В.Е.Потехин был назначен на должность командира 1-го огневого взво-да 6-ой батареи. За два месяца боев дивизия прошла 230 километров. В боях на Курской дуге, самом страш-ном по накалу танковом и артилле-рийском сражении, Василий Евдокимович получил первую награду - медаль "За отвагу".
Получил шесть осколочных ране-ний. Один из осколков прорезался после войны, еще один перерезал ему вену.
Январь 194S года. Ранение: оско-лок ударил в височную часть. Позже хирурги вскрыли висок и вручили раненому осколок. Двумя стежками зашили пробоину.
...Страшная это вещь - массовая паника, и огромная это сила - власть военачальника: в окружении при появлении командира прекратились бегство и метания бойцов. Все при-няло боевой вид: "С тех пор я понял, что демократия без автократии - это сборище болтунов, демагогов, словоблудов. Во всяком деле нужен ли-дер, авторитетный и умный, умеющий подобрать себе помощников тоже умных, инициативных и исполнитель-ных. Народ без личностей слеп".
И снова контузия и ранение в стопу. И опять - только молниеносный удар Юркина прикладом автомата по гитлеровцу спас командира-разведчика от удавления.
После штурма Кенигсберга - с боями в порт Пиллау. Во время пе-реправы орудий по паромному мосту под обстрелом удосужился сорвать-ся в ледяную воду. Кое-как с помо-щью бойцов выкрутил одежду...и снова в бой.
С этого апрельского купания Василий Евдокимович начал темпера-турить, кашлять.
В 1944 году он вступил в ряды Коммунистической партии.
"Храню верность ее идеалам и активно работаю в ее рядах"
(это сказано в 2003 году). Победу встретил в Тапиау (Владимирово). Война окон-чилась. Имея три звездочки на плечах, несколько ранений, три боевые награды, 20-летний офицер обнаружил в госпитале еще одну награду: двусторонний туберкулез легких.
Первый (вместе с отцом) деревенский коммунар, коммунар Кунгурской коммуны, фронтовой офицер-коммунист. Где же его место в жизни страны, искромсанной войной?

ЦЕЛЬ - БЫТЬ УЧИТЕЛЕМ.
В Ялте лечился и работал: назначен старшим инспектором по хозяй-ственному устройству колхозников - переселенцев. "У меня была Родина, и она платила благодарностью ее заболевшему, израненному сыну. Как мне не любить Советскую власть и не мечтать о ее восстановлении!"
... Работа в ялтинском Доме учителя, окончание Ялтинского университета марксизма-ленинизма, ди-ректор средней школы рабочей мо-лодежи, лектор. Школа работала на принципах воспитания коллективизма под девизами: "Хочу быть умнее", "Живи для людей", "Это меня касается!". Сдача кандидатского минимума, защита диссертации о Никитском ботаническом саде, кандидат наук: "Если бы не было Никитского сада, значительно беднее была бы наша Земля".
Где же рассказать о ялтинской Афродите? "Она появилась, как Афродита из пены морского прибоя", - полугречанка Нина Владимировна Лифтери-Тараненко, в дальнейшем Потехина, мать их детей, - красота должна иметь место в жизни каждо¬го человека.

