Леонид Грач

Мы выбрали единый Союз!

Поделится:
10:56 17 Марта 2022 г. 3992

17 марта 1991 года подавляющее большинство жителей СССР однозначно высказалось за спасение своей страны от разрушения. 

В семидесятилетней истории Советского Союза был один-единственный всесоюзный референдум. По иронии судьбы, на это всенародное голосование был вынесен вопрос о сохранении самого СССР, и подавляющее большинство участников единственного советского референдума однозначно высказались «за».
Впервые в истории Советского Союза у его народа появилась возможность самостоятельно решить, в каком будущем он намерен жить. Но вот гарантировать реализацию этих решений не мог никто…
К середине 1980-х годов ситуация в Советском Союзе, являвшемся федеративным государством, в состав которого входили 15 союзных рес- публик, характеризовалась нарастанием серьезных   внутри- и    внешнеполитических проблем и трудностей. Страна попрежнему оставалась великой державой, но стремительно утрачивала этот статус. Главной причиной такого явления было экстенсивное развитие плановой социалистической экономики, прогрессирующее падение темпов роста промышленности и технико-экономическое отставание от стран Запада. 
В 1985 году с приходом к руководству страной Михаила Горбачева было начато реформирование советского общества, называемое перестройкой. Меры по экономическому реформированию страны подкреплялись политической реформой, включавшей распространение гласности, демократиза-
цию политической системы, свободные выборы в законодательные органы власти всех уровней и отказ от однопартийной политической системы.
К концу 1980-х – началу 1990-х годов в результате противоречивости и непоследовательности в осуществлении перестройки произошло обострение кризиса во всех сферах жизни общества. Из-за контроля над собственностью постоянно возникали конфликты между республиканскими властями, добивавшимися перераспределения экономических ресурсов в свою пользу, и союзным центром. Националистические    настроения    захлестнули не только Прибалтику, где они уже несколько лет являлись доминирующими, но и Закавказье, распространялись в Средней Азии, на Украине и в Молдавии.
К началу 1990-х годов дезинтеграционные процессы в СССР приобрели критический характер. 
3 декабря 1990 года Съезд народных депутатов СССР, реагируя на "парад суверенитетов", принял постановление "Об общей концепции нового Союзного договора и порядке его заключения". Концепция предусматривала преобразование многонационального государства в "добровольный равноправный союз суверенных республик – демократическое федеративное государство".
Однако стремительное нарастание процессов распада подтолкнуло руководство СССР во главе с Михаилом Горбачевым к проведению общесоюзного референдума. Решение о его проведении было принято на проходившем с 17 по 27 декабря 1990 года IV Съезде народных депутатов СССР, когда 1665 делегатов из 1816   присутствующих проголосовали за сохранение Союза ССР.
Первым препятствием на этом пути стала невозможность проведения референдума во всех пятнадцати советских республиках. Те из них, которые уже однозначно заявили о своем суверенитете и курсе на независимость, со всей очевидностью отвергали и саму идею проведения на их территории всесоюзного референдума, а тем более идею сохранения Советского Союза.
Таких республик набралось шесть – все участники «парада суверенитетов», за исключением Азербайджана, и присоединившаяся к ним Молдавия. 
В этих условиях одной из важнейших задач стала проблема реформирования СССР и заключение нового Союзного договора, в котором права республик существенно расширялись.
Во исполнение решения IV Съезда народных депутатов СССР и в соответствии с законодательством о референдуме СССР, исходя из того, что никто, кроме самого народа, не может взять на себя историческую ответственность за судьбу Союза ССР, Верховный Совет СССР 16 января 1991 года принял постановление "Об организации и мерах по обеспечению проведения референдума СССР по вопросу о сохранении Союза Советских Социалистических Республик".
Единственный за 70-летний период существования СССР референдум состоялся 17 марта 1991 года. Перед гражданами Советского Союза был поставлен вопрос: 
