Леонид Грач

Время отдавать долги

Негативные последствия экономического кризиса сказываются не только в социальной сфере. Точно так же, как под предлогом финансовых трудностей откладывается выполнение социальных обязательств, необходимость сосредоточиться на спасении экономики используют для отказа от реализации важнейших требований общества.

Мы уже неоднократно слышали, что ни статус русского языка, ни создание оборонного и внешнеполитического союза с Россией якобы не интересуют граждан Украины. Дескать под угрозой оказалось экономическое выживание украинского государства, и все устремления должны быть направлены исключительно на то, чтобы сохранить хотя бы нынешний крайне низкий уровень жизни. Нам внушают, что все требования, не связанные с экономическими вопросами, - всего лишь бессмысленная демагогия, мешающая заниматься делом.

В действительности, украинское общество не сможет остановить развитие кризиса до тех пор, пока не решит стратегические проблемы. Без этого все попытки создать эффективную экономическую модель напоминают строительство детьми песочного замка, разваливающегося при первом неосторожном прикосновении. Современный мир, столкнувшийся с труднопреодолимыми вызовами и угрозами, становится все более опасным и жестоким. И перспективы выжить в нем есть только у тех стран и цивилизаций, которые ясно осознают свои интересы и умеют их отстаивать.

Поэтому Украина обязана как можно скорее определить стратегическое направление национального развития. Сегодня для этого сложились как будто бы благоприятные обстоятельства. На прошедших президентских выборах украинские граждане ясно высказались за сохранение Украины в пространстве восточнославянской цивилизации и укрепление связей с другими государствами восточнославянского мира и прежде всего с Россией. Именно это обеспечило победу Виктору Януковичу, так как он, по сути, не предложил ни экономические, ни социальные преобразования, которые можно было бы рассматриваться в качестве реальной альтернативы той политике, которая проводилась Ющенко и Тимошенко. Однако украинские избиратели хорошо понимают, что курс на укрепление восточнославянского единства затронет не только внешнеполитическую сферу, но и приведет к социально-экономическим преобразованиям в общественных интересах.

Важнейшей составляющей такого курса должны стать решения, гарантирующие свободное использование русского языка во всех сферах общественной жизни. Русский язык и русская культура, в формирование которой внесли огромный вклад представители украинского народа, в рамках восточнославянского пространства и в примыкающих к нему странах, давно приобрели интернациональный статус. Они объединяют восточнославянскую цивилизацию, создают основу для взаимодействия и сотрудничества между составляющими ее этносами и государствами. Необходимость свободного использования русского языка обуславливается не только выбором внешнеполитической стратегии, отвечающей национальным интересам Украины и настроениям украинского общества, но и задачами, связанными с достижением общественного единства. Пока украинское общество остается расколотым и раздробленным, социально-экономические трудности, которые в ближайшие годы будут только нарастать, будут порождать все новые межрегиональные и межэтнические противоречия и резко усиливать уже существующие. Нужно, чтобы общество объединяло усилия в решении возникающих проблем, не пыталось найти виноватых, не обвиняло во всех бедах жителей других регионов и представителей иных этнических групп. А для этого крайне важно создать условия для активного участия всех украинских граждан в социальной и политической деятельности.

Несколько лет назад я написал ряд статей, в которых призывал к созданию предпосылок для формирования украинской политической нации, подчеркивая, что, если ее формирование не начнется до наступления глобального экономического спада, нам будет очень трудно преодолеть кризис. К сожалению, никаких шагов в этом направлении так и не было сделано. Более того, Ющенко получил возможность практически беспрепятственно проводить политику, направленную на разделение и раскол народа Украины. Как известно, кризис Украина переживает тяжелее, чем другие страны мира. И это во многом связано с раздробленностью украинского общества, которая порождена олигархическим господством, евро-атлантическим курсом власти и стремлением проамериканских сил превратить этнический национализм в официальную государственную идеологию. Времени в нашем распоряжении осталось совсем мало. Мировая экономика в ближайшие месяцы столкнется с новой волной кризиса, которая может оказаться для нашей страны смертельно опасной.

