Леонид Грач

«Проблемы в земельной сфере требуют незамедлительного решения»

Информация Председателя оппозиционного Совета министров АРК
В. Лысенко «О ходе земельной реформы в Автономной Республике Крым»

Уважаемые коллеги! Постановление Верховного Совета Украинской ССР «О земельной реформе» 18 декабря 1990 г. огласило с 15 марта 1991 г. все земли Украинской ССР объектом земельной реформы, поручив Совету Министров Украинской ССР и местным советам народных депутатов провести инвентаризацию земель всех категорий, и на основании этих материалов закрепить за гражданами, предприятиям, учреждениями и организациями их право на владение и пользование в порядке, установленном Земельным Кодексом Украинской ССР.

Земельная реформа является важной составной частью экономической реформы, осуществляемой в Украине в связи с переходом экономики государства к рыночным отношениям.

Проведение земельной реформы связано с изменением формы собственности, перераспределением земель, увеличением количества землепользователей и собственников земли, что требует выполнения большого количества обоснований, юридического удостоверения прав на земельные участки, государственной регистрации, соответствующей законодательной базы и финансирования.

Земельная реформа в Крыму вступила в активную стадию в 1999году после того, когда Президент Украины Л.Кучма, используя возможности, предоставленные ему переходными положениями Конституции Украины, согласно которыми его указы приравнивались к законам, издал указ №1529.99 « О неотложных мерах по ускорению реформирования аграрного сектора экономики», основные положения которого вошли в принятый 2001 году Земельный Кодекс Украины. Земля стала товаром, несмотря на то, что Верховная Рада Украины объявила мораторий на передачу земли в частную собственность.

По состоянию на 1 января 2011 земельный фонд Автономной Республики Крым составляет 2608,0 тыс.га, в том числе земли сельхозначения -1800,0 тыс.га,(69,0%), земли водного фонда - 211,0 тыс.га(8,0%), земли лесного фонда - 300,0 тыс.га( 11,5%), открытые земли - 128,0 тыс.га( 6,0%), болота - 5,0 тыс.га(0,2%), застроенная земли - 110,0 тыс.га (5,3%).

При реформировании аграрно-промышленного комплекса Крыма были разгосударствлены земли более 220 – сельхозпреприятий, в результате более 1,2 млн. га сельхозугодий были переданы в собственность крестьян. Обрели право собственности на земельный пай более 220 тыс. чел., из них получили сертификаты 217,3 тыс. чел., оформили Госакты на право собственности на землю взамен сертификатов 201 ,6 тыс. чел., а получили 186,4 тыс. чел. Крымчанам также было выделено более 650 тыс. участков земли общей площадью более 180,0 тыс. га.

Процесс реформирования земельных отношений в автономии, в целом совпадает с ходом реформы в Украине, но имеет две важные особенности.

Первая из них - массовое возвращение в Крым ранее депортированных Крымских татар, около 250 тыс. чел. нужно было разместить, обустроить, сформировать инфраструктуру территории. Многие были размещены в сельской местности, где они в силу многих причин, лишь частично стали членами позднее распаеванных коллективных сльхозпреприятий.

Вторая особенность - наличие южнобережных земель, цена которых значительно ( на несколько порядков) выше цен на землю, чем в других регионах. В советские времена контроль над землепользованием ЮБК осуществляла Москва. После 1991 года центральный государственный контроль ослаб, часть полномочий в 1995-1997 годы формально была передана Совету министров АРК, а затем местным советам. Влияние центра в основном проявлялось в лоббирование интересов отдельных чиновников и бизнес групп. Это привело к высокому уровню коррупции при принятии решений о выделении земли.

.Реализация права граждан на землю, гарантированного Конституцией Украины (ст.14), закреплено в новом Земельном Кодексе, однако правовая регуляция земельных отношений посредством одного Кодекса не возможна: вместе с ним их регулируют еще более 20 законов.

В целом, регулирование земельных отношений характерно юридическим дефицитом:

- нормы Кодекса и иных законов часто противоречат друг другу, особенно очевидно такое противоречие с законом о местном самоуправлении;
- понятия, используемые в Кодексе и законах, зачастую трактуются по разному;
-ряд подзаконных актов безнадежно устарел, но продолжает действовать;
- другие законы ( например, оптимизирующие и упрощающие процедуры регистрации собственности на недвижимость) напротив, не поддержаны соответствующими подзаконными актами, из-за нехватки финансирования и поэтому реально не применяются;
- для применения Кодекса базовый закон об административо-территориальной реформе до сих пор не разработан и не принят;
- границы многих населенных пунктов, районов и их территорий строго не определены и к тому же часто пересматривается.