"Считаете ли Вы необходимым сохранение Союза Советских Социалистических Республик как обновленной федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере гарантироваться права и свободы человека любой национальности?".
Гражданам Союза предлагалось дать положительный или отрицательный ответ на столь развернутый вопрос.
Даже тот, кто против Союза, разве осмелится возражать против таких хороших принципов как обновление федерации, равноправие республик, гарантии прав и свобод человека независимо от национальной принадлежности?.. 
В голосовании приняли участие девять (РСФСР, Украинская ССР, Белорусская ССР, Узбекская ССР, Азербайджанская ССР, Киргизская ССР, Таджикская ССР, Туркменская ССР, Казахская ССР) из 15 союзных республик. В Литве, Эстонии, Латвии, Грузии, Молдавии, Армении, которые объявили о независимости или о переходе к независимости, референдум не проводился. 
В некоторых республиках их власти приняли решение о проведении вместе с общесоюзным республиканских референдумов или об изменении вопроса всесоюзного референдума. В России, например, это были фактически два референдума: о сохранении СССР и о введении поста президента РСФСФ. На Украине к вопросу всесоюзного голосования добавили свой вопрос, фактически легитимировавший стремление к независимости: «Согласны ли Вы с тем, что Украина должна быть в составе Союза Советских суверенных государств на основе Декларации о государственном суверенитете Украины?». А в будущем (независимом!) Казахстане и вовсе переформулировали главный вопрос референдума, который стал звучать так: «Считаете ли Вы необходимым сохранение Союза ССР как Союза равноправных суверенных государств?», но при этом попросили учесть результаты голосования общесоюзных. 
В то же время часть населения остальных шести союзных республик, власти которых отказались проводить референдум – Латвийской ССР, Литовской ССР, Эстонской ССР, Молдавской ССР, Армянской ССР и Грузинской ССР, – смогли проголосовать на избирательных участках, организованных местными Советами народных депутатов и общественными организациями, а также в воинских частях Минобороны СССР, КГБ СССР, МВД СССР. Референдум состоялся также в Абхазии, Южной Осетии, Приднестровье и Гагаузии.
В референдуме, в соответствии с официальными результатами, приняло участие 148 574 606 человек или 80,03 % от общего числа избирателей, из них 113 512 812 человек (76,4 %) ответили на вопрос референдума утвердительно, 32 303 977 (21,7 %) – отрицательно. 
В Крыму отдельного подсчёта голосов не проводилось. Крымская Автономная Советская Социалистическая Республика была восстановлена законом УССР от 12 февраля 1991 года, однако в Конституцию УССР соответствующее положение было включено лишь 19 июня 1991 года, а в Конституцию СССР соответствующие поправки так и не были внесены.
Результаты голосования в Крыму включены в результаты голосования по Украинской ССР (в Крыму без Севастополя высказались "За" 1 085 570 чел. (87,6 %) из 1 239 092 чел. (79,3 %), принявших участие в голосовании).
21 марта 1991 года Верховный Совет СССР рассмотрел предварительные результаты референдума. Он отметил, что за сохранение Союза Советских Социалистических Республик высказались 112 млн человек, то есть 76 % голосовавших, а, следовательно, «судьба народов страны неразделима, что только совместными усилиями они могут успешно решать вопросы экономического, социального и культурного развития». По уточнённым данным, «да» на референдуме сказали 113512812 человек.
Отдельно отмечалось, что, несмотря на то, что органами власти ряда рес- публик (Грузия, Литва, Молдова, Латвия, Армения, Эстония) не были выполнены решения IV Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР о проведении референдума, более двух миллионов граждан СССР, проживающих в этих республиках, выразили свою волю и сказали «да» Союзу ССР. Такое проявление гражданственности Верховный Совет СССР оценил как «акт мужества и патриотизма».
На внеочередном III Съезде народных депутатов РСФСР был принят проект постановления «О Союзе Суверенных Рес- публик (Союзном договоре) и порядке его подписания», в   котором   учитывалась «воля народов СССР, выраженная в итогах референдума о сохранении Союза ССР», и была обозначена «решимость РСФСР подписать Договор о Союзе Суверенных Республик (Союзный договор)».

