Леонид Грач

Грач: «Вместе с Россией мы – сила»

Крымская автономия как фактор сохранения единства двух братских государств – России и Украины.
Из выступления народного депутата Украины Л. Грача в вечернем прямом телеэфире ГТРК «Крым» 18 января 2009 года.

«За эти 18 лет, прошедшие после разрушения Советского Союза, мы прошли через политическое пожарище, через различные попытки расшатать ситуацию в Крыму, противопоставить народы, подтолкнуть Крым к кровавому межнациональному конфликту. В свете этих событий особую значимость приобретает состоявшийся 20 января 1991 года первый Всекрымский референдум по восстановлению Крымской АССР. Последующие события подтвердили: решение о проведении референдума оказалось не только в правовом и политическом смысле выверенным, но и сыграло историческую роль стабилизирующего и уравновешивающего фактора. По сути, результаты референдума в дальнейшем на протяжении всех 18 лет служили спасению ситуации. И если мы с вами будем ценить то решение, которое приняли на референдуме, если будем защищать и автономию, и ее автономные конституционные полномочия, тогда у нас будут все основания сказать, что это решение заложило основу для стабильного развития автономии на многие десятилетия вперед.

Экскурс в историю показывает, что решение о проведении референдума принималось в архисложных условиях. Грянули страшные постперестроечные времена уничтожения всего и вся, повлекшие за собой непредсказуемые процессы, принесшие беду в каждую семью, в каждый дом. Такой бедой стало разрушение единой могучей страны, нашей великой Родины - Союза Советских Социалистических Республик. И по сей день воспоминания об этом - сродни саднящим ранам - не утихают, остаются в душе каждого из нас. На гребне мутной политической волны тут же подняли голову националистические силы, начиная с республик Прибалтики. Не миновала эта участь Украину и Крым в ее составе.

Одна из проблем, перед необходимостью разрешения которой мы оказались - это последствия созданной не нами в 1944 году проблемы насильственной депортации крымских татар и других народов и последующего их возвращения в 1987 году, когда по предложению соответствующей комиссии Верховного Совета СССР под председательством Геннадия Янаева были приняты решения Политбюро ЦК КПСС, а затем и Верховного Совета СССР о снятии моратория на возвращение в Крым депортированных народов, и прежде всего крымских татар. Перед нами, крымчанами, встал нелегкий вопрос, каким образом разрешить то, что до этого было неразрешимым? И тем не менее мы прошли с вами все. Мы с вами прошли этапы межнационального противостояния, затем смогли выйти на качественно новый позитивный этап в истории развития межнациональных отношений - сближения, понимания. И мы с вами пришли к тому, что то решение о воссоздании Крымской Республики на принципе территориальной автономии, которое 20 января 1991 года было принято, оказалось единственно правильным и дающим нам до сегодняшнего дня плоды. И это мы видим в нашей повседневной жизни на протяжении всех прошедших лет. Потому что нет противостояния в межнациональной сфере в той степени, в какой это могло случиться, имей наша республика статус автономии по национальному признаку.

Сейчас, с высоты прошедших 18 лет, воскрешая в памяти подробности подготовки и проведения того исторического референдума, я с особой силой осознаю значимость этого события и тех неимоверных усилий, какие были приложены людьми для воплощения в жизнь идеи референдума. Я ценю тот труд людей - прежде всего огромнейшего числа членов партии. А у нас в тот период в крымской областной партийной организации на учете было 136 тысяч членов Компартии СССР.

Благодарю всех членов партийных комитетов и работников партийных аппаратов, прежде всего те идеологические подразделения, секретарей городских и районных комитетов партии, заведующих отделов, инструкторский состав идеологического направления, работников СМИ, - всех тех, кто помогал воплотить в жизнь решение о проведении референдума. В тот период я уже был секретарем областного комитета партии (а ранее заведующим идеологическим отделом областного комитета Компартии), затем вторым секретарем. Я знаю, как тяжело многим давалось понимание важности этого референдума. Первый секретарь Андрей Николаевич Гиренко, живущий ныне в Москве, в ту пору делал все от себя возможное, чтобы помочь нам - и мне, как секретарю областного комитета партии, и аппарату, решить эту проблему.