ИДУ НА ПОВЫШЕНИЕ.
На предложение Н. Багрова дол-жности заведующего облоно Василий Евдокимович Потехин согласился при двух условиях: в ялтинской квартире остаются дочь с ребенком и зятем. Багров не сдержал свое "партийное слово": семья дочери вскоре развалилась из-за бытовой неустроенности. Второе условие: если через пять лет Крым не займет в народном образовании Украины одно из ведущих мест, - отпустить его в Ялту.
Забегая вперед, скажем, что через 8-9 лет объявились те "деятели", кому не нужны были ни партия, ни народное образование, ни Советский Союз.
Багров в августовские события бросил партию. Это оценил возрож-давший фашизм Ющенко, присвоив ему звание Г ероя Украины. В сентябре 2013 года ректор ТНУ Н. Багров лишил кафедру российской истории самостоятельности, соединив ее с кафедрой всемирной истории, - отрабатывает звание.
Предстояло наработанное пред-шественниками Ф.Е. Штыкало, А.С. Косяком привести в стройную систему. Первый секретарь обкома КПУ Н.К. Кириченко заявил, что вывести отрасль из глухого угла можно только при решительном повороте партийных и советских органов к школе: увеличение бюджетных ас-сигнований, реорганизация сети школ, пересмотр кадров руководите¬лей школ.
Что же было сделано за первые пять лет работы Василия Евдокимовича?
По инициативе и при личном контроле Н.К. Кириченко разверну-лась грандиозная по масштабам стройка. В некоторые годы строилось до 30-40 объектов народного обра¬зования.
Рожденные в Крыму игры "Зарница" и "Орленок" с участием воинских частей на полигоне Калан-Баир имитировали боевой взрыв, преодоление под защитой танков полос препят¬ствий, партизанский быт. Командо¬вали грандиозными играми генера¬лы Казарян и Ковтун.
Все школы перешли на кабинетную систему обучения. Строились тиры, спортивные комплексы, созда-вались музеи боевой и трудовой сла¬вы. В 486 школах созданы краеведческие музеи. В 17-ти районах и го¬родах открыли учебно-производственные комбинаты, 43 профессии получили выпускники школ. В армию призывались специалисты. Новые детские сады росли как грибы после дождя. Охват дошкольным воспитанием стал самым высоким в стране. Резко увеличилась рождаемость де-тей. Гордость народного образования - Малая академия наук "Искатель" (руководитель В.Н. Касаткин,- ученый, автор учебников по кибернетике) распространилась на весь Со¬ветский Союз.
В 1978 г., на шестом году работы В.Е. Потехина, Крымская область за успехи в образовании, за победу в республиканском соревновании была награждена переходящим Красным Знаменем ЦК КПУ, Совета Министров и Республиканского совета профсоюзов. Знамя вручал председатель Совета министров Украины Т.Т. Тронько. Получив Знамя, Н.К. Кириченко передал его Василию Евдокимовичу со словами: "Ты оправдал мои надежды. Спасибо".
Итак, 1978 г. стал годом выдающейся победы. Система народного образования Крыма была признана лучшей в Украине. Сто работников области награждены высокими правительственными наградами. Невозможно перечислить тех, на чьем разуме народное образование взлете-ло на недосягаемую высоту. В.Е. Потехину вручен орден "Знак Почета", раньше - звания: "Отличник образования", "Отличник образования СССР" и медаль А.С. Макаренко «За заслуги в области образования и педагогической науки».
А дальше - набирающий скорость разгром всего, что делалось для де-тей. Начался он с приходом зав. облоно Савенко Ю.П. Разрушили кабинетную систему, свернули поисковую работу, ликвидировали трудовое обучение, закрыли школы для труд-новоспитуемых детей, учебно-производственные комбинаты. Разогнали комсомол, пионерские и октябрятские организации.
Василий Евдокимович ушел после того, как Н. Багров незаконно передал здание школы другому ведом-ству, а на протест Потехина пригро-зил: "Мы тебя укоротим!" - "Лучше уйти на два года раньше, чем быть съеденным на день позже".
Итак, в 1982 году Н. Багров выдавил из руководства народным обра-зованием Крыма В. С. Потехина и посадил на этот пост своего приспешника Савенко, который принимал и угощал его в "Артеке", а системой образования интересовался только с точки зрения ее развала.
И торжественно, и грустно, и отчаянно-весело проводили его друзья на работу в Институт усовершенствования квалификации учителей.
Василий Евдокимович остался в его делах (замечательный его опыт обязательно вернется) и в собственных стихах, песнях и афоризмах.
Он живет в нашей памяти - Великий Советский Человек Вселенной, Коммунист, Учитель и Герой, и мы счастливы стремлением хоть какой- то частицей походить на него.

Ю.Н. Ронгинская, Отличник народного образования УССР.
По книге В.Е. Потехина "Совок" несгибаемый"

 

 

Воспоминания друзей

СУДЬБЫ ЗИГЗАГИ, 
                       КРУЧИ И МОСТЫ...
МЕЛЬКАЮТ ДНИ, ЧАСЫ,
                         ПРОХОДЯТ ГОДЫ.
ЭПОХИ ПЛАМЯ ГРУДЬЮ
                            ВСТРЕТИЛ ТЫ,
УЧИТЕЛЬ, ДРУГ,
    ВЗЫСКАТЕЛЬНЫЙ И СТРОГИЙ.


КРЕСТЬЯНСКИЙ СЫН, 
        СТРАНЫ ЗАЩИТНИК И ПОЭТ,
ТВОРЕЦ ИСТОРИИ - 
                     ОНА ТЕБЯ ТВОРИЛА, -
ПРОШЕЛ ТЫ ЧЕСТНО
                        ВОСЕМЬДЕСЯТ ЛЕТ
И МОЛОД ДУХОМ, 
                  ХОТЬ СЛАБЕЮТ СИЛЫ.


В БОЯХ, В ТРУДЕ, 
                  В ЗАБОТАХ О ЗЕМНОМ,
ДОРОГИ ТРУДНОЙ
                         РАССТАВЛЯЯ ВЕХИ,
СВОИМ ПРИМЕРОМ 
                          УЧИТ НЕ СТАРЕТЬ
ВАСИЛИЙ  ЕВДОКИМОВИЧ
                                          ПОТЕХИН!

Начало 2004 года, в котором ему не по паспорту, а по семейным преданиям, исполнилось 80 лет, было для нашего "Деда" очень тяжелым - он заболел. Но его жена, Нина Владимировна, сказала, что никого беспокоить не будет: это – Потехин, он выживет! И бывший фронтовик, участник Курской битвы вернулся "с  той  дороги" к  родным, друзьям, коллегам, знакомым. 
Но, к сожалению, в середине октяб-
ря Великий Педагог покинул этот мир…
Он ушел, оставив множество статей, научных наработок, книг, в числе которых – автобиографическая "Совок" несгибаемый".

 

 

 

 

 

 

Архив