События последних лет лишь укрепили мою убежденность в том, что формирование украинской политической нации может начаться только после создания условия для свободного использования русского языка. Безусловно, такие меры укрепят наши связи с Россией и Беларусью, помогут проведению курса на экономическую интеграцию в рамках восточнославянской цивилизации и созданию оборонного союза с братскими государствами. Но свободное использование русского языка необходимо в первую очередь нам самим. И не только потому, что его считают своим родным более 20 миллионов украинских граждан, среди которых не только этнические русские, но и украинцы, венгры, словаки, греки, болгары, крымские татары. Русский - это язык, на котором они говорили в детстве, на котором они думают, общаются с друзьями и родными, пишут стихи и научные труды. Подобная распространенность русского языка уже сама по себе является достаточной причиной, чтобы обеспечить ему государственный статус. Не хочется вновь и вновь приводить примеры из европейской действительности, но, к несчастью, нашим националистам приходится напоминать общеизвестные факты из жизни Европы, куда они всеми силами стремятся, но достижения которой они вовсе не собираются усваивать. Шведы составляют лишь 5,7% жителей Финляндии. Тем не менее, шведский является государственным языком. В Швеции проживает около 5% финнов, но финский язык (наряду с саамским) может свободно использоваться в государственных учреждениях.

Подобная политика, направленная на создание условий для широкого использования тех языков, на которых говорит существенная часть населения страны, проводится во многих европейских странах. Замечу, кстати, что отношения шведов и финнов в прошлом были далеко не безоблачными, что не мешает им уважать язык и культуру друг друга.

Ситуация с русским языком в нашей стране принципиально иная. Это не просто язык этнических русских граждан Украины, это язык всего народа Украины, поскольку украинская культура имеет две составляющих — украиноязычную и русскоязычную. Отказываясь от этого двуединства украинской культуры, мы отказываемся не просто от значительной части культурного наследия (в том числе от всего творчества Гоголя и прозы Шевченко), но и от собственной культурной идентичности. Поэтому вытеснение русского языка исключительно в бытовую сферу, попытка уничтожить его как язык науки, образования и СМИ - прямая угроза для сохранения народа Украины как исторически сложившейся социокультурной общности.

Как же создать условия для свободного использования русского языка во всех сферах государственной, культурной и общественной жизни Украины? Казалось, разумнее всего было бы обеспечить ему государственный статус. Но, к сожалению, в условиях, когда политическое господство в парламенте государства захвачено проамериканскими силами, это практически невозможно. Победа на президентских выборах Виктора Януковича (которому еще только предстоит доказать готовность выполнять свои предвыборные обещания) и формирование новой парламентской коалиции (которой еще нужно доказать свою эффективность) только создали политические условия для снижения влияния проамериканских сил, которые не собираются сдавать позиции. Добиться изменения Конституции Украины, зафиксировав в ней государственный статус русского языка, сегодня, к огромному сожалению, невозможно из-за того, что нет в наличии необходимых 300 голосов в парламенте.

Однако в силах простого парламентского большинства принять Базовый Закон, который гарантировал бы свободное использование русского языка и развитие языков национальных меньшинств. Подобный законопроект существует. Он создан мною в сотрудничестве с трагически погибшим Евгением Кушнаревым и Василием Волгой, который в результате антиконституционных досрочных выборов утратил мандат народного депутата. Поэтому продвижением данного законопроекта мне приходится заниматься самостоятельно. Правда, пока что не удалось добиться внесения его в повестку дня Верховной Рады Украины для того, чтобы проект Закона Украины “О языках Украины” был поставлен на голосование, которое станет важнейшим показателем единства нового парламентского большинства и его способности добиваться реализации своих предвыборных обещаний.

