Леонид Грач

События: Я вытащил Куницына из Красноперекопска, и мне стыдно за него - ГРАЧ

О подготовке Блока Грача "За новый Крым" к местным выборам, о вновь обострившемся конфликте с главой Севастопольской горгосадминистрации Сергеем Куницыным и о том, когда у крымских коммунистов появится новый лидер, первый секретарь Крымского рескома КПУ Леонид Грач рассказал "Событиям".

"СобЫтия": Леонид Иванович, Вы неоднократно заявляли о криминализации крымской власти. Как думаете, с президентством Виктора Януковича ситуация изменится?

ЛГ: Ему (Януковичу. – Ред.) предстоит доказать заявленный им тезис, что он будет бороться против коррупции. Коррупция является основой криминализации всех отношений на Украине и прежде всего в Крыму. Четыре прошедших года в автономии властвовали регионалы, поэтому им ничего не остается, как бороться. Но они Януковичу уже предложили антикоррупционный тест, что ему как гаранту Конституции или придется среагировать на антиконституционные действия своих однопартийцев, прежде всего руководства Верховного Совета и Анатолия Гриценко и иже с ними, или первый же блин окажется комом. Это касается назначения даты выборов в крымский парламент. Конституционные полномочия крымского парламента заканчиваются 12 мая, и дальше у нас получается вакуум, который ничем нельзя заполнить, никаким решением. Помимо этого, Конституционный суд уже отказал в продлении полномочий крымскому парламенту, и это решение обжалованию не подлежит.

Вот и посмотрим, будет ли бороться Виктор Янукович в Крыму с коррупцией и криминалитетом. Ведь сегодня именно в Крыму во власти находится больше всего представителей криминалитета, которые, естественно, осуществляют коррупционные действия.

"СобЫтия": Вы активно готовились к местным выборам 30 мая. Как расцениваете их перенесение?

ЛГ: Верховная Рада Украины в очередной раз (ей не привыкать) проявила безумие. Ведь речь идет не о местных советах, которые, по Конституции, еще могут год поработать, а о том, что сельские, поселковые и городские головы в марте исчерпают свой лимит полномочий. И продлить его задним числом хоть на день никто не имеет права. Для этого нужно внести изменения в действующую Конституцию, для чего (уже даже ежу понятно) нужно два сессионных раздела: если начать подготовку к внесению изменений в этой сессии, то их можно внести только в сентябре. Тогда встает вопрос: сельский, поселковый, городской голова, который наделен определенными полномочиями, правом подписи, - кто он такой? Вот какой бардак из-за боязни народа! Потому что на местных выборах народ может повести себя совершенного по-другому, нежели на президентских выборах. Из-за этого, собственного говоря, и поломали до конца правовую основу страны. И из этого бардака - и юридического, и политического – иного выхода, как возвращения назад в правовое поле, нет.

Что касается выборов в крымский парламент, то мы будем требовать и ждать реакции гаранта Конституции. Но самое главное - у нас уже готов судебный иск, и мы уже готовы пойти в административный суд с правовой претензией к Верховному Совету и его руководству, которое грубо нарушают и Конституцию, и решение Конституционного суда.

"СобЫтия": Сейчас все чаще говорят о том, что на местные выборы в Крыму Грач пойдет с Василием Волгой, а Валерий Иванов с Петром Симоненко. Насколько это соответствует действительности?

ЛГ: То, что Грач пойдет с Волгой, – вопросов нет. А об Иванове просто нужно забыть. Иванов и Симоненко - это несоизмеримые величины. Горького опыта политической любви между Витренко и Ивановым достаточно всем. А потом, а кто такой Иванов? У него что, есть какая-то структура? Или Петр Николаевич не руководит и не является лидером коммунистической партии или какой-нибудь другой?

"СобЫтия": Сколько планируете получить мест в крымском парламенте?

ЛГ: А все 120%. (Смеется.) Чем больше, тем лучше.

"СобЫтия": Мэр Керчи Осадчий говорил, что на президентских выборах будет поддерживать Януковича, а на местных пойдет с вашим блоком. Вы готовы к сотрудничеству с ним? Что оно даст вам и ему?

ЛГ: Я думаю, что это его (Осадчего. – Ред.) гражданская позиция. И надо отдать Олегу Владимировичу должное: он это открыто высказывал Виктору Федоровичу полгода назад и во время избирательной кампании. Это, кстати, и его негативная оценка нынешнего руководства автономии - Анатолия Гриценко и Виктора Плакиды. Да и чего плохого нам, если мэр такого серьезного, крупного города, лучший мэр в Крыму поддержит блок Грача?

"СобЫтия": Говорят, местные ячейки КПУ недовольны вами и готовят своеобразный бунт…

ЛГ: Оставьте эти грезы, они никогда не сбудутся. Как никогда, сильна крымская партийная организация, и у меня нет никаких проблем с точки зрения доверия со стороны абсолютно подавляющей массы коммунистов Крыма к моей фигуре. Так что это не то что надуманный вопрос, это, по меньшей мере, мечта идиота.

Это все идет от тех, что были изгнаны из партии, они сегодня никому не нужны. Если уже пошли под Аксенова (сопредседатель движения "Русское единство" Сергей Аксенов. — Ред.) те, которых мы выдворили, ну и пусть ходят под ним, нас это не щекочет.

