Социально-экономическое развитие Крыма за 4 месяца (январь-апрель) 2011 года

Автономная Республика Крым – уникальный регион Украины, в котором соединены мощный природно–климатический и производственно – технологические потенциалы.

В структуре экономики АРК доля услуг составляет больше половины – 65,9%, на производственную сферу приходится - 34,1%, (промышленность – 18,4%, сельское хозяйство – 8,7%, строительство – 6,5%, рыбное хозяйство -0,5% ).

Промышленный комплекс является одной из основных отраслей экономики республики, дающей до трети всех поступлений в сводный бюджет. Основу промышленного комплекса АРК составляет пищевая промышленность (до 33,0% общего объема реализации промышленной продукции), химическая промышленность - (22,0%), производство и распределение электроэнергии, газа и воды (24,0%), машиностроение- (12,0%) и добывающая промышленность- (5,0%).

Структуру продукции сельского хозяйства АРК в равной степени формируют продукции растениеводства - ( 50,1%) и животноводства - ( 49,9%), при этом структура предприятий аграрного сектора образуется хозяйствами населения ( 55,6%) и сельскохозяйственными предприятиями ( 44,4%).

Сельскохозяйственные предприятия специализируются, преимущественно, на производстве продукции растениеводства, а хозяйства населения на производстве продукции животноводства. Транспортный комплекс АРК представляет собой систему коммуникаций автомобильного, железнодорожного, морского и авиационного транспорта. В структуре перевозок максимальный удельный вес принадлежит автомобильному транспорту – 73,8%, железнодорожному транспорту - 17,8%. Автотранспорту принадлежит и большая часть пассажирских перевозок – 55,6% в т.ч. троллейбусному -28,5%.

Проанализируем динамику социально – экономических показателей развития Крыма за 4- месяца текущего года.

Несмотря на незначительный рост объемов промышленной и сельскохозяйственной продукции в текущем году по сравнению с аналогичным периодом 2010 года ,в апреле 2011г. выпуск промышленной продукции уменьшился по сравнению с мартом месяцем на - 2,2%. На предприятиях добывающей промышленности относительно января–апреля 2010 года объем производства продукции снизился на - 2,1%, в т.ч. на предприятиях по добыче топливно-энергетических полезных ископаемых – на 5,9%.

На предприятиях по производству пищевых продуктов, напитков и табачных изделий по итогам четырех месяцев 2011г. наблюдалось снижение выпуска продукции на - 4,4%.

По сравнению с январем–апрелем 2010г. сократился выпуск муки на - 525 т, молока обработанного жидкого – на 625 т, свежих или охлажденных говядины и телятины – на 349 т, макаронных изделий без начинки – на 85 т, изделий хлебобулочных – на 44 т, кисломолочных продуктов – на 224 т, вина виноградного – на 791 тыс.дал, напитков безалкогольных – на 220 тыс.дал. В легкой промышленности по итогам января–апреля 2011г. наблюдается снижение производства продукции на - 12,9%.

В январе–апреле 2011г. в отрасли сельского хозяйства общие объемы производства в хозяйствах населения – сократились на - 2,8%. По состоянию на 1 мая 2011 года. Всеми категориями хозяйств яровые культуры (с учетом пересева по погибшим озимым и многолетним травам) посеяны на площади 175,1 тыс. га, что составляет- 91,2% аналогичного уровня прошлого года. Зерновые и зернобобовые культуры (без кукурузы) по яровому клину посеяны на площади 75,5 тыс. га, что на 19,5% меньше, чем на 1 мая 2010г., в том числе ячмень – 56,3 тыс. га или на-18,8% меньше. В январе–апреле 2011г. в хозяйствах всех категорий сократилось производство молока на – 87,2 тыс. т или на- 6,6% , в сельскохозяйственных предприятиях сократилось производство молока на- 2,8%, в хозяйствах населения производство молока и яиц – сократилось на 7,1% и 2,2% соответственно.

