Леонид Грач

Л. Грач: «Дружба президентов - хорошо, а народов - лучше».

Украинский филиал Института стран СНГ, Институт стран СНГ в Севастополе при поддержке головного Института стран СНГ и ряда других организаций 12 и 13 октября 2010 года провели в Симферополе и Севастополе две международные научно-практические конференции, объединённые задачей реабилитации федеративной идеи на Украине: «Статус Крыма и международно-правовой опыт автономии», «Особый статус города Севастополя и его реалии».

К участию в конференциях были приглашены ведущие политики, политологи и ученые Украины, России и других стран.

Участвовавший в работе конференции в Севастополе народный депутат Украины, первый секретарь Крымского рескома Коммунистической партии Украины, председатель Общественного Совета по защите конституционных полномочий АРК Леонид Грач в своем выступлении затронул ряд вопросов, касающихся внутренней ситуации на Украине и в Крыму, выразил тревогу в связи со все более усиливающейся угрозой уничтожения Автономии.

Обратил внимание участников конференции на непоследовательность и непостоянство политического поведения Президента Украины В. Януковича, не пожелавшего вспомнить ни об одном из своих предвыборных обещаний. «Такого обмана, который состоялся со стороны Виктора Федоровича, после того, что он наобещал и ничего не сделал по русскому языку, Единому экономическому пространству и др., и представить не могли!»

Л. Грач прямо сказал: Виктор Федорович является продолжателем дела Виктора Андреевича. А в целом, по словам политика, нет никакой разницы между предыдущими президентами (Кравчуком, Кучмой, Ющенко) и нынешним (Януковичем). Если говорить о государственном курсе – то изменений нет. Уровень риторики не в счет. Это касается и внешнеполитической, и внутренней сферы, как Крыма, так и Севастополя. Позиционировавший себя перед выборами как пророссийский кандидат в президенты, В. Янукович с приходом к власти не предпринимает тех решительных шагов к укреплению украинско-российских отношений, которых уже заждались в обществе, не защищает конституционные полномочия автономия, запретил принятие закона о статусе города-героя Севастополя.

«Янукович не скрывает, что для него главным ориентиром являются те приоритеты, которые диктует Международный валютный фонд. У него с уст срывается какая-то «евроинтеграция». Но какая именно – он и сам не знает. Потому что туда не с чем идти, и там Украину никто не ждет».

«Он по сути ничего не делает не просто в направлении сближения двух братских народов, а, самое главное, в развязывании узловых проблем, которые накопились за эти 19 лет в российско-украинских отношениях. Не стоит обольщаться фактом пролонгации пребывания Черноморского флота в Крыму. На этот шаг Президент и Премьер-министр пошли вынужденно вследствие тяжелой финансовой ситуации в стране, а Россия заплатила неимоверно высокую цену за то, что будет в том числе охранять украинский народ». «Принятие закона «Об основах внутренней и внешней политики», положение о внеблоковом статусе – все это не берется во внимание В. Януковичем, который продолжает в соответствии с наработками предыдущего руководства страны тесно сотрудничать с НАТО, давать гарантии дальнейшего укрепления этих связей и при этом наотрез отказывается от заключения таможенного союза, вступления в единое экономическое пространство, загоняет в тупик переговоры по разделу Керченского пролива (и в этом еще более «преуспевает», нежели Ющенко), не говоря уже о предвыборном блефе - лопнувшем обещании государственного статуса русского языка».

«Не пора ли всем опомниться, и на Украине, и в России, наблюдая за двуличностью украинской партии власти? Да, дело руководства двух государств - как выстраивать отношения России и Украины. Но не надо сбрасывать со счетов, что это и дело народов».

Говоря о проблеме статуса Севастополя, Л. Грач выразил уверенность в безусловной необходимости дать севастопольцам право самим выбирать руководство, так, как это делается в других регионах Украины. Он напомнил, что в том наработанном ряде проектов по статусу Севастополя есть и его проект, которому уже восемь лет. «Но сколько бы ни разрабатывалось проектов по статусу Севастополя, все они как лежали мертвым грузом, так и остаются лежать невостребованными. Это происходит вследствие антикрымской установочной позиции той государственной линии в отношении полуострова и Севастополя, которую с прискорбным постоянством проводят все президенты постсоветской Украины, и Янукович в этом ряду не исключение. Он, как и тот же Ющенко, не намерен давать право севастопольцам сформировать власть тем путем, как это происходит во всех городах Украины. Севастополь -единственный город в системе органов власти Украины, который не имеет права избирать своего городского голову. Причины этого понятны: надо держать на коротком поводке. Кого? Севастопольцев? Крым? Но в любом случае ни людей, ни их позицию, ни менталитет никто не изменит. Общественные настроения были в широком смысле пророссийскими и такими же остаются. Не это ли и является основным движителем тех процессов в Киеве, которые практически ведут к ликвидации конституционных полномочий автономии?»