"СобЫтия": А под Аксенова много ушло?

ЛГ: Полтора человека. Сейчас один из них на митингах держит знамя "Русского единства", все нормально, у них нет проблем перейти с одного места на другое. Но такие никому не нужны.

"СобЫтия": Некоторые политики, например Сергей Куницын, говорят о том, что вам скоро придется покинуть пост лидера крымских коммунистов...

ЛГ: Я бы Сергею Владимировичу пожелал в его годы иметь хоть какую-то политическую культуру и совесть. Грач находится в коммунистической партии с 1968 года как кандидат, а с 1969 как член партии, и он до гробовой доски останется в компартии и будет столько лидером крымских коммунистов, сколько жизнь ему даст сил, энергии и здоровья. Грач не Сергей Владимирович. Это Сергей Владимирович меняет партии как перчатки. Он как герой фильма "Свадьба в Малиновке": власть переменилась - и картуз поменял. Что, забыли, как он с Аптером (Яков Аптер (1940-1993 гг.) – лидер партии "Союз поддержки Республики Крым". – Ред.) бегал в свое время, забыли, как он бегал с НДП и как это все предавал? Забыли, как побежал в Единый центр к Крилю, потому что тогда Балога был в фаворитах? Это все побоку! Теперь пытается где-то при чем-то, при ком-то присоседиться, в данном случае при Партии регионов. Ему очень хотелось бы. Я ему желаю здоровья и побольше ума.

"СобЫтия": Сергей Куницын резко критикует вас, вы его. Что послужило причиной очередного ухудшения ваших взаимоотношений?

ЛГ: Причина одна: Сергей Владимирович, в принципе, в жизни мало чего стоит и ничего не сделал. Он уже теперь рассказывает, как принимал крымскую Конституцию, но есть все свидетельства, как он с первого шага, по сути, ее свергал, не давал принять. Он не ездил никогда на строительство ни вокзала, ни КрымАвтоГаза, теперь же рассказывает, что он герой. Мне просто стыдно слышать. Мне почему стыдно? Потому что я его из Красноперекопска вытащил. Я его вытащил!

А чего сейчас обострилось? А потому что Сергею Владимировичу деваться некуда, все, он, как заяц, мечется в этой обстановке и не знает, кому продать свое тело. Не думаю, что регионалы купят. У меня в Крыму постоянный авторитет, я человек постоянный во всем - во взглядах, в своих действиях и в преданности Крыму.

"СобЫтия": Коммунисты неоднократно собирались отправить в отставку крымского спикера Анатолия Гриценко, но в последний момент отказывались от этой затеи. Почему?

ЛГ: К сожалению, не поддержали ни Куницын, ни Сенченко (лидер Крымской организации БЮТ. - Ред.). Я вообще предрекаю, что регионалы в ближайшие дни сами поставят вопрос о его замене.

"СобЫтия": Каким вы видите свое политическое будущее?

ЛГ: Оно у меня уже состоялось. Я прожил великую политическую жизнь. В моей биографии есть два великих события, и не только для Крыма. Потому что, если б в Крыму были другие обстоятельства, то было бы плохо везде. Это референдум 20 января 1991 года и 21 октября 1998 года - Конституция Крыма. Пусть хоть один политик вытащит два таких великих дела на алтарь.

Более того, я состоялся в советский период. У меня головокружительная карьера - до первого секретаря областного комитета партии дошел. Так что пусть завидуют такой карьере политические недруги, а нормальные люди изучают.

"СобЫтия": У вас много друзей и врагов. Кого больше?

ЛГ: Друзей, как и денег, не должно быть много. Этому жизнь меня научила. После 1991 года я категорически поменял понятие, что такое друг и как к нему относиться. Когда я был молодым секретарем обкома, потом вторым, первым, мне казалось, что у меня пол-Крыма друзей. А когда наступил сентябрь 1991 года, когда изгой, когда никому не нужен, друзей остались единицы, а все остальные прятались, боялись, переходили на другую дорогу. Так что я цену дружбы знаю не понаслышке. У меня есть настоящие друзья, с которыми я пройду, как говорится, до конца жизни, но их не много. Об одном, к сожалению, отсутствующем, могу сказать: я с 1974 года дружил с Юрием Иосифовичем Богатиковым. Это дружба была самая искренняя, самая большая. Она была всем видна, она не была конъюнктурной, я не пел за него, а он за меня не делал мои политические дела. Но мы были и соратниками, и друзьями, делились, особенно после 1991 года, последним куском хлеба друг с другом. Вот это дружба.

"СобЫтия": А врагов много?

ЛГ: Я думаю, настоящих, достойных врагов у меня нет. А вот недругов - это сявки, которые из-за угла боятся даже подойти, - их, наверное, много.

"СобЫтия": Леонид Иванович, как вы проводите свободное время, отдыхаете?

ЛГ: Отдых для меня - это короткие часы дома, с семьей и ежедневные прогулки рано утречком от своего дома аж в парк Таврического университета с моим любимым ретривером. Вот это мой отдых. А мне другого и не надо.

Беседовала Наталья Панченко

Дополнительная информация