Леонид Грач

Эссе о людях

Марксисты не могут стоять на обычной точке зрения интеллигента-радикала с его якобы революционной отвлеченностью: «никаких авторитетов».
Нет. Рабочему классу, ведущему во всем мире трудную и упорную борьбу за полное освобождение, нужны авторитеты В.И. Ленин

Я имел возможность присутствовать на внеочередной Крымской республиканской конференции КПУ (15-10-11).

Что меня поразило, и в какой-то степени тронуло, так это то, что люди отнеслись ко всем тем перипетиям, что случились с Грачом Л.И. и с его неизменным соратником Аксютиным Ю.Е., как-то по деловому, собранно, без истеричности, типа "все пропало".

Выступления Штепы Н.П. и остальных товарищей были направлены не столько на сетование на произвол ЦК, сколько заглядыванием вперед, на перспективу. Наталья Петровна дала развернутую характеристику ситуации, расставила акценты и высветила задачи. И выступающие в своих выступлениях как бы стали содокладчиками - не повторялись, а расширяли сказанное. Такое было ощущение, что у нас нет правовых проблемы с ЦК, а есть проблемы внутрипартийные, идеологические и организационные. Это говорит только об одном, что люди уверены в своей правоте, а это многого стоит. Что бы ни случилось, на какой бы еще подлый шаг ни пошел оппортунистический ЦК КПУ, мы превозможем, и не надо тратить время попусту на сетование на ЦК, а надо работать, ведь в партии так много нерешенных проблем.

В своих выступлениях люди искали не столько личностное, субъективное, сколько проблему в самой партии, которая и спровоцировала конфронтацию, то объективное, которое так трудно найти, считая себя обиженным. А обиды не было, было чувство собственного достоинства и правоты.

И было видно, что победа нашего рескома куется сегодня, сейчас, здесь. Как бросалось в глаза утром, человек вроде бы и улыбается, а глаза сосредоточены, такое бывает у спортсмена перед схваткой. Люди не знали, что будет, как все пойдет. Мне почему-то пришли на ум слова гладиаторов, а они и были с утра гладиаторами, говорившими: "идущие на смерть приветствуем тебя…".

Но вот этот деловой подход, который присутствовал у Грача, Аксютина, как бы был той живой водой, которую люди подходили и брали столько, сколько кому нужно, и как-то на глазах преображались, становились одним целым с ними. Я разговорился Юрием Евгеньевичем. Сколько у него оптимизма, силы духа! И понял, что здесь собрались не гладиаторы, а воины с победой. Их оптимизм не расслабил людей, ни от кого я не слышал и не видел эйфории шапкозакидательства, как обычно происходит с истеричными и пустыми людьми. Было видно, что эти люди - Л.И. Грач и Ю.Е. Аксютин - руководители с большой буквы. Как-то все происходило по-деловому, никто не ругал наших оппонентов, никто не искал врагов. Вот это молчание о бывших соратниках было на много красноречивей слов. Не хотел бы я быть на их месте. Апогеем конференции стало выступление Грача. Вышел человек, седой как лунь и по-деловому, без оправданий начал спокойно говорить о проблемах партии, о наболевшем, не о себе, а о партии, говорил уверенно, как о выстраданном, пропуская все через душу, что каждая душа сидящего в зале раскрывалась, и сердца начинали биться в унисон. И по помещению потянулся легкий ветерок силы, да именно силы, которую не видишь, но ощущаешь в сильном человеке, и эта сила росла, крепла, такое ощущение, как будто каждый из сидящих в зале, добавлял часть своей силы. Это трудно передать словами, это можно только ощутить, и эта сила накрыла зал. И люди преобразились, в них что-то изменилось, помолодели, взбодрились. Рядом со мной сидел Пархоменко Василий Ерофеевич, из Ялты, человек весьма пожилой, но глаза у него горели, дай бог молодому так выглядеть. И когда всуе было произнесено имя ставленника Симоненко, я посмотрел на людей, и их немые вопросы друг к другу – кто это? И получив ответ, я видел их реакцию, у них не было к нему негодования, презрения, а была жалость. Не хотел бы я чтобы обо мне так думали. И вообще в зале не было ненависти. И понял, как глуп и недалек Симоненко. Кого он против Грача выставил. Да и сам Симоненко в маем сознание как-то скукожился на фоне Грача, потому что стоял трибун, «Зрелище жизни великого человека есть всегда прекрасное зрелище: он возвышает душу… возбуждает деятельность!». (В.Г. Белинский)…

Я не понимаю, что мы за люди?

