Последний рубеж сопротивления

Если у кого-то и были сомнения относительно того, какую судьбу готовит Крыму нынешняя власть, то с началом нынешней избирательной кампании они, скорее всего, развеялись.
Стало очевидно, что Крым после выборов должен стать звеном в цепи олигархического господства, которая создается нынешним режимом. С автономным статусом полуострова будет покончено, он может сохраниться на бумаге (хотя мы видим, что власть не останавливается перед сменой любых законов, в том числе и тех, что обеспечивают ей легитимность). Но ни политической, ни экономической, ни культурной самостоятельности у Крыма не останется.

Почему правящий класс решился на уничтожение крымской автономии именно сейчас? Ведь той его группировке, что стоит сегодня у власти, Крым неизменно оказывал доверие, поддерживал ее на выборах (в отличие, скажем, от группировки Ющенко, отвергнутой Крымом, но так и не осмелившейся приступить к ликвидации его автономного статуса). Почему же именно «регионалы», на которых крымчане возлагали определенные надежды, повели наступление на права Автономии?

Главная причина состоит в том, что правящая группировка не собирается ни выполнять обещания, раздававшиеся ею в предвыборный период, не реализовывать ожидания, которые связывало с ней украинское общество. Она могла бы пойти на уступки под давлением «снизу», под угрозой утраты власти. В этом и состоит ее принципиальное отличие от группировок Ющенко и Тимошенко, которые не соглашались принять на себя обязательства по реализации важнейших требований украинского общества, поскольку это привело бы к их внутреннему расколу. Поэтому поддержка «регионалов» в ситуации, когда приходилось выбирать исключительно между представителями олигархии, выглядела вполне логичной. Но общество должно было контролировать выполнение данных ими обещаний, а для этого нужны были соответствующие структуры и механизмы. В распоряжении украинского общества их нет и не было, а левые силы так и не сумели их создать.

У нас сейчас нет возможности подробнее остановиться на причинах политического поражения левых. Это тема для отдельного разговора. Скажу только, что важную роль в этом сыграла безосновательная уверенность в том, что руководство Партии регионов осознает национальные интересы и готово проводить государственный курс, направленный на их защиту. Как я уже отмечал, ошибка состояла в том, что готовность идти на вынужденные уступки приняли за способность проводить ответственный социально-экономический курс и взвешенную внешнюю политику.

В чем состоят государственные интересы Украины сегодня? Стратегические задачи остаются неизменными: они заключаются в уничтожении олигархического господства, в возвращении на социалистический путь развития и создании внешнеполитической коалиции с другими государствами, противостоящими диктату транснационального капитала и глобальному доминированию США. Но в украинском политическом пространстве нет сегодня других политических сил, кроме КПУ, которые не только ставили бы перед собой такие цели, но и готовы были бы сражаться за их достижение. Общественная ситуация в стране пока не создает предпосылок для того, чтобы приступить к практическому решению этих задач, общественное сознание еще не готово к тому, чтобы осознать важность и насущную необходимость этого. Однако, судя по тому, какой разрушительный характер для украинской экономики могут принять последствия второй волны экономического кризиса, это может стать делом уже близкого будущего.

Общественная ситуация в Крыму в этом отношении значительно лучше, чем в других регионах Украины. В Крыму благодаря особым историческим обстоятельствам и особой роли полуострова в экономическом и культурном пространстве Советского Союза на массовом уровне сохранилось ясное понимание необходимости такого общественного устройства, которое было бы основано на идеалах интернационализма и социальной справедливости. Понятно, что борьба за его утверждение неизбежно приведет к открытому столкновению с правящим классом, поставит вопрос о создании широкого общественно-политического движения, отстаивающего базовые социальные права, выступающего за восстановление братского союза восточнославянских народов. В любом другом регионе Украины за исключением Крыма подобное движение не имеет ни малейшего шанса на формирование и становление в условиях социально-политической стабильности. Оно может возникнуть только в период дестабилизации, когда правящий класс временно теряет контроль над процессами, идущими в обществе. Однако олигархические группировки в условиях кризиса получают возможность удержать власть, пользуясь слабостью, растерянностью и раздробленностью противостоящих им сил.

В Крыму, как я уже говорил, сложилась иная ситуация. Здесь благодаря статусу автономии, которого добились крымчане, сформировалось собственное политическое и культурное пространство, которое правящая олигархия не могла контролировать напрямую. А ее ставленники в крымской власти вынуждены были считаться с господствующими в Крыму настроениями. Поэтому только в Крыму могло возникнуть массовое движение, требующее проведения ответственной социальной политики и всесторонней интеграции с другими восточнославянскими государствами, которое, окрепнув, получило бы возможность выйти на общенациональный уровень, опираясь на Автономную Республику как на свою главную базу. Отсюда, конечно, мы только находимся на начальном этапе борьбы за возвращение на социалистический путь развитие и проведение внешней политики, направленной против экономического господства на этом пути и военно-политического доминирования США. Но это важный шаг на этом пути. И правящая олигархия всеми средствами добивается того, чтобы последующий шаг так и не был сделан.

