А. М. Василевский, Маршал Советского Союза Историческое сражение

 

«В мировой истории есть события, оставляющие неизгладимый след в памяти человечества. Одним из таких событий является победа Советских Вооруженных Сил в исторической битве на Курской дуге летом 1943 года, которая во многом определила дальнейший ход всей второй мировой войны и ее победный финал.

...Нацистское политическое и военное руководство предприняло последнюю попытку повернуть течение войны в свою пользу. Советская Армия, которая в предшествовавшие два года тяжелой и длительной борьбы с немецко-фашистскими полчищами, не только отразила натиск вероломного агрессора, вторгнувшегося в пределы СССР, но и в грандиозных сражениях под Москвой и Сталинградом нанесла врагу сокрушающее поражение, вновь оказалась непреодолимым барьером на пути врага. Натолкнувшись, на героическое сопротивление советских войск на Курской дуге, гитлеровская армия была вынуждена отказаться от широко разрекламированного наступления на востоке и признать свое новое поражение. Здесь, в сражениях Курской битвы, был сломан становой хребет гитлеровского вермахта.

 

  

Коренной поворот в ходе второй мировой войны, начавшийся еще в великой битве под Москвой и получивший наибольшее развитие в Сталинградской битве, в сражениях на Курской дуге был окончательно завершён.

Курская битва, включающая в себя три крупные стратегические операции советских войск — Курскую оборонительную, Орловскую и Белгородско-Харьковскую наступательные, — характерна огромным пространственным размахом, исключительной напряжённостью и ожесточённостью сражений.

В операциях битвы участвовали мощные группировки войск. Советское командование привлекло силы шести фронтов, авиацию дальнего действия, большую армию партизан. С обеих сторон в сражениях последовательно были вовлечены свыше 4 млн. человек, около 70 тыс. орудий и минометов, около 13 тыс. танков и самоходных орудий, до 12 тыс. боевых самолетов, что было значительно больше, чем это имело место в битвах под Москвой и Сталинградом.

Развернувшиеся на Курской дуге крупные танковые сражения не имели себе равных за все время минувшей войны. В этом сражении приняли участие все пять наших танковых армий, только что сформированных по иной организации, и большинство отдельных танковых и механизированных корпусов. Курскую битву по праву называют величайшей танковой битвой второй мировой войны.

В ней не только получила окончательный крах наступательная стратегия германского вермахта, но оказалась подорванной и вся оборонительная стратегия. Советские Вооруженные Силы нанесли врагу такое сильное поражение, после которого фашистская Германия уже не могла оправиться и быстро восполнить свои огромные потери. Советские войска разгромили 30 вражеских дивизий, в том числе 7 танковых. Потери германских сухопутных войск составили около 500 тыс. человек, 1500 танков, 3000 орудий, свыше 3700 боевых самолетов.

Историческая победа в битве под Курском — это свидетельство великой жизненной силы социалистического строя, Советского государства, величия подвига советского народа, одержавшего в суровые годы Великой Отечественной войны под мудрым руководством Коммунистической партии закономерную победу над германским фашизмом.

...Истоки Курской битвы берут свое начало в событиях ранней весны 1943 года. Они мне хорошо памятны. По долгу службы мне пришлось тогда выехать в войска Воронежского фронта с целью оказания помощи командованию в отражении вражеского контрнаступления. Оно, как известно, началось 19 февраля против Юго-Западного фронта».

«О поле, поле, кто тебя усеял мертвыми костями?..»

Еще сегодня утром на поле гремел жестокий бой. Десять немецких танков ступали по этой траве тяжелой железной походкой и вели огонь с места и с ходу. Они пытались остановить продвижение наших полков.

Но наступающие обрушили на врага все средства борьбы танками — от авиабомб до зажигательных бутылок, и безымянный холм возле деревни Никитинка, южнее реки Жиздры стал просторным и обширным кладбищем для немецких танков. Здесь была разгромлена пятая германская танковая дивизия!

Нетрудно угадать, какая сила могла перевернуть вверх тормашками тяжелый танк 619 и швырнуть его на край глубокой воронки. Конечно, это работа могучей бомбы, ударившей рядом с танком.

У танка 624 башня вместе с орудием оторвана от стального туловища и отброшена в сторону. Орудие ткнулось в землю с такой силой, что пламегасителя совсем не видно. Очевидно, в танк угодил снаряд, произошел взрыв, и силой этого взрыва танк разорвало, как картонную коробку.

Танк 616, несомненно, стал добычей бронебойщиков. В его бортовой броне — две небольшие дырки, следы пуль противотанкового ружья. Танк долго крутился на одной гусенице и вспахал ею глубокую борозду. По всей вероятности, вначале танк 616 был подбит, а уже затем подожжён.

Крышка верхнего люка открыта, и через край его свесился по пояс убитый танкист. Чья-то меткая пуля настигла его, когда он хотел выпрыгнуть из горящей машины.

Другой танкист валяется на траве. Как все здешние мертвецы, он в черной куртке с розовым кантом на погонах и на пет-лицах, с серебряными черепами — форма немецких танкистов Куртка надета на один рукав, она наполовину сгорела. Судя по всему, танкист пытался сорвать с себя горящую одежду и не успел этого сделать.

В его солдатскую книжку с чисто немецкой пунктуальностью занесены всевозможные сведения: «Курт Мауэр, командир машины 616, пятой танковой дивизии. Рост 171 сантиметр Глаза серые. Волосы темно-русые. Жалованье за июнь 1943-года получено. В лазарете был дважды. Кровь группы «А». Противогаз третьего размера. Отправил из России семь посылок. Шлем четвертого размера. Женат. Родился в 1914 году в Мюнхене».

Ну а где и когда Курт Мауэр окончил свое существование, было ясно еще до того, как я взял в руки пожелтевшую от огня обугленную с угла солдатскую книжку.

Соседний танк 626 лежит на боку, один борт изрядно помят, он хранит следы страшного удара. Кто же опрокинул набок эту махину? Воронки поблизости нет, значит, не бомба, мятая внутрь бортовая броня окончательно убеждает в мысли, что здесь имел место танковый таран.

Танк 722 сгорел дотла, насколько может сгореть танк. Мы прилежно обследуем его бронированную шкуру, покрытую сажей и окалиной, и не можем найти ни одной пробоины от снаряда, от бронебойной пули. Но вскоре загадку удается разгадать: по соседству с танком на обугленном дёрне поблескивают осколки разбитой бутылки.

Поблизости — свежий могильный холмик. Мы подходим и снимаем каски. На табличке, прикрепленной к шесту, воткнутому в холмик, написано чернильным карандашом: «Пал смертью храбрых в неравном бою против фашистских танков гвардии лейтенант Рассказов М. И. Героически вёл своих бойцов в бой за Родину, не давал врагу передышки. Слава герою!».

 

Е. Воробьёв,

«Кладбище танков».

(В сокращении)

 

 

Дополнительная информация