А поэтому на пленуме в начале 1990 года крымского областного комитета партии приняли соответствующее решение идти вот этой столбовой дорогой. А затем уже нужно было принимать следующее решение, и оно было принято 12 ноября 1990 года на сессии областного совета, на которой я был основным докладчиком. Все это сопровождалось противоборством Киева в лице Л. Кравчука. В Крыму к тому времени в должности первого секретаря уже значился Багров Николай Васильевич. Я был вторым секретарем, председателем комиссии по межнациональным проблемам.

Не могу не вспомнить в этом контексте добрым словом группу моего идеологического подразделения - мой идеологический отряд, если хотите, который со мной объединился и работал в направлении претворения в жизнь идеи референдума по воссозданию Крымской Автономии. Это Юрий Евгеньевич Аксютин, Михаил Алексеевич Бахарев, который вначале работал в идеологическом отделе, а затем заместителем редактора «Крымской правды», Александр Викторович Анфалов, Александр Григорьевич Шинкарев, это те люди, которые были со мной.

Помимо них у меня еще была группа помощников, выполнявших роль своеобразного мозгового центра. И чтобы не уходить от объективности, их я также хочу вспомнить хорошим словом, несмотря на то, что впоследствии на крутом изломе разрушения страны они, к сожалению, дрогнули и отказались от позиции партии. Тем не менее в тот ответственный период, когда в результате огромнейшего идеологического и политического состязания в ходе борьбы за отстаивание идеи необходимости проведения референдума и последующего осуществления этой идеи, нужно было не только провести, но и обязательно всем миром победить на референдуме, - со мной были Александр Андреевич Форманчук, Валентин Козубский, Андрей Клименко. (Это, кстати, была хорошая молодая поросль, обладавшая большим интеллектуальным потенциалом. Эх, как я жалею, что этим людям не хватило силы духа и дальше отстаивать все то, что было разрушено в одночасье… Из них могли бы стать серьезные политические лидеры). Когда встал вопрос о проведении референдума, нужно было решить: идти на референдум или не идти? Ведь тогда противоборство Киева во главе с Л. Кравчуком было неимоверное. Я никогда не забуду, как Н. Багров, которому свойственна особая жизненная позиция: сначала грудь вперед, а потом -голова в кустах, -. как он, поначалу настроенный на проведение референдума, полетел накануне сессии в Киев. А вечером прилетает с Л. Кравчуком и они, что называется, начинают вправлять мне мозги. Уговаривают отказаться от идеи проведения референдума. Как говорил Л. Кравчук: «Мы дадим вам сверху автономию». Не знаю, откуда это у меня было по жизни - но я устоял тогда, я не пошел у них на поводу и не отказался от своей идеи проведения референдума, тем самым не дал возможности лишить Крым защиты, какую несет в себе статус территориальной автономии. Тем самым была в тот момент заложена основа для того, чтобы оградить Крым от возможного кровопролития на почве межнациональных столкновений. Если бы я согласился тогда на придание Крыму статуса автономии путем волевого решения из Киева, а именно об этом меня уговаривал Л. Кравчук, то еще неизвестно, что сегодня происходило бы в Крыму. Потому что Кравчуки уже 20 раз отобрали бы автономный статус по территориальному признаку, поменяв его на национальный. И это великая победа, что одержала верх идея именно территориальной автономии. Ведь возможные параметры будущего автономного статуса были огромные – от Таврической республики до союзной республики. Или чтобы оставить ее в ранге областного образования, или чтобы она была крымско-татарской национальной республикой.

Тем не менее мы пришли к тому, что на референдуме свыше 93% (а это все мы, крымчане) проголосовали за то, чтобы этот автономный статус был как территориальный. Сегодня многие хотят отобрать этот статус. Но это не так просто сделать. Потому что изменить его возможно только на референдуме. После воссоздания Крымской автономии, кстати, в мире еще порядка пяти автономий родились. Последняя – Гренландия, была образована в конце прошлого 2008 года.

