Леонид Грач

О ФИЛОСОФСКОМ НАСЛЕДИИ В.И. ЛЕНИНА

Все важнейшие работы В.И. Ленина, какой бы проблеме они ни были посвящены, написаны на основе исторического, диалектического материализма. Но главный философский труд Ленина ­ это «Материализм и эмпи-риокритицизм», столетие которого мы отметили в 2009 году. В нем получила дальнейшее развитие марксистская философия в ответе на философские вопросы, которые тогда возникли в западно­европейской и российской философии и были направлены против марксистской философии и марксизма вообще. Там же Ленин дал глубокое обобщение новейших открытий в естествознании.

Работа эта была написана в 1909 году, в период реакции, когда религия взяла под свое влияние науку, философию, литературу, искусство. В философии появились различные идеалистические течения, отрицающие марксистский исторический материализм. Выступление Ленина в философии было крайне необходимо.

Нечто похожее сложилось на Украине в конце XX ­ начала XXI веков, когда религия проникла во все поры общественной жизни и в том числе в науку. Некоторые ученые на конференции «Религия и общество» доказывали, что между религией и наукой теперь уже нет противоречий. Доктор политических наук, видный буржуазный государственный деятель России, бывший коммунист Дугин опубликовал статью в «Крымской правде» под названием «Вперед ведет только путь, осененный Богом». В ней он отрицает закономерности общественного развития по пути прогресса. Он ищет истину не в науке, а в религии. Киевские ученые, авторы, составители учебников для средней школы внесли предложение о запрете преподавания Дарвинизма, как противоречащего Закону божьему.

Открытие волновой генетики П.П. Горяевым в середине 80­х годов XX века приспосабливается к библейской нравственности: молитва может исцелять, словесная информация человека влияет на его иммунную систему. «Научно» обосновывается деятельность экстрасенсов, знахарей, гадалок, хиромантов. Церковь не только распространяет суеверие, библейские легенды, но й делает попытки теоретически, философски доказать существование бога в объективной реальности.

В церковном издании вышла работа Ольховской «О мировоззренческом выборе: реальность сверхъестественного». Попробуйте напечатать критическую статью с доказательством абсурдности этого утверждения. Буржуазная, так называемая демократическая пресса этого сделать не позволит. Я написал критическую статью против идеализма, фидеизма Дугина и предложил ее «Крымской правде». Мне ответили, ознакомившись только с названием корреспонденции: «Такие статьи мы не печатаем».

Ленинская критика всего этого фидеизма, оккультизма, данная сто лет назад в книге «Материализм и эмпириокритицизм», оказалась актуальной и в наше время.

В названной выше книге В.И. Ленин дал классическое определение материи, из которого следует, что нематериальное как объективная реальность не существует. Материя ­ это объективная реальность, существующая независимо от нас и отображаемая в нашем сознании. В мире нет ничего, кроме движущейся материи. Мышление человека — это мыслящая материя. Бог существует вне реальности ­ это изобретение людей. Страх перед силами природы и перед собственной смертью заставил их это сделать. Ленинское определение материи опровергает утверждение Ольховской об объективном существовании сверхъестественного. Последние изобретения в науке и технике полностью подтверждают правильность идей Ленина о единстве материи и сознания. Идеи, мысль порождаются не только живой материей, но и нечто похожее на мысль, идеи может выдавать и механическая материя в деятельности рук человека. Пример этому ­ действие компьютера и другой современной техники. Развивая мысль о первичности материи и вторичности сознания, Ленин в то же время подчеркнул, что абсолютное противопоставление материи, бытия и сознания, мышления ограничивается пределами «основного гносеологического вопроса о, что «За этими пределами относительность данного противоположения несомненна».

В борьбе против субъективного идеализма и агностицизма Ленин развил марксистское учение о познаваемости мира ­ теорию отражения, о том, что мышление, сознание есть отражение внешнего мира. Если это отражение на основе ощущения, то это субъективный образ объективного мира. Ленин показал сложный диалектический процесс познания и дал краткое, но всеобъемлющее определение: «В теории познания... следует рассуждать диалектически, т.е. не предполагать готовым и неизменным наше познание, а разбирать, каким образом из незнания являются знания, каким образом неполное, неточное знание становится более полным и более точным». Из этого определения прямо исходит Ленинское учение об истине. Утверждается объективность, независимость истины от субъекта. Процесс познания есть .процесс развития относительной истины в абсолютную.

В.И. Ленин раскрыл значение практики в процессе познания. Практика есть основа, цель познания и критерий истины. Точка зрения жизни, практики должна быть первой и основной в теории познания. Очень важная мысль Ленина о понятии теории Маркса как объективной истины: «Идя по пути марксовой теории, мы будем приближаться к абсолютной истине все больше и больше (никогда не исчерпывая ее); идя же по всякому другому пути, мы не можем прийти ни к чему, кроме путаницы и лжи». В книге Ленина раскрываются философские проблемы естествознания.          ‘

Ленин показал неразрывную связь, единство диалектического и исторического материализма, что очень важно для современности. Некоторые «марксисты» уже в условиях криминального капитализма в своей практической и теоретической работе принимают во внимание закономерности исторического материализма, но забывают или считают несвоевременным применение диалектического материализма, включающего в себя научный атеизм. Борьбу с фидеизмом считают несвоевременной.

Украинские ученые­материалисты диалектики молчат. Одни не хотят входить в противоречие с религиозной господствующей общественностью, другие не могут из­-за негласной цензуры. В России против массового распространения религии выступили десять академиков РАН. На Украине это выступление замолчали полностью. Господство фидеизма, клерикализма в общественном сознании вызывает серьезное опасение за будущее Украины. Общественное сознание, основанное на ложных представлениях о мире, легко принимает и другую ложь: национализм, фашизм, американский глобализм и др. Религиозное сознание народа укрепляет олигархическую власть и ослабляет позиции левых социально­прогрессивных сил. Отказ от деятельности по освобождению народа от религиозного суеверия противоречит прогрессу в развитии духовной жизни человечества.

Массовое распространение экстрасенсов, знахарей, гадалок, хиромантов с коммерческими целями значительно усилилось в связи с массовым распространением религии. У них одна основа ­ идеализм, оккультизм.

Сухоруков Г.М.,

кандидат исторических наук, доцент,

2010 г.

«Гениальность Маркса и Энгельса состоит как раз в том, что в течение очень долгого периода, почти полустолетия, они развивали материализм, двигали вперед одно основное направление в философии, не топтались на повторении решенных уже гносеологических вопросов, а проводили последовательно, - показывали, как надо проводить тот же материализм в области общественных наук, беспощадно отметая, как сор, вздор, напыщенную претенциозную галиматью, бесчисленные попытки «открыть» «новую» линию в философии, изобрести «новое» направление и т.д.  Словесный характер подобных попыток,  схоластическую игру в новые философские «измы», засорение сути вопроса вычурными ухищрениями, неуменье понять и ясно представить борьбу двух коренных гносеологических направлений, - вот что преследовали, травили Маркс и Энгельс в течение всей своей деятельности.»

В.И.Ленин.

«Материализм и эмпириокритицизм»,

гл.VI, р.4 «Партии в философии и философские безголовицы»,

1909 год

 

 

Дополнительная информация