Между тем, сегодня сложились условия для формирования массового социального протеста, который может при наличии политического руководства вылиться в широкое движение, предлагающее собственную стратегию национального развития. По украинской экономике сильно ударила первая волна мирового кризиса. Теперь, когда в мире подготавливается новый виток экономического спада, который сильнее всего ударит по странам, зависящим от мирового спроса на промышленное сырье и нуждающихся в финансовой поддержке, Украина окажется перед угрозой катастрофы. В такой ситуации неизбежно возникнет массового недовольства положением дел в стране. Однако, если в обществе не будет силы, способной перевести возмущение в политическую плоскость, оно не будет представлять опасности для правящего класса. Это еще одна причина того, почему стоящая у власти олигархия именно сейчас решила окончательно лишить экономической и политической самостоятельности Крым, способный стать бастионом борьбы за смену социально-экономического курса.

Во-первых, крымское общество, как никогда, растеряно, разобщено и раздроблено, в то время, как представители правящей олигархической группировки в крымской власти сумели создать связанную круговой порукой и жесткой внутренней дисциплиной клику, готовую всеми средствами добиваться установления в Крыму олигархического господства. На выборах 2006 года был создан блок «За Януковича!», электоральный успех которого помог олигархии установить контроль над политическим пространством Автономии. Однако это объединение, включавшее деятелей, связанных с криминальным миром и применявшими его методы, все-таки сохраняло признаки политической коалиции, в которой учитывались интересы предпринимательских кругов АРК, решивших поступиться интересами крымчан ради собственной выгоды. Но избирательный блок, который крымская власть создала на нынешних выборах, безусловно, не является политическим объединением. Это группа, созданная из подручного материала для решения конкретных задач, призванная обеспечивать олигархическому правлению в Крыму видимость законности и демонстрации некой консолидации. Уже один ее состав говорит о многом. В нее вошли представителей «донецких» предпринимательских кругов, имеющих экономические интересы в Крыму (в том числе совсем юный сын народного депутата Сергея Васютина, ранее возглавлявшего «Укртранслизинг»), люди, напрямую контролирующиеся Джарты (в том числе новый руководитель «Крымтроллейбуса» Виталий Нахлупин, который, вероятно, еще месяц назад и не догадывался, что ему предстоит стать депутатом крымского парламента), а также перебежчики из различных группировок крымских партий – по принципу от расстрелянной «партии жирных котов» до Партии регионов. Их довольно много: нужно признаться, желающих торговать совестью, телом, интересами и полномочиями Автономии в Крыму всегда хватало. Но они еще в недавнем прошлом представляли различные кланы, а потому не испытывают друг к другу ни малейшего доверия и никогда не смогут достичь согласия. Они будут покорно и безропотно выполнять то, что будут им приказывать их новые хозяева. Бессмысленно надеяться, что существует черта, за которую эти люди переступить не смогут, что на каком-то этапе они вспомнят о том, что они крымчане и не решатся пойти на окончательное уничтожение самостоятельности Крыма. О моральном уровне этих людей лучше всего говорит фраза, брошенная бывшим руководителем крымской организации партии, которая неизвестно на каком основании именует себя социал-демократической. Он заявил (и не где-нибудь, а на сессии Верховного Совета), что обязательно спляшет на крышке гроба тех, кто является его политическим противником. Наивно было бы ожидать, что подобный человек сохранил хотя бы смутные представления о моральных нормах и правилах приличия. К этому следует добавить аморальность самого В. Джарты, который даже не попытался публично отмежеваться от такого крайне опасного заявления.

Во-вторых, правящая группировка чувствует себя чрезвычайно самоуверенно и впервые за много лет не нуждается в содействии со стороны крымской элиты для получения контроля над Крымом. Крымские предпринимательские и политические круги неоднократно поступались правами и полномочиями нашей Автономной Республики ради собственной выгоды. Но они все же были заинтересованы в самостоятельности Крыма (хотя бы для того, чтобы им было чем торговать). Ныне перед крымской элитой поставлен простой выбор: безропотно выполнять пожелания донецкой правящей олигархической группировки в обмен на возможность заниматься экономической деятельностью или лишиться доходов, собственности, а, может быть, и свободы. Посмотрите, с каким пренебрежением отнесся глава крымского правительства к предложениям и просьбам известного политика С. Куницына, привыкшего еще со времен Л. Кучмы напрямую общаться с центральной властью, да и сегодня являющегося официальным представителем президента в Автономной Республике. А ведь предвыборная борьба еще в самом разгаре, и правящей группировке пока еще необходимо делать вид, что она пользуется в Крыму поддержкой хотя бы для того, чтобы придать видимость достоверности готовящимся фальсификациям. Как представители «донецкого» клана будут третировать крымских политиков и предпринимателей после выборов даже представить страшно.