По состоянию на 1 мая 2011г. поголовье крупного рогатого скота во всех категориях хозяйств насчитывало- 171,6 тыс. голов, что на 8,0% меньше в сравнении с 1 мая 2010г., в том числе коров – 76,1 тыс. голов ,на- 11,8% меньше. В сельскохозяйственных предприятиях общая численность крупного рогатого скота уменьшилась на- 17,5% и составила- 27,4 тыс. голов, коров стало меньше на- 8,0% и составила- 8,0 тыс. голов. В хозяйствах населения поголовье крупного рогатого скота сократилось на 5,9% и составила- 144,2 тыс.голов, коров – на 12,2% и составила -68,1 тыс. голов, численность поголовья свиней составила 189,0 тыс. голов, что на 2,6% меньше, чем на начало мая 2010г, в том числе в. сельскохозяйственных предприятиях- поголовье свиней сократилось на- 4,7%, а в хозяйствах населения – на 0,7%. Численность поголовья овец и коз в целом уменьшилось на- 7,8% до 406,0 тыс. голов, в сельскохозяйственных предприятиях поголовье овец и коз сократилось на- 22,9%, в хозяйствах населения – на 5,6%,. поголовье птицы в хозяйствах населения – сократилось на-5,5%.

Средние цены продажи аграрной продукции сельскохозяйственными предприятиями по всем направлениям реализации в январе–апреле 2011г. в сравнении с январем–апрелем 2010г. увеличились на- 12,2%, в том числе на продукцию растениеводства – на 38,3%, на продукцию животноводства – на 1,6%. За январь–март 2011г. в АР Крым введено в эксплуатацию- 97,7 тыс. м2 общей площади жилых домов Большая часть жилых домов (84,3 тыс. м2) введена индивидуальными застройщиками. Ввод индивидуальных жилых домов за январь–март 2011г. по сравнению с соответствующим периодом 2010г. снизился на- 2,2%. Автомобильным транспортом республики на коммерческой основе за январь–апрель 2011г. доставлено заказчикам 791,3 тыс. т грузов и выполнено 141,0 млн.т грузооборота, что на 4,3% и 2,4% меньше, чем за январь–апрель 2010г.

С начала 2011г. объем транспортированного магистральным трубопроводом газа составил- 781,6 тыс. т, грузооборот – 113,1 млн. ткм, что соответственно на-7,6% больше и 2,5% меньше, чем за январь–апрель 2010г. За четыре месяца 2011г. водным транспортом автономии перевезено 171,0 тыс. т грузов, что на - 6,1% меньше, чем за январь–апрель 2010г. Объем обработки грузов морским транспортом уменьшился по сравнению с январем–апрелем 2010г. на - 3,9% и составил 4450,4 тыс.т. Количество пассажиров, воспользовавшихся услугами трамвайного транспорта, по сравнению с январем–апрелем 2010г. уменьшилось на- 6,7% и составило 2,3 млн. человек, а услугами железнодорожного транспорта уменьшилось по сравнению с январем–апрелем 2010г. на 3,4% и составило 5,8 млн. человек.

Объем экспорта товаров Автономной Республики Крым в январе–марте 2011г. составил 150 млн. долл., импорта – 192 млн. долл. Отрицательное сальдо внешней торговли товарами составило 42 млн. долл. Индекс потребительских цен (индекс инфляции) в январе–апреле 2011г. составил 107,3% (в январе–апреле 2010г. – 105,6%).

За январь–апрель 2011 года продукты питания подорожали на 9,4%. Среди продовольственных товаров наиболее всего возросли цены на овощи – на 40,6%, на 33,1% – фрукты. На- 12,6% подорожал хлеб и хлебопродукты, в том числе крупы и мука на- 28,4%. на 9,5%- стал дороже сахар, на 5,2% – рыба и продукты из рыбы, на 2,8% – безалкогольные напитки, на 0,4% – масло и жиры. Алкогольные напитки и табачные изделия подорожали на 3,1%, в том числе алкогольные напитки – на 5,6%, табачные изделия на 1,6%.

Из- 19 социально- значимых продуктов питания по 16- продуктам питания средние цены в автономии выше среднеукраинских показателей. Рост цен на топливо и масла в январе-апреле 2011 года составил 24,3%. Возросли услуги и тарифы: на электроэнергию на 22,9%, горячую воду и отопление на 15,2%, сжиженный газ на 13,3%, канализацию на 11,9%, на транспорт на 12,1% и амбулаторные услуги на 3,4%. На 3,6% и 1,4% соответственно увеличилась стоимость гостиниц и услуг учреждений образования.

Сумма невыплаченной заработной платы на 1 апреля 2011г. составила 83,1 млн. грн., что на 17,4% больше, чем на 1 января 2011г. Из общего объема долга 50,5% приходится на экономически активные предприятия. В целом объем долга равнялся 9,7% фонда оплаты труда, начисленного в марте 2011года.

