Леонид Грач

Ложь, которая убивает

Госкомстат Украины на днях опубликовал данные за четвертый квартал 2009 года. Они свидетельствуют о том, что экономической спад так и не был остановлен. Валовой внутренний продукт в постоянных ценах 2007 года снизился на 7% по сравнению с аналогичным кварталом 2008 года. Данные о динамике ВВП за весь год в публикации Госкомстата отсутствуют, судя по всему, их не решились обнародовать.

Это значит, что меры, которые предпринимались властью, оказались неэффективными, они так и не смогли остановить приближающуюся экономическую катастрофу. Ее дыхание явственно чувствуется. У государства нет средств для поддержания социальной сферы даже в том жалком виде, в котором она протянула до наших дней. Продолжается снижение уровня жизни, а соответственно и потребительского спроса. Поэтому в апреле-мае нас ожидает новая волна увольнений, которая затронет не только ориентированные на экспорт отрасли, но и предприятия, работающие на внутренний рынок. Органы местного самоуправления практически всех городов и поселков находятся на грани банкротства и в скором времени просто не смогут выполнять свои обязанности из-за отсутствия средств в городских бюджетах.

Однако украинское общество в подобной ситуации проявляет странное, необъяснимое на первый взгляд, спокойствие. В странах, где положение дел значительно лучше, прошли массовые выступления с требованиями сохранить рабочие места, предоставить дополнительные социальные гарантии тем, кто рискует потерять работу, увеличить социальные льготы и выплаты. У нас ничего подобного не было. Более того, социологические опросы показывают, что социальная пассивность в последние месяцы даже несколько возросла.

Дело в том, что власть сознательно деморализует украинское общество, скрывает от него истинное положение украинской экономики, откровенно врет, рассказывая разного рода небылицы про скорый выход из кризиса. Украинская экономическая модель, сложившаяся в последние 15 лет, показала полную непригодность в условиях экономического кризиса. Но олигархические группировки не собираются отказываться от нынешнего курса, обеспечивающего им экономическое и политическое господство. А потому они всеми силами поддерживают уже не работающие экономические механизмы, пытаясь отдалить наступление неизбежного краха.

Общество при этом усиленно пичкают ложью, которая стала сущностью украинской государственной и политической жизни. И было бы ошибкой полагать, что манипуляции общественным сознанием направлены исключительно на то, чтобы предотвратить формирование массового социального протеста. Украинское общество хотят лишить будущего, опорочив и дискредитировав идеалы и достижения прошлого: общественное устройство, основанное на принципах интернационализма и социальной справедливости, создание мощной экономики, подъем науки и культуры. Но главные усилия прилагаются для того, чтобы отобрать у нашего народа Победу в Великой Отечественной войне, изобразив сражение с фашизмом не как битву со страшным злом, грозившим уничтожением мировой цивилизации, а как столкновение двух тоталитарных систем по сути дела, дескать, ничем не отличавшихся друг от друга.

Легко понять, для чего это делается. Победа в Великой Отечественной войне, стоившая народу Украины огромных жертв и потребовавшая небывалого напряжения сил, является важнейшим событием нашей истории. Если же войну против гитлеровского рейха представить как конфликт тоталитарных режимов, то главная победа нашего народа оборачивается катастрофой. По логике этих идеологических уродов получается, что советским гражданам пришлось заплатить миллионами жизней только для того, чтобы одна тоталитарная система взяла верх над другой, столь же кровавой и бесчеловечной. В подобном свете наш народ предстает не победителем, а жертвой.

Сторонники тезиса о тождественности «коммунизма» и «фашизма», сами того не замечая, повторяют измышления гитлеровской пропаганды о неспособности восточнославянских народов к самостоятельной государственной жизни и государственному творчеству. А поэтому современные неофашисты мало чего хорошего могут сказать о собственном народе, который жертвует миллионами своих лучших представителей для того, чтобы защитить власть, которая его грабит и убивает. Из этого следует, что подобный народ вполне соответствует словам Гитлера об украинцах, якобы не способных к самостоятельному мышлению и не испытывающих никаких духовных потребностей, кроме пения песенок. Впрочем, вполне возможно, что мы недооцениваем нынешнюю олигархическую группировку, которая может способствовать утверждению подобных воззрений совершенно сознательно, закрепляя таким образом свое право по собственному произволу распоряжаться национальными богатствами Украины, оправдывая свое стремление отказаться от полноценного государственного суверенитета в обмен на поддержку со стороны руководства ЕС и администрации США.