Юридическая недостаточность, естественно, порождает необходимость ручного управления, принятия решений для данного конкретного случая и усиливает потенциальную возможность коррупции. Никаких административных, досудебных отмены ошибочных или незаконных решений, законодательством не предусмотрено. Например, в юрисдикцию местных советов входит выделение земельного участка гражданину, но регистрацию собственности на него целесообразно доверить иному институту, располагающему информацией о том, не воспользовался ли ранее этот гражданин правом на бесплатное получение участка.

Главный организационный институт реформирования и регулирования земельных отношений в Украине - Госкомзем, в Крыму - Рескомитет по земельным ресурсам, формально получили максимально широкие полномочия, но эффективность реализации минимальная.

Реформирование земельных отношений в автономии сопровождается отрицательными последствиями, среди них:

- рост социальной напряженности в сельской местности, из-за первоначальной практики выдачи паев пахотной земли только членам КСП, которые составляли только одну треть сельских жителей и лишь одну шестую часть проживающих в селах крымских татар (потом эта ситуация была урегулирована Указом Президента Украины).
-получаемые паи оказались неравноценными как в количественном, так и в качественном отношении. Их размер был связан с размерами угодий КСП и количеством пайщиков, которые для разных хозяйств существенно отличались. Кроме того, на распределение участков повлияли местные элиты: служебное положение отдельных граждан позволило получить им до 25 га лучших земель при среднем пае 5-7 га.
- рост межнациональной напряженности, связанный с депортированными гражданами по предоставлению земельных паев;
-обладатели паев, за редкими исключениями, не имели прямого доступа к сельскохозяйственной технике, необходимой для землепользования, средств для ее приобретения у них не было и нет, а механизмы аренды техники, почти повсеместно отсутствуют, что приводит к слабому использованию возможностей для более эффективного ведения хозяйства. Продать свои паи до сих пор они не имеют права ( действует мораторий), поэтому, как правило, сдают в аренду за символическую годовую оплату;
-активная теневая скупка земель, которая после окончания моратория на ее продажу приведет к кардинальным и пока не ясным социальным последствиям из-за появления крупных собственников земель- латифундистов;
-процесс оформления собственности на участок (пай) и получение Государственного акта оказался долгим, трудным и дорогим.
-отсутствует необходимые для управления реформой банки данных по инвентаризации участков и земельного кадастра в целом. С 1999 года из- 1028 населенных пунктов Крыма оценка земель выполнена на 15%. Объем выделяемых для этих целей ресурсов позволит только получить кадастр через 10 лет;
- отсутствие строгого учета розданных участков и жестких правил землепользования поощряет спекуляцию и попытки повторного получения новых участков;
-юридический дефицит и неопределенность территориальных границ поощряет практику ручного управления, открывает возможность коррупции;
-диспропорция и злоупотребление в принятых актах выделения участков провоцируют самозахваты.

Анализ эффективности земельного реформирования показывает, что рынок земли в Крыму коррумпирован, эффективность решений центральных органов не высока, их ресурсная и организационная поддержка, как правило, отсутствует. Одним из следствий этого, является отсутствие земельного кадастра, значить нет «правил игры» и эффективной государственной земельной политики. Нормативная база недостаточна, а возможности правоприменения невелики. Таким образом, существует большой пласт проблем, возникших в ходе осуществлении земельной реформы, в решении которых не хватает последовательной государственной политики.

Какие факторы, которые сегодня влияют на отсутствии такой политики: постоянные выборы депутатов представительных органов власти всех уровней , конкуренция между центральными органами и ведущими политическими силами после выборов, различия в полномочиях и сферах влияния органов власти всех уровней, сочетание политической, административной и этнической составляющих решений по земле и др. Анализ ситуации показывает, что с каждым годом усиливается конкуренция между основными государственными институтами власти за влияние на ситуацию в Крыму.

В этой борьбе институт Президента, в основном, действовал по линии политического давления на органы власти автономии и сформировавшие их элитные группы, а институт Кабинета Министров преимущественно работал на повышение управляемости экономики АР Крым.

Институт региональной власти Крыма действует в ситуации усилившегося давления со стороны института Президента Украины и недостатка ресурсов. Как следствие, руководство автономии фактически выступает лишь в роли посредника между местными советами, выделяющими землю, и гражданами, на нее претендующими.

В сложившихся условиях большинство местных советов принимают промежуточные решения, позволяющие в дальнейшем провести выделение земельных участков. Затягивание решения вопроса ведет к дальнейшему росту числа самозахватов и их участников, усилению противодействия этим акциям со стороны, в частности, русскоязычного населения и политических сил, защищающих его интересы.