«По указанию В. Януковича уже разработан Министерством юстиции и зарегистрирован в Верховной Раде Украины проект о Совете министров Автономной Республики Крым, который разрушает конституционное поле автономии. В соответствии с этим законом высший представительный орган автономии становится филиалом исполнительной власти. Такого вообще еще никто не видел, но в Крыму это наяву происходит».

«Мой тезис уже десятилетие живет: когда я сказал в 2000 году, что готов днем и ночью встречать российский капитал хлебом и солью Если бы в Крым пришел, утвердился, создал бы рабочие места крупный российский капитал, не было бы той негативной ситуации вокруг пророссийских настроений, какая наблюдается сегодня. В настоящее время значимых примеров присутствия российского капитала в Крыму привести не можем. Ну, пансионат «Море» в Алуште. И все. А это значит, что действующий Президент Украины В. Янукович должен бы проводить такую политику, чтобы на разработку того же прикерченского шельфа зазывать не американцев или турков, а россиян». «Никогда никто в России и не поймет, и не простит, если Крым попытаются смять, раздавить. Россия не сможет от него отвернуться. Я не вмешиваюсь во внутреннюю политику Российской Федерации, но если говорить применительно к крымской проблематике, то уход Юрия Михайловича Лужкова - это страшнейший удар для крымчан. Его последствия отрицательно скажутся на крымской и севастопольской ситуации. Неизвестно, когда еще появится такой гигант, да и появится ли он вообще. Но вследствие этого у Януковича по Севастополю, по Крыму в целом, сегодня практически развязаны руки».

Л. Грач напомнил, что крымские коммунисты в начале этого года провели народное вече, посредством которого попытались привлечь внимание международной общественности к крымской проблематике. «Предупредили, к чему могут привести события по уничтожению автономного статуса. Указали на межнациональную, межконфессиональную рознь, укрепление ваххабизма. Обратились по дипломатическим каналам к государствам большой восьмерки, ОБСЕ, ООН. Реакции нет. Никто не заинтересовался возможностью реальной угрозы появления очага напряженности. Никто не сказал: погодите – автономия есть. Она сама восстановила свой статус. Она приобрела конституционные права, которые защищены в том числе в Конституционном суде. Эти права попираются, и ситуация может быть накалена до такой степени, что автономия поставит вопрос о своей самостоятельности. Увы. Все наши попытки обратить взоры мировой элиты к Крыму оказались безуспешными (помимо народного вече со стороны крымских коммунистов проводились и другие соответствующие акции). Мы отдаем себе отчет, что сегодня и Россия в пикантном положении. Поднять вопрос о возврате полуострова в Россию - это поставить ее в крайне неудобное положение. Потому что международная общественность предъявит обвинение в перекройке границ. (Но, к слову, события в Южной Осетии и Абхазии отнюдь не относятся к перекройке границ. Там речь идет о судьбе народа, который попросил защитить от уничтожения). В применении к Крыму надо понимать, какова геостратегическая роль его и Севастополя, какие аппетиты у претендующих на право хозяйничать в Крыму. Если в Абхазии хотели американцы только пришвартоваться, то тогда какое пекло может быть здесь? Вот еще почему столь важно подняться на защиту конституционных полномочий автономии». В связи с этим Л. Грач обратился к прибывшим на конференцию гостям из Москвы с просьбой убедить руководство Российской Федерации в том, что «дружба президентов - это хорошо, а народов все-таки лучше».

«Сегодня, как и вчера, для Киева Севастополь и Крым выполняют роль особого раздражителя. Поэтому тем более важно Севастополю и Крыму укрепиться (имею в данном случае моральную, общественную поддержку со стороны Российской Федерации), чтобы как можно более смягчить тот удар, который надвигается 31 октября. На Крым идет особая охота. В особенности на южный берег, где привлекательны земля и ее продажа. Нужно как можно быстрее и раньше остановить орду, которая во главе с Джарты по поручению Януковича объявила войну Крыму. Защитим Севастополь и Крым, ведь это нужно в первую очередь для нашего восточно-славянской православной цивилизации, для России, а потом для самих Севастополя и Крыма. Не защитим – задача откровенная: смять позицию Крыма. Они считают, что с Севастополем уже расправились, потому что голову не избирают. Уровень этих людей мы знаем с советского периода. И можем достоверно прогнозировать их дальнейшие шаги. Им осталось сделать то с Севастополем и Крымом, чтобы завтра Россия ничего не могла сказать, и чтобы завтра могли в Крыму появляться те, кто является всегда непрошенными гостями».

Галина Мамыко, помощник народного депутата Украины

Дополнительная информация