Леонид Грач

Титан сатиры

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин 15 (27).01.1826 г., с. Спас Угол Тверской губернии, - 28.04. (10.05) 1889 г., Петербург.

Детские, отчасти юношеские годы Михаила Евграфовича прошли в родовой усадьбе отца в обстановке грубости, стяжательства, "повседневного ужаса" крепостного быта, описанных в "Пошехонской старине".

Учеба - Московский дворянский институт, Царскосельский лицей, готовивший будущих губернаторов, министров, послов. Юноша считался продолжателем А.С. Пушкина. Сохранилось только 11 его стихотворений. В 1844 г., по окончании лицея, определен чиновником в канцелярию Военного министерства "Везде долг, принуждение, скука и ложь"… Но под покровом официальной жизни будущий писатель-сатирик находил другую - посещение "пятниц" Петрашевского, - противника крепостного права и самодержавия, увлеченного философией Л. Фейербаха, социальной критикой Ш. Фурье, Сен-Симона, В. Консидерана: "…Духовно мы жили во Франции… оттуда лилась на нас вера в человечество, уверенность, что золотой век находится не позади, а впереди нас…"

За повести "Противоречия" и "Запутанное дело", за "… вредный образ мыслей и распространение идей в Западной Европе, ниспровергших власти", в 1848 г. выслан в Вятку. Из служебных разъездов вынес драгоценный запас наблюдений за крестьянством и чиновничеством. 8 лет длился "вятский плен". Михаил Евграфович был освобожден только после смерти Николая I. "Губернские очерки" - сатира и обличение сосуществуют с реализмом, ирония и сарказм - с лиризмом и поэзией, в светлой тональности которых созданы образы России и русского народа.

"Невинные рассказы" и "Сатиры в прозе" - об исторической обреченности крепостного строя. "История одного города" (1869-70) - горькая и гневная книга, раскрывающая "трагическую истину русской жизни", подготовленная очерками "Помпадуры и помпадурши", "Письма о провинции", "Итоги" - критическая картина пореформенного десятилетия, вы-ступление в защиту Парижской Коммуны.

Из "Благонамеренных речей" выросли "Господа Головлевы" - одна из великих, но самых мрачных книг русской литературы. В последние годы он создал свои шедевры: "Сказки" (1882-86), "Мелочи жизни", "Пошехонская старина". За несколько дней до смерти начал страницы давно задуманного произведения "Забытые слова", где хотел напомнить власть предержащим об утраченных ими словах - совесть, отечество, человечество. Сатирик по природе, М.Е. Салтыков-Щедрин обладал могучим даром комизма. Палитра смеха - главное орудие сатиры - у него богата и разнообразна. Творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина, проникнутое духом освободительных и социалистических идей, демократизма и прямой борьбы с самодержавно-крепостническим строем имело огромное значение: воспитывало политическое сознание и протест, обогатило русскую литературу произведениями высокой художественной и публицистической ценности.

В своих речах В.И. Ленин часто цитировал одного из любимых писателей - М.Е. Салтыкова-Щедрина. "Щедрин классически высмеял Францию, расстрелявшую коммунаров, как республику без республиканцев. Пора родиться новому Щедрину". Призыв звучит современно!

Подготовила Ю.Н.Ронгинская

Дополнительная информация