19 января на торжественном собрании в Крымском академическом русском драматическом театре им. М. Горького мы будем отмечать годовщину республики - годовщину проведения крымского референдума, который оставил у меня в том числе и зарубку на сердце. И я буду говорить и о том, какие насущные острейшие проблемы стоят перед крымской автономией, которая является сегодня основной связующей во всех смыслах этого слова территорией, которая должна сохранить единство России и Украины. Только мы, крымчане, здесь, в Крыму на территории Украины, можем как никто другой способствовать сохранению единства двух братских государств – России и Украины - защищая свои конституционные полномочия, свои права, чтобы заставить Киев уважать нас, чтобы заставить Киев идти нам навстречу в наших конституционных требованиях.

Оглядываясь на пройденный страной в 2008 году путь, видишь, насколько далеко зашел в своем безумии официальный Киев. Вы только вспомните вехи этого мракобесия. В начале года - письмо троих (Тимошенко, Ющенко Яценюк): раз-два и подписали письмо в НАТО, взорвали всю ситуацию в российско-украинских отношениях. А сколько на протяжении целого года было ковыряний – вокруг проблемы пребывания Черноморского флота, вокруг того, что называли они геноцидом, а не голодомором, и причем – по их лживой версии – сугубо украинского, а не народов разных национальностей, тех, кто голодал в 30- годах. А чего только стоит просаакашвиливская проамериканская позиция Ющенко и Тимошенко, которые поддержали поход фашиствующего режима Саакашвили против мирных граждан и миротворцев России в Южной Осетии.

А чего стоит, собственно говоря, возня вокруг газа, которая на ваших глазах происходила и происходит, и так далее. И отсюда я просил бы, чтобы все поняли, какие именно процессы скрываются за всеми этими перечисленными проблемами. Самое главное, что всем нам нужно уяснить: сегодня на повестке дня стоит ребром главный вопрос - или мы защищаем, сохраняем и возрождаем свое восточно-славянское единство: Россия – Украина- Белоруссия. Или наши страны, наши народы будут находиться под угрозой дальнейшего расчленения, разъединения, отчуждения, уничтожения. Киевские сателлиты (прежде всего - Ющенко и Тимошенко) все делали и будут делать для того, чтобы выполнять американские заказы. Подумайте, проблема с газом, идиотски доведенная Ющенко и Тимошенко до межгосударственного противостояния, до международного скандала – это ни того ли поля ягодки? Того.

19 декабря 2008 года К. Райс и В. Огрызко подписали страшный документ – Хартию о стратегическом партнерстве Украины и Соединенных Штатов Америки. Именно в этой Хартии как раз и записано, что Украина и США будут решать проблемы газотранспортной инфраструктуры – укреплять, развивать и так далее. А по-другому: на эту газовую трубу – а значит, на нашу шею - садится еще и американец. Именно в этой Хартии записано, что в качестве приоритетного направления международного сотрудничества между США и Украиной является Крым. И отсюда - попытка создания в Крыму американцами своего дипломатического постоянного представительства.

Все то, о чем здесь я говорю по итогам ушедшего года, показывает никчемность украинского руководства, воровитость, подлость, а самое главное – негодяйство, и в том числе и в международной сфере, в том, чтобы разрушить вечные и добрые связи с Россией. Сегодня мы отмечаем 355-летие со дня Переяславской Рады. Решение, принятое благодаря прежде всего твердой позиции великого гетмана Богдана Хмельницкого о воссоединении исконных русских земель, было выстраданным и желанным для всего народа. И результаты этого решения по сути на протяжении свыше 300 лет давали нам добрые плоды в виде кровного родства живущих все эти столетия единой семьей русского и украинского народов. И в этой связи хочу сказать, что к Переяславской Раде мы все равно вернемся. Только на Украине, как говорится, дело осталось за малым, - за появлением нового Богдана Хмельницкого.