«Беда», а мы говорим о будущем, заглядываем наперед, а беду по боку. За свою жизнь я много видел совещаний, в спокойной обстановке, мы на совещанье спим. Или несем такую ахинею, что только держись. Никакого делово подхода, когда вроде бы есть все условия для плодотворной работы. Когда объявили одного деда, я испугался, это на самом деле так, я знаю, как они выступают, несут околесицу часа два. Но все пенсионеры говорили по-существу, были собраны и подтянуты, и их хотелось слушать. За эти несколько часов, что шла конференция, не чувствовалось усталости.

Я думаю, президиуму как никогда легко работалось, да и организация конференции была на высоте. Может и были какие-то огрехи, но на них мало кто обращал внимание. Даже нехватка мест, теснота сближала, а не разъединяла, все мелочное и суетливое не находило поддержки и исчезало само собой. Никто не зациклился на своих местечковых проблемах, все смотрели глубже и дальше. Но что интересное, не повторялись, если кто-то уже высказал то, что кто-то хотел сказать, то он сокращал свои выступления, а говорил о том, что не было сказано.

И главное люди не говорили о пустом…

Хочется коснуться и тех проблем, о которых говорили выступающие.

Но этому я думаю надо посвятить даже не одну статью, а ряд, и о проблемах сейчас не хочется говорить. Надо все осмыслить.

Ведь те проблемы, что поставил Иванов А.С., одним абзацем, да и статьей не раскрыть. Это задача теоретическая, ведь так все запущено, если ее не разрешить, мы останемся без молодежи. Партия стареет. Да и все те проблемы, о которых говорили другие выступающие, требуют теоретического осмысления, проблемы-то затронуты глубинные. Выступление Л.И. Грача дает основание думать, что в партии, в частности Крымской партийной организации, начнутся дискуссии, и теоретическая работа о насущных проблемах, которой никогда не было, не надо это отдавать на откуп записным теоретикам, партия сама должна думать, это коллективная работа.

«…ум десятков миллионов творцов создает нечто неизмеримо более высокое, чем самое великое и гениальное предвиденье». (В.И. Ленин)

В этих вопросах нет умных и статистов, каждый, как пчела несет в улей по миллиграмму нектара, так и каждый член партии вносит в нее что-то свое, один жизненный опыт, другой знания книг.

Крымская партийная организация была предтечей КПУ, она и сейчас должна стать колыбелью революционной теории. Лишь бы были честные дискуссии, чтобы каждый имел возможность высказаться. А этого требует изменение в редакционной политике, отчего-то придется отказаться. Я думаю, что Татьяна Семеновна найдет выход из создавшейся ситуации и партия ее поддержит.

Ведь мы столько много говорим о марксизме-ленинизме, что пора бы дать этому понятию определение. Не то определение, что дается в учебнике по марксизму-ленинизму, выпущенной при содействии института марксизма-ленинизма, а то определение, которое вкладывали в свое учение сами корифеи этого учения.

Интересно сказал Демусенко В.Ф., что оппонентов он в район не пустит, и всех проверяющих будит гнать взашей. Мне нравится такая постановка вопроса.

Да и многие к этому склоняются. Но желательно выработать общее правило. Как хочется, чтобы то единение, что присутствовало на конференции, сохранилось и дальше. Но все зависит от бюро, чем позже они обюрократятся, тем больше они успеют сделать полезного.

«Политический руководитель отвечает не только за то, как он руководит, но и за то, что делают руководимые им. Этого он иногда не знает, этого он часто не хочет, но ответственность ложится на него». (В.И. Ленин)

15-01-11
С. Сергеев

Дополнительная информация