С начала года больше всего увеличилась задолженность перед работниками по выплате заработной платы на предприятиях промышленности, транспорта, сферы операций с недвижимым имуществом, аренды, инжиниринга, в учреждениях по предоставлению коммунальных и индивидуальных услуг.

Своевременно не получили заработную плату 9,5 тыс. работников экономически активных предприятий, что составляет 2,4% от общей численности работников, занятых в экономике. При этом каждому из них не выплачено в среднем 4420 грн., что в 2 раза превышает среднюю заработную плату в марте 2011 года.

Сумма долга по выплате помощи в связи с временной потерей трудоспособности на протяжении марта 2011 года увеличилась на-21,1% и на начало апреля 2011 года составила-717,3 тыс. грн.

Задолженность населения по оплате жилищно-коммунальных услуг на 1 апреля 2011г. составила 422 млн. грн., срок задолженности за все услуги равнозначен начислениям за 2,6 месяц, сумма долга больше всего образовалась: за централизованное отопление и горячее водоснабжение – 43% , содержание домов, сооружений и придомовых территорий и вывоз бытовых отходов – по 23%, централизованное водоснабжение и водоотведение – 22% и газоснабжение – 19%. Кроме того, по состоянию на 1 апреля 2011г. задолженность населения за электроэнергию составила- 464,0 млн. грн.

Количество незанятых граждан, которые состояли на учете в государственной службе занятости, на 1 мая 2011г. составило-22,7 тыс. человек. За помощью в трудоустройстве на протяжении апреля 2011 года обратилось 4,4 тыс. крымчан (в апреле 2010г. – 3,7 тыс. человек). Количество зарегистрированных безработных на 1 мая 2011г. составило- 22,0 тыс. человек.

Из каждых- 10 зарегистрированных безработных, пятеро ранее занимали рабочие места, трое – должности служащих, остальные – граждане без профессии или занимавшие места, не требующие специальной подготовки. Нагрузка незанятого населения, состоящего на учете в государственной службе занятости, составила на конец апреля 2011г., 5- человек на одно свободное рабочее место (вакантную должность). По категориям рабочих мест этот показатель наивысший у работников сельского хозяйства – 8 человек и лиц, не имеющих профессии, – 6 человек.

Численность населения АР Крым на 1 апреля 2011г. составила 1962,5 тыс. человек. На протяжении января–марта 2011г. численность населения сократилась на 1,0 тыс. человек, или на 2,2 человека в расчёте на 1000 жителей Крыма.

Общее сокращение численности населения обусловлено естественной убылью (1,9 тыс. человек), при этом зафиксирован миграционный прирост населения (0,9 тыс. человек). Объем естественной убыли населения в текущем году сравнении с январем–мартом 2010г. увеличился на 94 человека, или с 3,7 до 3,9 человека в расчёте на 1000 жителей Крыма.

В расчете на 1000 населения автономии рождаемость увеличилась с 11,2 до 11,6 человека, а коэффициент смертности – с 14,9 до 15,5 человека. Органами внутренних дел и прокуратуры АР Крым на протяжении января–апреля 2011г. зарегистрировано 12,6 тыс. преступлений, что на- 40% больше показателя за январь–апрель 2010г., в том числе- 67 преступлений выявленных налоговой милицией.

Из общего количества криминальных преступлений- 38% составляют тяжкие и особо тяжкие, 71 % преступлений корыстной направленности.- это кражи, грабежи, разбойные нападения, вымогательства и мошенничество в отношении всех форм собственности. По сравнению с январем–апрелем 2010г. увеличилось количество вымогательств в 7 раз, в 1,8 раза – грабежей, в 1,6 раза – краж и хищений коллективного и личного имущества и взяточничеств.

Число потерпевших от преступных действий по сравнению с январем–апрелем 2010г. увеличилось в 1,5 раза и составило- 8,8 тыс. человек

Несмотря на заверения крымской власти о принимаемых мерах по стабилизации социально-экономической ситуации в автономии, динамика показателей социально – экономического развития в Крыму в текущем году не могут вызывать тревогу и восприняться» как норма». Власть Крыма до настоящего времени не в состоянии обеспечить позитивное развитие рекреационного, аграрного и промышленного комплексов.