Есть еще один очень важный принцип. Победа в Великой Отечественной войне объединяет все народы Советского Союза, которые воспринимают ее как главное событие своей собственной истории. Не так давно во всех бывших советских республиках было проведено исследование, которое показало, что лишь два исторических событиях: Великая Отечественная война и развал Советского Союза в 1991 году рассматриваются как важные и значимые гражданами всех государств, образовавшихся на территории СССР. Если удастся уничтожить или хотя бы дискредитировать память о Победе, то тогда общим для общественного сознания бывших республик СССР останется только воспоминание о развале союзного государства. Соответственно, исчезнет и духовная основа для восстановления экономического и внешнеполитического союза, который позволил бы многим республикам (в том числе и Украине) сохранить экономический потенциал, государственный суверенитет и культурную самостоятельность.

Справедливости ради нужно заметить, что кампания по насаждению тезиса о тождестве «коммунизма» и «фашизма» идет не только в бывших советских республиках, но и во всей Восточной Европе. Особенно усилилась эта кампания с началом мирового экономического кризиса. В ее поддержку 3 июля 2009 года была принята даже специальная резолюция Парламентской ассамблеи ОБСЕ, уравнивающая СССР и фашистскую Германию, вопреки исторической справедливости возлагающая на советское государство и гитлеровский рейх равную ответственность за развязывание войны. Подобное пренебрежение к здравому смыслу и исторической правде становится легко объяснимым, если вспомнить, что народы Восточной Европы, по которым чрезвычайно сильно ударил глобальный кризис капиталистической экономики, еще относительно недавно жили в условиях социализма, а потому были защищены от потрясений, которые приходится переживать капиталистической системе. Поэтому восточноевропейская верхушка решила предотвратить увеличение влияния политических партий, выступающих за восстановление социалистического строя.

Но если интересы украинской и восточноевропейской политической элиты хорошо понятны, то трудно объяснить, почему тезис о тождестве «коммунизма» и «фашизма» не встречает отторжения в обществе. Конечно, об общественной поддержке подобного бреда нет и речи. Однако украинское общество практически не сопротивляется действиям власти, направленным на дискредитацию советского строя и героизацию гитлеровских пособников. Это, на мой взгляд, является чрезвычайно опасным признаком. Подобное поведение общества нельзя объяснить только политическими манипуляциями. Очевидно, что политика, направленная на то, чтобы лишить важнейшие социальные группы способности к самостоятельному мышлению, постепенно приносит свои плоды. Многим людям становится все труднее отличить видимость от сути.

Власть при этом сознательно искажает существо дела, выдавая нарушения социалистической законности, к сожалению, принявшие широкий размах в конце 30-х годов, и трагические просчеты, ставшие причиной массового голода несколькими годами ранее, за проявления коммунистической идеологии. Каждому человеку, читавшему классиков марксизма-ленинизма, имеющему хотя бы общие представления о марксистской философии, очевидна полная несостоятельность подобного утверждения. Марксисты выступают за преобразование общества на основе принципа социальной справедливости, выступают против любых форм эксплуатации, стремятся к построению такой социальной системы, которая создавала бы благоприятные условия для развития и самореализации личности. Ключевую роль в марксистском мировоззрении играют идеи интернационализма и равенства всех людей, независимо от национальности, вероисповедания и расовой принадлежности. Это коренным образом отличается от идеологических систем, относящихся к нацизму и фашизму, основанных на признании народов и целых рас неполноценными, призванными служить истинным хозяевам жизни или вообще подлежащих уничтожению. Невозможно даже вообразить себе, чтобы в социалистическом государстве существовала «индустрия смерти», направленная на истребление «неполноценных» народов и этнических групп подобная той, которая была создана в нацистской Германии. Кстати говоря, украинские нацисты, состоявшие в ОУН-УПА, объявленные недавно борцами за независимость Украины, несут прямую ответственность за массовые убийства по национальному признаку, унесшие жизни десятков тысяч людей. Признание подобных деятелей героями – свидетельство такого глубокого общественного разложения, которое ставит под угрозу само функционирование социума.