В обществе усиливаются позиции радикальных политиков, как крымско- татарских, так и представляющих интересы русскоязычного населения. Радикально настроенные политические силы с обеих сторон усиливают давление на руководство автономии и меджлиса, добиваясь проведения более жесткой политики по отношению к оппонентам в интересах своих избирателей.

Реформирование земельных отношений в Крыму заложило основы многих социальных конфликтов и способствовало возрождение такого явления, как протестная активность крымских татар.

Ее проявление можно условно разделить на три этапа:

1. 2000-2001 г.г., основные действия направлены на получение земли путем ее перепаевания, географии - северные Регионы Крыма.
2. 2002-2005 г.г, основные действия направлены на получение земли под индивидуальную застройку, география - южнобережные регионы Крыма.
3. 2006- по настоящее время - основные направлены на получения земли под индивидуальную застройку, география - г.Симферополь и его окрестности.

Ее основными тенденциями являются:

• Переход от акций, направленных на получение земли путем её перепаевания (2000-2001гг) к самозахватам земельных участков.
• Смещение географии этих действий из северных в центральные и южнобережные районы Крыма (2002-2006 гг).

Ежегодное увеличение регионов и участников самозахватов земли. По оперативным данным в настоящее время насчитывается 57- самозахватов площадью более 3000 тыс.га, из них: 45- татарских, 2- славянских, 1- смешанный татарско-славянский, остальные других национальностей. По регионам Крыма площадь самозахватов составила:

г. Симферополь - 364 га; г. Евпатория – 40 га; Симферопольский р-н – 1200 га; Бахчисарайский р-н – 10 га; Алуштинский регион – 310 га; Судакский регион – 450 га; Ялтинский регион – 145 га; Феодосийский регион 243 га; Ленинский р-н – 238 га.

• Постепенный переход «полян протеста» к хозяйственному обустройству занятых территорий. В настоящее время количество возведенных строений составляет более 9,2 тыс. единиц, из них более 1 тыс. – капитальные.
• Рост сопротивления самозахватам со стороны местных жителей и, как следствие, увеличение столкновений между крымскими татарами и славянским населением.

Анализ показывает, что возникновению земельных самозахватов способствует:

• Правовая неурегулированность земельных отношений со стороны центра.
• Отсутствие границ, генеральных планов многих населенных пунктов.
• Отсутствие системы инвентаризации выделенных земель и земельного кадастра.
• Недостаточная обеспеченность необходимыми нормативными и финансовыми ресурсами для решения земельных вопросов в Крыму.
• Власть либо бездействует, либо принимает много неправильных решений.
• Лидеры национальных движений, политические оппоненты в земельном вопросе упрекают друг друга в деструктивной позиции ,при этом не принимают практических мкр по урегулированию земельных о тношений..

Таким образом:

- Процесс земельного реформирования в Крыму способствует развитию ряда социальных противоречий, которые обострились в последние время.
- У государства нет целенаправленной политики по земельному реформированию, а Крым рассматривается центральными органами власти как объект для конкуренции за влияние, чем полигон для конструктивной работы.
- Региональная власть Крыма для улучшения ситуации не имеет достаточных ресурсов, а поэтому действуют лишь как влиятельные посредники, а значить медленно преодолевает сопротивление различных административных и политических элит.
- Национальные элиты, представляющие интересы крымско-татарского и русскоязычного населения, уровень радикализма которых по отношению к друг другу растет, как и уровень радикализма населения.

По мнению экспертов с самого начала возвращения крымских татар в Крым в государственной политике было допущено две серьезные ошибки.

Первая – поощрение расселения крымских татар в сельских районах, тогда как традиционно и даже в Средней Азии они были городскими жителями. Таким образом, крымские татары автоматически маргинализировались, их полноценная интеграция была затруднена – что дало обратный эффект.

Вторая - курс на создание небольших моноэтничных поселений, а не равномерное расселение их в фоновом населении. Сейчас жизнь в проблемных «местах компактного проживания », с их специфичными проблемами, создает атмосферу противостояния крымских татар «всем остальным»

Следовательно, эффективное политическое решение земельного вопроса в настоящий момент может быть найдено только при учете мнения всех участвующих в принятия решения сторон. Только в этом случае может быть найдено конструктивное решение земельного вопроса ведущие к созданию долгосрочных «правил политической игры», а не ситуативному снижению напряженности.