Принятию закона, гарантирующего свободное использование русского языка и закрепляющего права языков национальных меньшинств, всеми силами пытаются помешать бютовцы, нашеукраинцы и примкнувшая к ним самооборона. Это легко понять: ни проведение курса на укрепление восточнославянского единства, ни объединение украинского общества не отвечают их интересам. Против принятия закона возражают на том основании, что все возможные гарантии предусмотрены, мол, соответствующими статьями Конституции Украины и Европейской Хартией региональных языков и языков национальных меньшинств, к которой присоединилась и наша страна. Таким образом, пытаются подменить понятия и запутать общественное мнение. Наличие в Конституции соответствующих статей и подписание Хартии, напротив, делает необходимым принятие закона, создающего механизм реализации прав и возможностей, предусмотренных этими документами. Конституция Украины лишь провозглашает права и обозначает общие правовые принципы, а Хартия декларирует важность свободного использования языков, но уделяет основное внимание тем языкам, которые оказались под угрозой исчезновения. Действительно, чрезвычайно важно, чтобы у носителей болгарского или молдавского языков была возможность передать его своим детям, а их соседи были бы заинтересованы в том, чтобы изучать и сохранять язык и культуру национальных меньшинств, проживающих с ними в одном регионе. Перед нами, как я уже говорил, стоит другая опасность: вытеснение русского языка из науки, культуры, образования и СМИ в бытовую сферу, которое болезненно скажется на украинской национальной идентичности.

Законопроект «О языках Украины» закрепляет за человеком право свободно относить себя к одной или нескольким языковым группам, получая необходимые возможности для культурной и языковой самореализации. Это чрезвычайно важно в современных условиях, когда этническое происхождение и родной язык часто не совпадают. Какой язык, к примеру, является родным у человека, у которого мама - гречанка, отец — украинец, но выросшего в Крыму или в Мариуполе, а потому с детства говорившего по-русски? Соответственно, каждая языковая группа, независимо от численности, получает возможность реализации прав, связанных с развитием и использованием данного языка. Это, конечно же, никак не угрожает статусу украинского языка как государственного, официального языка политики и власти. При этом язык той или иной языковой группы может получить статус регионального языка, если численность его носителей составляет не менее 10% от населения региона, или такое решение будет принято органами местной власти (например, чтобы спасти от исчезновения язык национального меньшинства). Региональные языки свободно используются в местной общественной жизни, в рекламе и СМИ, а русский язык также должен сохраниться как язык образования и науки, естественно, наряду с украинским, работе госучреждений, судов, милиции, прокуратуры, органов здравоохранения. Во внесенном мною базовом Законе предусматривается внесение соответствующих изменений в 22 действующих Закона Украины.

Казалось бы, в данном законопроекте нельзя увидеть что-либо, кроме стремления добиться реализации культурных и языковых прав украинских граждан и создать условия для консолидации украинского общества. Однако Комитет Верховной Рады Украины по вопросам культуры и духовности решил, что законопроект направлен на «сужение сферы использования украинского языка», а потому рекомендовал его отклонить. Отрицательное заключение подписал глава Комитета — Владимир Яворивский. И этим все сказано.

У меня нет никаких сомнений в том, что бывший советский писатель В. Яворивский отлично понимает, что статусу украинского языка никак не угрожает ни свободное использование русского, ни защита языков национальных меньшинств. Им при составлении рекомендации двигали совершенно другие мотивы. Чтобы понять их достаточно вспомнить его высказывание, сделанное им в одном из интервью три года назад: «Мы 350 лет были подстилкой России, и ни одного дня - Америки, а стоило бы попробовать».

В этой фразе концентрированно выражена вся идеологическая позиция проамериканских сил. Они хотели бы дискредитировать и оклеветать совместное прошлое восточнославянских народов, чтобы вырвать Украину из восточнославянского пространства и превратить ее в сателлита США. Ради этого они готовы пожертвовать и национально-культурной идентичностью украинского народа, и единством украинского общества. И сегодня главный вопрос в том, будет ли и дальше украинский парламент идти на поводу у проамериканских сил, или украинское общество все-таки получило с победой Виктора Януковича шанс на перемены к лучшему.

Голосование по проекту Закона «О языках Украины» даст нам ясный ответ, показав истинную расстановку сил в Верховной Раде и продемонстрировав подлинные позиции политических сил. Украинские политики получили шанс выполнить свой долг перед обществом. Посмотрим, сумеют ли они им воспользоваться.

Леонид Грач, народный депутат Украины,
Председатель Общественного Совета по защите конституционных полномочий Автономной Республики Крым

Дополнительная информация