Грачевская Конституция доказала свою жизнеспособность

К 15-летию утверждения Конституции Автономной Республики Крым

Это образное и в то же время точное и меткое название основного закона Автономной Республики Крым, отдающее должное человеку, политическому и партийному руководителю Л. Грачу, по инициативе, организации работ и личному участию которого была создана эта Конституция и проведена через все препятствия в жизнь. Значение Конституции Крыма

Леонид Грач со своими соратниками создал правовой базис, тем самым обезопасил автономию от случайных антиправовых явлений, от своеволия, от сиюминутных беззаконных вмешательств в деятельность крымчан.

Жителям автономии была представлена уникальная возможность построить демократическое общество, научиться жить по закону. К сожалению, эта возможность не была использована теми, кто принял власть после Л. Грача.

В Конституции закреплен термин "крымчане", как особой межэтнической и политической общности людей, проживающих на крымском полуострове. Впервые на всем постсоветском пространстве принята такая Конституция, в которой установлено право использования русского языка во всех сферах, в том числе в отраслях образования, и утверждение его как языка межнационального общения.

С обретением Конституции Крыму гарантирована неприкосновенность территории, получено право распоряжаться землей, недрами автономии.

Совершился прорыв Крыма на международную арену. Повысился международный авторитет Крыма. В июне 1999 года крымская делегация во главе с Л. Грачом впервые на Петербургском экономическом форуме приняла участие в заседании Совета Межпарламентской ассамблеи СНГ на правах равноправного члена. Крыму предоставлено право заключать договоры с регионами России, Беларуси и другими государствами.

Крым стал популярным местом для проведения международных форумов, конференций, международных фестивалей. В Симферополе работает Генеральный консул Российской Федерации. Крым, сбросив криминал со своего тела, возвращает себе имидж курортной столицы.

Подготовка текста Конституции АРК

Эта работа началась сразу после избрания Леонида Ивановича Грача Председателем Верховной Рады Крыма в мае 1998 года. В сжатые сроки Л. Грач, при научно-правовой поддержке, написал положения основного закона Крыма. 21 октября того же года в Верховной Раде Крыма состоялось обсуждение нового проекта Конституции, предложенного Л. Гачом на заседании Координационного Совета блока партий и движений "Согласие ради возрождения Крыма" и на парламентских чтениях с участием депутатов, членов Правительства, юристов, широкой общественности. Большинство участников дискуссии вы-сказались за новый вариант Конституции АРК.

Оппозиция выступила против. Идеологом протестующих был В. Клычников, представитель партии "Союз". Он - за бездействующую конституцию, которая даже не была утверждена. Аргументированно выступил за поддержку проекта новой Конституции и политики Председателя Верховной Рады Л. Грача Г. Демидов, заведующий юридическим отделом Верховной Рады Крыма.

Л. Грач в своем выступлении раскрыл настоящие скрытые цели оппозиции. Он сказал, что "эти силы поставили своей целью любой ценой дестабилизировать ситуацию и сорвать процесс интеграции автономии в цивилизованный мир и стабилизации жизни в ней". В интервью "Зеркало недели" Л. Грач продолжил эту оценку: " В Крыму есть силы, которые заинтересованы в проведении политических оргий, за которыми они решают свои темные дела с финансовыми потоками, с собственностью, с кадровым потенциалом". Несмотря на все сложности обстановки, Л. Грач в ходе дискуссии поставил два вопроса, отражающие сущность содержания проекта новой Конституции, и дал ответы на них. Что закладывается в новую Конституцию автономии? Что хотели бы мы видеть в этой Конституции? Первое. В ней должен быть максимум здравого смысла, не перехлест, не война автономии и центра. Главное - определиться в системе органов власти, где место этой автономии.

Второе. Против всяких конфликтов, за мирное разрешение проблем Крым должен иметь максимум экономических прав - все 100% собираемых налогов должны оставаться в Крыму. Третье. Вертикализация власти исполнительной и представительной. Ведь Крым - автономия парламентского типа. Конституционным путем должны быть закреплены парламентские права автономии, ее государственные полномочия. Этим ясным представлением о содержании Конституции автономии закончилась дискуссия.

Представление проекта Конституции для утверждения Верховной Радой АРК.

Л. Грач начал доклад как коммунист с жесткой критики развала СССР и его трагических последствий. Затем конкретно задал вопрос: возможно ли возникновение суверенного и независимого государства - Республика Крым - без внутренних межнациональных конфликтов и конфликтов с государством, в которое она входит, без конфликтов между Россией и Украиной? Мы этих противоречий можем избежать, если будем действовать в рамках Конституции Украины и в пределах правового поля Украины.

Далее Л. Грач перешел к содержанию Конституции (в сравнении со старой, неутвержденной).

Во-первых. Концептуально изменен статус Крыма с суверенного государства на Автономную Республику Крым, не обладающую государственным суверенитетом, но обладающую самостоятельностью в пределах, определенных Конституцией АРК и являющуюся составной частью суверенного украинского государства. "Республика Крым" дополнена словом "Автономная".

Во-вторых. Изменен статус органов власти - с государственных на органы власти Автономной Республики Крым: Верховная Рада, Совет Министров АРК.

В-третьих. Статус Конституции суверенного государства заменен на статус составной части суверенного государства. Основной задачей органов власти АРК является обеспечение реализации прав и свобод человека, гражданина, установленных Конституцией Крыма, Украины и законами.

О сложной проблеме русского языка

Попытки, связанные со временем принятия Конституции Украины, объявить русский язык вторым государственным, за что выступали все, и в том числе Л. Грач, не увенчались успехом. В Конституции Украины это не было предусмотрено, и потому составители новой Конституции были вынуждены согласиться на то, что русский язык как язык большинства крымчан и язык, который используется для межнационального общения, должен использоваться во всех сферах общественной жизни. Учитывая сложившиеся обстоятельства, Л. Грач принял такую трактовку. В то же время нашлись ультракрымские "деятели", которые обвиняли Л. Грача, что он якобы виноват в том, что русский язык не стал государственным. Эти обвинения распространялись во время подготовки Конституции и после ее утверждения теми людьми, для которых политик стал препятствием в их темных делах. Л. Грач старался решить все проблемы мирным путем, не идя на кровавое столкновение. Обстановка в Крыму и на Украине была такова, что определенные силы стремились к войне.

В действительности были преду-смотрены такие нормы, которые в правовом смысле могут защитить русский язык. Л. Грач конкретно на них указывал: статья 10 "Обеспечение, функционирование и развитие государственного языка, русского, крымскотатарского и других языков автономии". Указывались и другие статьи и пункты, которые обеспечивали использование русского языка во всех сферах общественной жизни.

Об изменении управления АРК

Но самое главное, утверждал Л. Грач, почему противники не хотят принять в данной редакции новую Конституцию, состоит в том, что она подтверждает сущность того, что так дальше руководить нельзя. Подчеркивалась ответственность депутатов, народных избранников перед носителем власти - народом. Мы с вами мифическая власть - мифическая Верховная Рада, Совет министров. Можно себе представить, как отреагировали на это утверждение Л. Грача руководители представительной и исполнительной власти автономии.

Дополнительная информация