Леонид Грач

Оппозиционный Совет министров АРК: «Требуем запрета свободной купли-продажи земли сельхозназначения»

Председатель оппозиционного Совета Министров АР Крым В. Лысенко направил письмо Президенту Украины В. Януковичу, в котором отметил, что реформирование земельных отношений в Крыму сопровождается отрицательными последствиями.
«Процесс земельного реформирования в Крыму способствует развитию ряда социальных, в последние время обострившихся, противоречий, - отмечает В. Лысенко.

В своем письме Президенту Украины Председатель оппозиционного Совмина Крыма подчеркивает, что «земельная реформа в Украине и Крыму, которая продолжается 20 лет, не достигла основной цели – обеспечить устойчивое развитие государства автономии. Земельные отношения в настоящие время практически превращаются в сдерживающий фактор развития производительных сил, прежде всего на селе, где земля является ресурсом человеческого развития».

«В Украине и Крыму чрезвычайно затруднен доступ к земельным ресурсам для субъектов хозяйствования, - подчеркиевает В. Лысенко, - государство практически не является гарантом конституционных прав на землю, отсутствует земельный кадастр, неуклонно ухудшается качественное состояние земельного фонда. Проводимая земельная реформа не стала предпосылкой для формирования высокопродуктивного землепользования, а земля, основное средство производства в аграрной сфере, продолжает использоваться с низкой отдачей. Мораторий на продажу земли отменять нельзя, тем более ещё не приняты законы «О государственном земельном кадастре», «О рынке земли». При сегодняшних условиях вопрос об ускорении легализации права продажи на землю является порочным и способен привести к непоправимым последствиям».

Председатель оппозиционного Совета Министров АРК В. Лысенко аналогичные письма направил Председателю Верховного Совета Автономной Республики Крым В. Константинову, Председателю Совета министров Автономной Республики Крым В. Джарты.

Пресс-служба оппозиционного СМ АРК

Текст документа:

Президенту Украины
Януковичу В.Ф.

Уважаемый Виктор Фёдорович!

Доводим до Вашего сведения и реагирования Постановление оппозиционного Совета министров Автономной Республики Крым «О ходе земельной реформы в Автономной Республике Крым» .

По состоянию на 1 января 2011 земельный фонд Автономной Республики Крым составляет 2608,0 тыс.га, в том числе земли сельхозначения -1800,0 тыс. га.

При реформировании аграрно-промышленного комплекса Крыма были разгосударствлены земли более 220 сельхозпредприятий. Обрели право собственности на земельный пай более 220 тыс. чел., из них получили сертификаты - 217,3 тыс. чел., оформили Госакты на право собственности на землю взамен сертификатов - 201,6 тыс. чел., а получили только - 186,4 тыс. чел.

Реформирование земельных отношений в Автономии сопровождается отрицательными последствиями, среди них:

- рост социальной напряженности в сельской местности из-за первоначальной практики выдачи паев пахотной земли только членам КСП, которые составляли только одну треть сельских жителей, и лишь одну шестую часть проживающим в селах крымским татарам (потом эта ситуация была урегулирована Указом Президента Украины);

- получаемые паи оказались неравноценными как в количественном, так и в качественном отношении. Их размер был связан с размерами угодий КСП и количеством пайщиков, которые для разных хозяйств существенно отличались. Кроме того, на распределение участков повлияли местные элиты: служебное положение отдельных граждан позволило получить им до 25 га лучших земель при среднем пае 5-7 га;

- рост межнациональной напряженности по предоставлению земельных паев, связанный с депортированными гражданами;

- обладатели паев, за редкими исключениями, не имели прямого доступа к сельскохозяйственной технике, необходимой для землепользования, средств для ее приобретения у них не было и нет, что приводит к малоэффективному ведению хозяйства; - активная теневая скупка земель, которая после окончания моратория на ее продажу приведет к кардинальным и пока не ясным социальным последствиям;

- процесс оформления собственности на участок (пай) и получение Государственного акта оказался долгим, трудным и дорогим;

- отсутствуют необходимые для управления реформой банки данных по инвентаризации участков и земельного кадастра в целом;

- отсутствие строгого учета розданных участков и жестких правил землепользования поощряет спекуляцию и попытки повторного получения новых участков;

- юридический дефицит и неопределенность территориальных границ способствует практике ручного управления, открывает возможность коррупции;

- диспропорцию и злоупотребления при принятии актов выделения участков провоцирует самозахваты;

Реформирование земельных отношений в Крыму заложило основы многих социальных конфликтов и способствовало возрождению такого явления как протестная активность, особенно крымских татар. По оперативным данным в настоящее время насчитывается 57- самозахватов площадью более 3,0 тыс.га, из них: 45 - татарских, 2 - славянских, 1 - смешанный татарско-славянский, 9 - других национальностей. Процесс земельного реформирования в Крыму способствует развитию ряда социальных противоречий, которые обострились в последние время:

- государство не имеет целенаправленной политики по земельному реформированию, а Крым рассматривается центральными органами власти Украины как объект для конкуренции за влияние, а не полигон для конструктивной работы;

- органы власти Крыма для улучшения ситуации не имеют достаточных ресурсов, поэтому действуют лишь как влиятельные посредники, а значит медленно преодолевают сопротивление различных административных и политических элит;

- национальные элиты, представляющие интересы крымско-татарского и русскоязычного населения, упрекают друг друга в деструктивной позиции, при этом не принимают практических мер по урегулированию земельных отношений.

Считаем, что земельная реформа в Украине и Крыму, которая продолжается 20 лет, не достигла основной цели – обеспечить устойчивое развитие государства автономии.

Земельные отношения в настоящие время практически превращаются в сдерживающий фактор развития производительных сил, прежде всего на селе, где земля является ресурсом человеческого развития.

В Украине и Крыму чрезвычайно затруднен доступ к земельным ресурсам для субъектов хозяйствования, государство практически не является гарантом конституционных прав на землю, отсутствует земельный кадастр, неуклонно ухудшается качественное состояние земельного фонда.

Проводимая земельная реформа не стала предпосылкой для формирования высокопродуктивного землепользования, а земля, основное средство производства в аграрной сфере, продолжает использоваться с низкой отдачей.

Мораторий на продажу земли отменять нельзя, тем более ещё не приняты законы «О государственном земельном кадастре», «О рынке земли». При сегодняшних условиях вопрос об ускорении легализации права продажи на землю является порочным и способен привести к непоправимым последствиям.

Прямые земельные спекуляции, использование земли не по назначению, вывоз плодородных почв, продажа земли иностранцам – все эти угрозы действительно реальны.

Во исполнение статьи 14 Конституции Украины требуем запрета свободной купли-продажи земли сельхозназначения.

С уважением,
Председатель
оппозиционного Совета министров
Автономной Республики Крым
В. Лысенко

Дополнительная информация