Курортная инфраструктура изношена, уровень сервиса на крымских курортах остается чрезвычайно низким, конкурентоспособными остаются лишь наиболее дешевые и наиболее дорогие варианты отдыха, За прошедшие годы часть бывших советских граждан была вынуждена отказаться от отдыха в Крыму по экономическим причинам, часть – предпочитает отдыхать на зарубежных курортах, в результате в Крыму в последние годы не на много увеличивается численность отдыхающих, а курортный сезон полноценно длится всего три месяца.

Строительство объектов ведётся хаотически, никакого плана развития рекреационного комплекса Крыма практически не существует, в результате бесконтрольной строительной деятельности снизилась и снижается привлекательность ряда курортных мест.

Усилились крайне неблагоприятные для Крыма тенденции, которым не противопоставлена какая-либо рациональная и планомерная деятельность. Во-первых, вследствие кризиса туристической индустрии резко дешевеют курорты, рассчитанные на массовый, дешёвый отдых, - прежде всего, Турция и Египет. Они оказываются наиболее привлекательными для нового украинского среднего класса.

Во-вторых, российский средний класс восстановил тот уровень жизни, которым обладал до кризиса 1998 года. В результате он стал предъявлять повышенные требования к сервису, за который он теперь готов платить больше, чем два-три года назад. Если подобный уровень ему не будет обеспечен в Крыму, он вновь сделает выбор в пользу средних по стоимости курортов Италии, Испании, Греции и Северной Африки.

Продолжается деградация важнейших отраслей промышленности и сельского хозяйства, которые при изменении экономического курса могут стать основой благосостояния Крыма. Разрушительные процессы зашли так далеко, что сейчас речь должна идти не о косметических мерах, которые предлагает действующая власть, а о пересмотре принципов экономической политики. В противном случае развал ряда отраслей уже в ближайшем будущем может принять необратимый характер.

Что же следует сделать для того, чтобы переломить негативные тенденции в экономике Крыма? Во-первых, необходимо обеспечить политическую, правовую и экономическую поддержку предприятиям, занятым обслуживанием туристов и ведущим строительство объектов сферы услуг и туристического бизнеса. Одновременно нужно установить жёсткий контроль над качеством такой деятельности, её соответствием общепринятым стандартам и задачам сохранения Крыма как уникального природного и историко-культурного комплекса. Особый упор следует сделать на действенную поддержку предприятий малого и среднего бизнеса, которым нужно обеспечить доступ к кредитам и лизингу оборудования, встроить их в программу комплексного развития Крыма.

Во-вторых, власти Крыма должны вести активную рекламную политику, популяризируя Крым как место отдыха, обладающее уникальными возможностями и достопримечательностями.

В-третьих, Крым должен развивать контакты с российскими регионами, выходя на местные рынки туристических услуг и заручаясь поддержкой региональных администраций. Конституция Крыма вполне позволяет устанавливать такое взаимодействие.

В-четвёртых, следует активно и результативно заняться возрождением сельскохозяйственного комплекса, который, несмотря на то, что он был одним из самых высокоразвитых в СССР, сегодня развален. Поэтому по сравнению с 1990 годом в Крыму в несколько раз снизилось производство зерна и овощей, мяса, молока, яиц, шерсти и поголовье скота.

В-пятых, не меньше, чем аграрный комплекс, в поддержке нуждается промышленность Крыма. Социально-экономическое развитие Крыма невозможно без возрождения тех отраслей, которые могут сыграть роль локомотива всей крымской экономики, прежде всего, судостроения, судоремонта и рыбной промышленности (в том числе, океанической). Многие предприятия, потенциально способные успешно работать и в нынешних условиях, были просто разграблены в 90-е годы. Восстановив их, создадутся новые рабочие места и увеличатся бюджетные поступления, что даст толчок для подготовки условий для качественного изменения социально-экономической ситуации в Крыму.

Основой промышленной политики Крыма должно стать взаимодействие с отдельным предприятием и его работниками, средним и мелким бизнесом, а не союз с олигархическими структурами, стремящимися к монополизации целых отраслей и игнорирующих любые социальные обязательства.

Oппозиционному Совету Министров АРК необходимо проанализировать социально-экономическую ситуацию, существующих слабых мест препятствующих динамичному развитию отраслей экономики автономии и на основе этого, предложить создать в Крыму социально-экономическую модель, позволяющую всем крымчанам получать выгоды от курса, направленного на созидание, развитие сотрудничества с братскими народами, защиту наших культурных и нравственных ценностей.

В. Лысенко, Председатель оппозиционного Совета министров Автономной Республики Крым

Дополнительная информация