Одним из механизмов достижения этого согласия могла бы стать постоянно действующая публичная система подготовки и принятия решения о земельных ресурсах. Построение такой системы должно быть начато в рамках Верховного Совета и Совета Министров АР Крым. «Точкой включения» может стать создание системы публичных слушаний, обязательно содержащий механизм «передачи» решений сессионный зал и учета мнений общественности. Это даст возможность уйти от попыток административными мерами «правильно» регулировать рынок земли неизбежно увеличивая поле для злоупотребления властью и коррупции. Кроме того отсутствие экономической регламентации земельных отношений сдерживает решения целого ряда других экономических проблем, связанных с инвестиционной привлекательностью региона, развитием ипотеки, банковского кредитирования и страховой деятельности. Достижение этой цели невозможна без создания инфраструктуры рынка земли. Для ее создания необходимо решить целый ряд взаимосвязанных задач, среди которых – цифровой земельный кадастр.

Создание кадастра позволит:

- упорядочение земельного учета АР Крым;
- контроль за использованием земли и изменением прав собственности на землю;
- подготовка органов власти автономии всех уровней по вопросам связанных с выделением и перераспределением земельных ресурсов;
- подготовка цивилизованного рынка земельных ресурсов;
- организация информационных массивов, описание земельных ресурсов;
- планирование использование земли в АР Крым.

Уважаемые коллеги! Считаю, что мораторий на продажу земли отменять нельзя, тем более еще не приняты законы «О государственном кадастре» и «О рынке земли».

При сегодняшних условиях вопрос об ускорении легализации права продажи на землю является порочным и способен привести к непоправимым последствиям. Прямые земельные спекуляции, использование земли не по назначению, вывоз плодородных почв – все эти угрозы действительно реальны.

Сегодня в распоряжении местной власти находятся лишь 12% земель (земля в пределах застройки населенных пунктов), остальными 88% земель распоряжаются назначенные президентом главы администраций и Совет министров АРК , а это позволит до конца 2011 года прибрать к рукам, в той или иной форме, большую часть пригодных к эксплуатации земель и уже к официальному старту «новой» реформы и скупать будет нечего. Нельзя исключать опасность в том, что Украина может начать распродавать земли, что бы рассчитаться по кредитам. Иностранные государства и фонды, дают кредиты, одновременно подталкивая к регуляции рынка земли и внедрение свободной ее купли-продажи. То есть, несмотря на проект Закона о запрете на продажу земли не гражданам Украины, иностранные корпорации все же могут зайти в аграрный сектор, ведь часто невозможно уследить, кто стоит за тем или иным юридическим лицом.

Одним из основным рисков реформы, это появление узкой прослойки латифундистов, а это может привести к тому , что Украинская земля перейдет в собственность нескольких семей или олигархических группировок. И этому будет способствовать хаос на земельном рынке, который начнется сразу же после снятия моратория. В Украине появится ярко выраженное аграрное лобби, имеющих связи с иностранным капиталом и являющийся крупным экспортером сельхоз продукции.

Олигархам не выгодно становление свободного, грамотного, технически оснащенного фермерского класса. Свободное фермерство в Украине вряд ли станет возможным – в силу того, что ее черноземы, не смотря на их истощение, продолжают быть привлекательным активом.

Если 200-300 тысяч фермерских хозяйств способны накормить Украину продуктами, то что тогда делать посредникам, поэтому на селе фермерскому классу не дадут созидаться: помещику нужны рабы, а не свободные фермеры и это вполне вписывается в стратегию власти уничтожающей средний класс, как конкурентный и потенциальный независимый строй. Поэтому отмена моратория, если и приведет к улучшению, то только для избранных.

Уважаемые коллеги! В заключении можно отметить, что земельная реформа на Украине и в Крыму, которая продолжается 20 лет, не достигла основной цели – обеспечить устойчивое развитие государства и регионов Украины.

Земельные отношения в настоящие время практически превращается в сдерживающий фактор развития производительных сил, прежде всего на селе, где земля является ресурсом человеческого развития. Сейчас на Украине и в Крыму чрезвычайно затруднен доступ к земельным ресурсам для субъектов хозяйствования, государство практически не является гарантом конституционных прав на землю, отсутствует земельный кадастр, неуклонно ухудшается качественное состояние земельного фонда.

Проводимая земельная реформа не стала предпосылкой для формирования высокопродуктивного землепользования, а земля – основное средство производства в аграрной сфере – продолжает использоваться с низкой отдачей. Рыночный оборот земельных участков законодательно, экономически и инфраструктурно не подготовлен, поэтому накопившиеся проблемы в земельной сфере требуют незамедлительного решения на многих уровнях – законодательном, административном, экономическом и общественном.

Дополнительная информация