В этой связи нельзя не упомянуть то, что вчера произошло в Кремле, когда собравшаяся международная общественность еще раз увидела всю степень плюгавости украинской стороны. К чему же пришли? Вдумайтесь. Россия, понимая всю сложность непростой экономической ситуации на Украине и вместе с тем стремясь проявить чувство братской солидарности, в начале декабря прошлого года предлагала: «Братцы-украинцы, давайте ж будем жить по-нормальному, мы заключаем с вами соглашение на 2009 год по 250 долларов за тысячу кубометров. Мы уже не можем по 179,5 вам продавать в силу катаклизмов в мировой финансовой системе, но мы тем нее менее предлагаем всего лишь по 250». Украина ответила: «Нет. Ни при каких обстоятельствах». В результате взорвали ситуацию. Довели до противостояния. Чем закончилась сегодняшняя ночь? Она закончилась тем, что Россия будет продавать Украине газ со скидкой в 20%. Но при этом транспортные расходы остаются прежними - как в 2008 году. И во-вторых. 20% скидка будет - исходя из цены в 470 долларов. То бишь европейская цена. И таким образом получаем 376 долларов. Не хотела по 250? Бери со скидкой, Юлька, - по 370. Но весь вопрос в том, что по 370 для нас с вами, потребителей, не будет. Сейчас Юлька к этим 370 добавит 20% НДС. Добавит на содержание НАК «Нафтогаз Украины». И по сути мы придем практически к тому, что будем иметь те же 470.

Так что? Нужно было весь год хамить, плевать, разрушать, и теперь, естественно, получить абсолютно адекватный, правильный ответ - потому что Россия уже в конце концов устала от этого хамства. Но теперь хочется задать вопрос украинским руководителям, - что вы скажете народу, что вы скажете крымчанам? Как вы, наглецы и подлецы, будете отвечать за то, что вы по сути разрушили экономику Украины? Вот в чем вопрос.

Послезавтра в целом ряде украинских и крымских газет несколькими миллионными тиражами выйдет моя большая статья, приуроченная к годовщине Крымского референдума, дающая ответы на историю этого вопроса, и говорящая о том, почему нам сегодня нужно объединиться, чтобы защитить свои конституционные права. Я абсолютно уверен, что у нас с вами есть единственно верная правовая возможность для улучшения жизненного уровня, укрепления связей с Россией, стабилизации всей общей ситуации в Крыму, включая межэтническую - это защита конституционных прав. И мы должны для этого сами, без понукания с чьей бы то ни было стороны, объединиться. И все делать для того, чтобы свои конституционные права защитить. И, естественно, обращаться за помощью к тем, кто может нам помочь защитить конституционные права.

Мы не можем с вами позволить, чтобы Ющенко отнесся к Крыму так же, как Саакашвили относился к Южной Осетии или Абхазии. Мы с вами прошли этот период, когда Киев мог по отношению к Крыму хамить и мог попирать наше достоинство, растаптывать наши права. Но сегодня мы - сила. Я подчеркиваю эту мысль. И как председатель Общественного совета по защите конституционных полномочий Автономной Республики Крым прошу всех этим проникнуться и объединиться. Повторяю: вместе мы - сила. Вместе мы защитим свои конституционные полномочия. А это значит - будем жить лучше. И это значит - мы станем тем фундаментом, тем материком, который не даст этим пронатовским наглецам увести Украину от России.

В завершение поздравляю всех православных верующих с тем, что завтра наступает большущий праздник - Крещения. Сегодня – Крещенский Сочельник. Желаю всем добра и счастья. И желаю всем верующим, чтобы в конце этого месяца 28-29- го января на Поместном соборе Русской Православной Церкви был избран Патриарх Московский и всея Руси. Лично я, если бы мог проголосовать, я отдал бы голос за большого человека, за большого служителя Богу, - за широко известного достойного человека, за владыку Кирилла».

Пресс-служба народного депутата Украины Л. Грача

Дополнительная информация