Леонид Грач

Низменные страсти вокруг Конституции

ImageПротиворечия между тремя ведущими группировками украинского правящего класса, сражающимися за власть, нельзя разрешить в рамках нынешней политической системы.

Точнее говоря, они столь противоположны, что их нельзя примирить, но можно создать такие условия, когда одна из группировок может отказаться от своих претензий на господствующее положение, сдавшись на милость более удачливых конкурентов.

Именно это и составляет суть дискуссии о принципах государственного устройства. Новая Конституция понадобилась не потому, что старая не работает. Об эффективности заложенных в ней властных механизмов трудно судить, поскольку никто всерьез и не собирался ее выполнять. Новая версия основного закона нужна для того, чтобы отстранить от борьбы за власть одну из трех крупнейших олигархических группировок. Тогда две другие смогут хоть как-то договориться о разделе политического и экономического пространства страны. В нынешней ситуации выработать сколько-нибудь устойчивую схему распределения власти и собственности у украинского правящего класса не получается. Достигнутые договоренности не соблюдаются, поскольку у каждой из группировок остается надежда на появление новой, более выгодной конфигурации политических сил, которая позволит получить большие полномочия и более лакомые куски национального достояния.

Поэтому все три группировки, претендующие на господствующее положение, сходятся на том, что необходимо внести изменения или принять новую Конституцию. Но при этом каждая из них предлагает собственный способ организации властной системы. В результате, конституционный процесс оказался под угрозой срыва и вместо того, чтобы стать средством разрешения политического кризиса, превратился в фактор его обострения.

Намеченное на 23 апреля заседание национального конституционного совета, который создал президент В. Ющенко, не состоялось. А сам совет может распасться, поскольку из него угрожают выйти представители БЮТ. Но даже если этого не произойдет, уже очевидно, что будут предложены по меньшей мере два проекта новой Конституции. Один из них подготовлен рабочей группой Национального конституционного совета, а другой разрабатывается в окружении Юлии Тимошенко, и, как она пообещала, будет обнародован после майских праздников. Главный вопрос состоит в том, какой проект будет поддержан Партией Регионов, руководство которой может договориться как с одним, так и с другим крылом «оранжевого» лагеря. Очевидно, что процесс конституционного строительства полностью подчинен политической конъюнктуре. Речь идет не о том, чтобы создать такую политическую систему, которая обеспечила бы наиболее благоприятные условия для социально-экономического развития страны (насколько это возможно в рамках капиталистического строя), а об укреплении собственных позиций в борьбе за власть и собственность. При этом ради достижения успеха каждая из противоборствующих группировок готова пожертвовать не только своими предвыборными обязательствами, но и социально-политической стабильностью в стране.

О качестве конституционного проекта рабочей группы НКС, об уровне понимания его авторами законов и целей общественного развития говорит уже тот факт, что высшей ценностью в этом проекте объявлено здоровье человека. Безусловно, охрана здоровья является одним из важнейших направлений социальной деятельности. Но может ли существовать эффективная система здравоохранения в обществе, где нарушаются базовые социальные права, где человек труда полностью зависит от милости работодателей, где власть оторвана от общества и проводит курс, игнорирующий его требования? А ведь именно такая общественная система возникла в современной Украине. Конституции развитых западных стран, как известно, провозглашают целью общественного развития реализацию прав личности или создание наиболее благоприятных условий для ее развития. Выдвигая подобные лозунги, правящий класс вынужден брать на себя ответственность за решение важнейших общественных проблем, что неизбежно требует от него определенного самоограничения. Но украинская властная группировка желает распоряжаться общенациональными ресурсами, ни за что не отвечая. Без признания того, что главной ценностью являются человек, его права и свободы, показная забота об одном лишь здоровье выглядит плохо прикрытым лицемерием, демагогической болтовней, призванной замаскировать господство сил, враждебных большинству общества.

Не следует рассчитывать, что проект, разработанный в окружении Тимошенко, будет сколько-нибудь лучше. Украинское общество на днях смогло вновь по достоинству оценить готовность кабинета министров считаться с правами граждан Украины благодаря публикации на официальном сайте украинского правительства «Концепции реализации государственной языковой политики», которая резко ограничивает сферу использования русского языка. Это значит, что правительство не желает замечать законные требования двадцати миллионов украинских граждан. Более того, оно намеревается проводить политику, грубо противоречащую их интересам, увеличивая межрегиональные, межэтнические и межконфессиональные противоречия, которые и без того достигли опасного уровня, угрожающего единству украинского государства. Цель подобного курса правительства полностью совпадает со стремлениями окружения президента и состоит в том, чтобы заручиться благосклонностью американской администрации, доказав свою готовность разорвать исторические связи с Россией, уничтожив общее культурное пространство восточнославянской цивилизации. Однако было бы странно ожидать, что силы, соревнующиеся за благосклонность Вашингтона, будут стремиться к созданию социально-политической системы, отвечающей интересам национального развития Украины.