В соответствии с итогами референдума уполномоченной центральными и республиканскими властями рабочей группой в рамках так называемого ново-огарёвского процесса весной-летом 1991 года был разработан проект по заключению договора федерации «О Союзе Суверенных Республик», подписание которого было назначено на 20 августа.
Однако 19 августа 1991 года в стране начались события, получившие название "августовский путч", которые сорвали подписание союзного договора.

«…Воспользовавшись предоставленными свободами, попирая только что появившиеся ростки демократии, возникли экстремистские силы, взявшие курс на ликвидацию Советского Союза, развал государства и захват власти любой ценой. Растоптаны результаты общенационального референдума о единстве Отечества.»
(Из «Обращения к советскому народу» ГКЧП СССР от 18 августа 1991 года)

Процесс разрушения СССР завершился 8 декабря 1991 года, когда главами Российской Федерации (РСФСР), Белоруссии и Украины было подписано так называемое "Беловежское соглашение" о прекращении существования Союза ССР и создании Содружества Независимых Государств (СНГ).
11 декабря 1991 г. Комитет Конституционного надзора СССР выступил с заявлением по поводу Соглашения 8 декабря. В заявлении указывалось, что «любые республики не могут принимать на себя решение вопросов, касающихся прав и интересов других    республик. С этой точки зрения содержащаяся в Соглашении констатация того, что „Союз ССР как субъект международного права и геополитическая реальность прекращает свое существование“, может рассматриваться лишь в качестве политической оценки ситуации, не имеющей юридической силы». В заявлении также отмечалось, что и органы государственной власти СССР могут прекратить свою деятельность исключительно в конституционном порядке. 
(Источник: Заявление Конституционного надзора СССР от 11.12.1991. Государственный архив Российской Федерации Ф. Р9654. Оп. 6. Д. 76. Л. 48-51; Ф Р9654. Оп. 5. Д. 749. Л. 134–135.http://sssr.su/1991-12.pdf В цент- ральной прессе полный текст заявления не публиковался.)
21 декабря 1991 года в результате Алма-Атинских соглашений к СНГ присоединились оставшиеся союзные республики.
26 декабря 1991 года сессия Совета Республик – верхней палаты Верховного Совета СССР, образованной 5 сен-  тября, – из которой на тот момент не были отозваны только представители среднеазиатских республик, приняла декларацию № 142-Н о прекращении существования СССР.
Председатель КГБ СССР В. В. Бакатин и генеральный прокурор СССР      Н.С. Трубин, осуществлявший прокурорский надзор, на Беловежские и Алма-Атинские соглашения, подписанные в нарушение Закона СССР от 03.04.1990 № 1409-I «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР» и итогов всесоюзного референдума, не реагировали.

Что мы потеряли
События тех дней до сих пор все оценивают по-разному. Одни считают, что воля большинства, отдавшего голос за сохранение Союза, была в дальнейшем предана; по мнению других, государство в той форме, в которой оно существовало, уже ничто не могло бы спасти.
Политолог Илья Гращенков считает, что «у нас был шанс сохранить модернизированный СССР, который развивался бы по китайской модели. Но пос-
ле развала страны на нас свалились гайдаровские реформы, и мы окончательно перешли к той России, которую знаем теперь»…
Известный российский политик Леонид Иванович Грач, восприняв разрушение СССР и как свою личную трагедию, в книге «Крым моя любовь, жизнь и судьба» констатировал: 

«1991 год был не только годом образования Крымской АССР, но и разрушения великой страны – СССР. В августе того же года последовал запрет Компартии. И те же депутаты, которые, не успев еще избавиться от красных партийных билетов с гордым профилем В.И. Ленина, в сессионном зале проголосовали за то, чтобы запретить деятельность Коммунистической партии. Для меня разрушение Союза, запрет Компартии стали тяжелейшими ударами, которые я едва перенес, с инфарктом попав в больницу. Обо мне не забыли только самые близкие и проверенные годами друзья, которым неважно было, какую должность я занимаю или нахожусь в отставке.
Правильность моих предположений, сделанных еще в начале 1990 года и основанных на знаниях законов развития общества, были подтверждены в конце 1991 – начале 1992 годов. Автономный статус Крыма стал пусть и не мощным оборонительным валом, но послужил щитом в защите крымчан от  центробежных процессов, повлекших то, что произошло тогда с Советским Союзом».

Разрушение СССР называют крупнейшей геополитической катастрофой XX века. 

Пресс-центр РОО «Крымский форум защиты конституционных прав граждан» – 

по материалам открытых источников.

 

 

В день 31-й годовщины проведения Всесоюзного референдума активисты КРО КПКР организовали  в Симферополе возложение цветов к памятникам Героям Социалистического Труда, первым секретарям Крымского обкома партии Ивана Кондратьевича Лутака и Николая Карповича Кириченко.

Активно прошла и акция по распространению газеты «Искра правды», где подготовлена тематическая подборка материалов, связанных с этой датой.

Как всегда, актуальны в этот день слова из песни Народного артиста СССР Юрия Иосифовича Богатикова:

Мы – страна, мы – народ!

Мы – советский народ –

Нерушимое братство великой державы!

Родной СССР, ты в наших сердцах. Мы выбирали тебя!

 

Пресс-центр КРЫМСКОГО РЕСПУБЛИКАНСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ 

КОМПАРТИИ КОММУНИСТЫ РОССИИ

Архив