Есть еще одна черта, радикально отличающая коммунизм от фашизма и нацизма, на которую часто не обращают должного внимания. Коммунистическая идеология обращается к лучшему, что есть в человеке. К его разуму, к чувству справедливости, к совести, к этическим представлениям. Она побуждает человека к деятельности во имя улучшения общества, ради уничтожения эксплуатации и неравенства. Нацистские и фашистские идейные системы взывают к самым темным инстинктам, пробуждают в человеке животное. Как известно, официальная идеология третьего рейха выступала против рационального объяснения явлений социальной действительности. В тезисах, разработанных высшей политической школой национал-социалистской партии, указывалось: «Национал-социализм не может быть доказан и не нуждается в доказательствах. Он обосновывает сам себя своей деятельностью, обеспечивающей жизнь общества». Поэтому политика нацистских режимов, поставленная на иррациональную основу, призванная удовлетворить жажду насилия и власти, могла быть направлена исключительно на унижение и порабощение других народов, на создание иерархического общества, где отрицаются традиционные моральные и нравственные нормы.

Нельзя забывать о том, что гитлеровский режим сумел утвердиться исключительно благодаря неприкрытому насилию. На протяжении 1933-1934 гг. нацистскими штурмовиками были убиты тысячи профсоюзных и политических активистов, руководители левых партий, деятели прогрессивного движения. Сотни тысяч были похищены и избиты до полусмерти, страх перед повторением подобной расправы заставлял людей покидать страну или отказываться от общественной и политической деятельности. И организационное и идейное возрождение нацизма, которое осуществляется сегодня в нашей стране, создает реальную опасность того, что подобные события могут произойти и в нашем обществе. Нельзя забывать о том, что в 1923 году нацисты были жалкой кучкой, открытое выступление которой было без труда разогнано. А к 1934 г. они получили неограниченную власть, подчинили себе судебную и правоохранительную систему, не скрываясь, пытали и убивали своих политических противников.

К сожалению, западноевропейские правительства, жестко подавляющие любые проявления нацистской идеологии в собственных странах, но закрывающие глаза на возрождение украинского фашизма повторяют ту же ошибку, что и французские и британские политики, допустившие утверждение нацистских режимов в Италии, Германии и некоторых странах Восточной Европы. Тогда казалось, что нацизм может быть использован для подавления коммунистического и рабочего движения. Теперь мириться с возрождением фашизма заставляет страх перед возвращением народов СССР и восточноевропейских стран к социализму, стремление предотвратить восстановление союзного государства. Процессы, идущие сегодня в украинском обществе, могут закончиться печально, если только силы, осознающие свою ответственность за судьбу страны, не объединятся для противодействия нацистской угрозе.

Для этого необходимо прежде всего прекратить всякие заигрывания со сторонниками нацистских идей. Недавно я слышал, как крупный ученый, придерживающийся к тому же прогрессивных взглядов, сказал, что не стоит противодействовать тем, кто хочет видеть в Бандере героя, а нужно лишь противопоставлять ему других исторических деятелей. Это недопустимая позиция. Нужно твердо заявить, что ни Бандера, ни его приспешники, ни какие-либо другие сторонники фашизма и нацизма не могут считаться ни героями Украины, ни борцами за независимость нашей страны. Нужно уничтожить политическую основу для возрождения фашизма, присоединившись к соглашениям в рамках единого экономического пространства, заключив оборонный союз с Россией, Беларусью и Казахстаном, раз и навсегда отказавшись от курса на вступление в НАТО. Если мы этого не сделаем сейчас, то через два-три года будет уже поздно. В условиях глубокого социально-экономического кризиса, сопровождающегося моральным разложением общества, народу Украины может быть навязан курс, полностью противоречащий его интересам. При этом подобному курсу может быть обеспечена даже формальная поддержка на некоем подобии референдума.

Лжи, разрушающей и убивающей украинское общество, мы можем противопоставить только одно: нашу открытую и честную позицию. Нам нечего скрывать и нечего бояться. За нами историческая правда. За нами опыт и мудрость нашего народа. За нами завоевания и достижения восточнославянской цивилизации, которые мы обязаны сохранить для наших потомков.

Леонид Грач, народный депутат Украины,
Председатель Общественного Совета по защите конституционных полномочий Автономной Республики Крым

Дополнительная информация