Показательно, что публикация правительственной «Концепции реализации государственной языковой политики» совпала с запретом Конституционного суда Украины использовать русский язык в судопроизводстве в Крыму. Здесь мы сталкиваемся не только с наступлением на права человека, продолжающим политику Тимошенко, но и с неприкрытым пренебрежением к правовым нормам. То, что это пренебрежительное отношение исходит от Конституционного суда ясно говорит о том, что ситуация в стране не просто опасная, а катастрофическая. Как известно, существует решение Конституционного Суда от 2003 года (которое никто не отменял) о том, что положения Конституции Автономной Республики Крым соответствуют Конституции Украины. Теперь Конституционный суд запретил реализацию одного из важнейших положений крымской Конституции только потому, что это мешает власти проводить курс, направленный на разрушение восточнославянского пространства. Спрашивается, можно ли рассчитывать, что подобный Конституционный суд будет защищать наши с вами права, а не помогать правящей группировке превращать закон в «дышло»? Понятно, что подобную роль юридического прислужника властной группировки, помогающей ей оправдать собственные действия, Конституционный суд будет играть, независимо от того, какие изменения будут внесены в основной закон страны.

К несчастью, многие до сих пор продолжают обманываться, уверять себя в том, что существует возможность, присоединившись к конституционному процессу на стороне одной из группировок, добиться создания политической системы, в большей степени, чем нынешняя отвечающей интересам общества, позволяющей обеспечить стабильное управление страной. Во-первых, дело не только в том, чтобы разработать действенную Конституцию, но и заставить, прежде всего, власть выполнять ее требования. Правящий класс не будет руководствоваться новой Конституцией точно так же, как он не считается с требованиями действующего основного закона. Олигархия принципиально не способна действовать в рамках правового поля. Можно лишь принудить ее действовать в соответствии с законом, но общественной структуры, способной добиться этого, в современной Украине нет. Нам только предстоит ее создать. Во-вторых, олигархические группировки, если им будет предоставлена возможность управлять конституционным процессом, могут разработать только более эффективную систему грабежа общества, позволяющую полностью предотвратить проникновение во власть его представителей. Это доказывают высказывания о задачах новой Конституции различных политических деятелей, связанных как с окружением президента, так с БЮТ и Партией регионов. При всей разнице в подходах они единые в мнении, что властные полномочия должны быть сосредоточены только в руках политических деятелей, так или иначе связанных с правящим классом. Так, президент В. Ющенко предложил вновь вернуться к мажоритарной системе выборов на местном уровне, объяснив свою инициативу «неэффективностью существующей ныне пропорциональной системы». Тотально коррумпированная мажоритарная система, при которой в органы власти проникают в основном те, кто умеет лучше других подкупать избирателей, представляется президенту более эффективной, чем выборы по партийным спискам, в ходе которых Компартия Украины и ее союзники получает хотя бы чрезвычайно ограниченную возможность для выражения своих взглядов.

Какая бы Конституция ни была разработана и принята, правящая группировка не будет считаться с мнением общества, до тех пор, пока не столкнется с угрозой массового общественного протеста. Это относится как к социально-экономическим вопросам, так и к области геополитики. Не так давно окружение президента начало готовить почву для вступления Украины в НАТО в результате закулисного сговора между олигархическими группировками, заключенного за спиной общества. На экспертном круглом столе в Киеве политолог Вадим Карасев, советник Секретариата президента Виктора Ющенко заявил, что если идея присоединения к НАТО будет поддержана «ведущими партиями страны», то результаты референдума по данному вопросу «будут положительными», независимо от того, какие настроения будут господствовать в украинском обществе. При этом Вадим Карасев подчеркнул, что «Партия Регионов геополитически смотрит на Запад, а не на Россию».

Понятно, что в действующей Конституции прописаны механизмы, позволяющие не допустить реализации сценария, намеченного В. Карасевым, реализовать важнейшие требования общества в социально-экономической сфере и в области геополитики. Для этого необходимо массовое движение, объединяющее все силы, способные действовать в общественных интересах. Сегодня нужно спасти действующую Конституцию, а не вносить новые изменения, наряду с этим нам нужно совершить твердые шаги по преодолению угрозы авторитаризма, прежде всего, отмена поста Президента. Но, конечно же, нельзя бороться с попытками установить авторитарный режим, создавая новый центр абсолютной власти, на этот раз в кабинете министров. Это все равно, что пытаться потушить огонь, вылив на него канистру бензина. Единственный эффективный способ борьбы с авторитаризмом – расширение прав и полномочий представительных органов власти и местного самоуправления, как можно более широкое использование механизмов прямой демократии.

Нужно помнить, что сегодня тесно переплелись геополитические и социально-экономические угрозы. Политическим силам, отстаивающим национальные интересы Украины, противостоят сегодня, как новая Антанта, включающая США и альянс НАТО, так и внутренняя Антанта, включающая проамериканские силы, которые выступают сегодня под флагами «Нашей Украины», БЮТ и примкнувшей к ним Партии регионов, по сути, согласившийся с курсом на присоединение Украины к НАТО. И добиться победы народ Украины может, только объединившись, только выступив на защиту своих интересов, только выиграв борьбу за то, чтобы создание нового основного закона не свелось к препирательству о лучшем способе ограбления страны.

Леонид Грач,
народный депутат Украины,
Председатель Всекрымского комитета по защите конституционных прав автономии

 
{mos_fb_discuss:no_discuss} 

Дополнительная информация