В-третьих, правящая олигархическая группировка решилась выйти за пределы правового пространства, а потому больше не собирается связывать себя правовыми нормами. Для нее важно только сохранить видимость законности, чтобы не компрометировать своих партнеров в Брюсселе и Вашингтоне. Отмена конституционной реформы, лишившая легитимности все органы власти, существующие в украинском государстве, - чрезвычайно печальная веха, свидетельствующая о том, что наша страна движется к социально-политической катастрофе. Сегодня мы вплотную приблизились к установлению олигархического фашистского режима, готового самыми жестокими средствами отстаивать классовые интересы олигархии. Крым остается последним рубежом сопротивления курсу на утверждение авторитаризма, а потому правящая группировка пойдет на любые нарушения принципов права и норм политической демократии ради получения нужных ей результатов голосования. Мы видели, как формировались избирательные комиссии, с каким цинизмом обходились все требования законности и справедливости. Точно так же, как завозились из Донецкой области будущие члены избирательных комиссий, а теперь завозятся в Крым «избиратели», которых сотнями прописывают в крымских общежитиях. Понятно, что каждый из этих людей 31 октября должен будет проголосовать несколько десятков раз.

Еще одна причина, по которой сегодня ведется масштабное наступление на Автономную республику, также напрямую связана с экономическим кризисом. В связи с падением мирового спроса резко снизились доходы украинской олигархии. Между тем, спекуляция крымской землей и разработка нефтегазовых месторождений Черного моря даже в условиях кризиса может принести значительный доход. И если Конституция АРК требует вести разработку полезных ископаемых с учетом интересов Автономии и создает препятствия для решения земельного вопроса в интересах рейдеров и спекулянтов, то нужно сделать так, чтобы некому было требовать реализации положений Крымской Конституции. А против общественных активистов и представителей местного самоуправления, которые осмеливаются возражать против захвата земель агропромышленных предприятий, санаториев и населенных пунктов, уже выработался целый арсенал средств, - от избиений до возбуждения уголовных дел по надуманным предлогам.

Мы слишком долг отступали и остановились у края, у последней черты. Еще один шаг назад, и Крым с его особой политической и культурной атмосферой, с его ролью связующего звена, соединяющего воедино восточнославянское пространство, перестанет существовать. Мы обязаны удержать наш последний рубеж обороны.

Но ответственность за сохранение политической, экономической и культурной самостоятельности Крыма, гарантированной Автономной Республике ее Конституцией лежит не только на крымчанах, но и на всем украинском обществе. Важно, чтобы масштабы угрозы, с которыми сталкивается Крым, осознала, наконец, международная общественность. Стабильность в Крыму представляет для безопасности Европы не меньшую важность, чем создание условий для развития Каталонии или Южного Тироля. Автономный статус Крыма является единственной гарантией сохранения на полуострове гражданского мира, а межэтнические и межконфессиональные конфликты, разгоревшись на крымской земле, обязательно перекинутся и на другие регионы Евразии. И, конечно же, особая моральная ответственность за мир и безопасность в Крыму лежит на руководстве России.

Пока у нас еще есть возможность остановить наступление правящей олигархии на нашу Автономную Республику. Многое зависит от того, сумеет ли крымское общество осознать надвигающуюся опасность и поддержать единственную политическую силу, способную защитить Автономный статус Крыма, - республиканский комитет Коммунистической партии Украины.

Наши требования прямо противоположны тому, к чему стремится правящая олигархическая группировка. Мы выступаем за реализацию Конституционных полномочий АРК, гарантирующих Крыму финансовую, политическую, экономическую и культурную самостоятельность. За расширение прав местного самоуправления и установления жесткого общественного контроля за распределением земли. За разработку месторождений полезных ископаемых в интересах Автономии и под ее непосредственным контролем. За направление бюджетных средств и доходов от добычи нефти и газа на восстановление промышленности, сельского хозяйства и курортного комплекса, причем главной целью экономической политики должно стать создание высокооплачиваемых рабочих мест. За повышение социальных выплат нуждающимся гражданам за счет республиканского бюджета.

Сегодня Крым стоит перед выбором: либо реализация программы рескома Компартии Украины, либо сдача последнего рубежа обороны, ликвидация самостоятельности нашей Автономной Республики и утверждение на полуострове олигархического господства. Решиться занять ответственную гражданскую позицию, как правило, нелегко. Но отказаться от нее сегодня — значит поступить собственным будущим, предать Крым, отнять социальные перспективы у подрастающего поколения крымчан.

Леонид Грач, народный депутат Украины, первый секретарь Крымского рескома КПУ, Председатель Общественного Совета по защите конституционных полномочий Автономной Республики Крым

Дополнительная информация