Леонид Грач: Порошенко нужно срочно договариваться с Путиным

В эксклюзивном интервью корреспонденту FaceNews экс-председатель Верховного Совета АР Крым, народный депутат Украины (2002-2012 гг.) Леонид Грач рассказал о том, с какими проблемами столкнулись крымчане за последние месяцы, и как их нужно решать.

 Прошло три месяца с тех пор, как Крым после референдума перешел под крыло России.

С какими проблемами столкнулись крымчане за это время, как их нужно решать и почему парламентские выборы в Крыму пройдут раньше времени? Как взаимодействовать крымским татарам с российскими властями? Почему Украине нельзя запрещать коммунистическую идеологию и как должны были бы пройти газовые переговоры между Киевом и Москвой?

На эти и другие вопросы в эксклюзивном интервью корреспонденту интернет-издания «Детали» ответил экс-председатель Верховного Совета АР Крым, народный депутат Украины (2002-2012 гг.) Леонид Грач. 

- Леонид Иванович, сейчас Крым находится под юрисдикцией РФ, как Вы оцениваете работу российского правительства на полуострове? Все это, включая спорный референдум от 16 марта, стоило того, чтобы Крым был управляем из Кремля?

- Во-первых, лично для меня это не спорный референдум, он имеет правовую основу: Крым как автономное образование имел право на проведение референдума.

Во-вторых, это, безусловно, исторический опыт: полуостров, посредством референдума (1991 г.) уже восстанавливал свои полномочия подобного образования.

И, в-третьих, замечу, такое настроение выстрадано последними годами, в течение которых официальный Киев, по сути, просто топтал полномочия Крымской Конституции 1998 года. Причем это делали все президенты Украины, без исключения. Так что, простите, я даже не дискутирую на тему правомочности референдума.

- Однако известно, что крымский референдум прошел со всевозможными и грубейшими нарушениями.

- Нет, ну о чем речь?! Пускай бы так все выборы проходили, как проходил крымский референдум, – без нарушений! Это выборы президента Украины прошли с грубыми нарушениями, без участия миллионов граждан, а с крымским референдумом как раз все в порядке.

Другое дело, что адаптация Крыма в российское правовое, социально-экономическое и культурное поле – это резкий разворот и ломка, с которыми, к сожалению, Крымское руководство не справляется.

- Почему?

- По одной причине: не может быть, чтобы вчерашние коррупционеры и лидеры республиканской организации Партии регионов – взяточники и представители криминалитета – вдруг за сутки, лишь только потому, что Крым принял решение возвратиться в состав России, – вдруг изменили в разы свою психологию и порвали со старыми связями.

Это совершенно очевидно. Точно  так же, как ясно, что послушной властью, с точки зрения руководства только законом, эти люди не станут.

Но как бы ни было, нынешняя крымская власть была и остается легитимной, хотя и проявила немедленно рецидивы коррупционного заболевания своей психологии, разворовывая гуманитарную помощь, раздавая должности, земли и многое другое. Словом, занимаясь всем тем, чем занималась при Януковиче. И в этом смысле, увы, пока что в Крыму мало что изменилось.

- И все-таки как Вы оцениваете работу российского правительства на полуострове за это время?

- Сегодня в Крыму нет резких изменений в антикоррупционной сфере, ценообразовании; напротив, появились очереди – люди сутками стоят, чтобы получить паспорт, заплатить за услуги ЖКХ – на все выросли цены.

Естественно, в этом случае центр (Москва) должен брать все на себя, и берет. К примеру,  тот же антикоррупционный скандал по разворовыванию гуманитарной помощи сам не случился бы – крымские нувориши против себя не борются. Это исключительно заслуга Генпрокуратуры и Следственного Комитета России, которым напрямую подчинены крымская прокуратура и следственный комитет, – именно по их инициативе было возбуждено уголовное дело и начался кругооборот.

А что касается повседневных вопросов – малых и больших, – то этим министерство по делам Крыма в России заниматься и не должно. Это «парафия» местной крымской власти – в селах, поселках, городе. Но нынешняя крымская власть уже доказала, что неспособна навести порядок и поэтому назначены досрочные выборы в Госсовет и во все муниципальные органы власти – от сельского совета до городского и районного, - которые состоятся 14 сентября.

- Как России найти общий язык с крымскими татарами, если они называют российское правительство оккупантами и не хотят жить под флагом РФ?

- Пожалуйста, не нужно обобщать. Такие заявления делают отдельные члены меджлиса – националистической организации, до сих пор не имеющей легитимного статуса и не приученной за десятилетия Украиной к законопослушанию.

А как людям найти общий язык? Необходимо встречное решение со стороны федерального руководства, правительства, президента по разработке общероссийской программы по адаптации крымских татар в социально-экономическое, правовое, политическое и духовное поле России. Другими словами, не «портфельным теннисом» заниматься, а осуществлять реальные компромиссные шаги.

- «Портфельным теннисом»?

- Именно. Тому, кто прокричал «я люблю Россию», дали должность, отобрав у того, кто кричать отказался.

Кроме того, крымские татары и меджлис должны понять: сегодня они находятся в совершенно ином законодательном поле. О той вольготности, что была при Кравчуке, Кучме, Ющенко и Януковиче, о том, что они как отдельный этнос на межнациональном уровне будут выставлять свои отдельно взятые права, о том, что территория Крыма – исключительно их земля, теперь придется забыть. Нужно просто стать законопослушными гражданами Российской Федерации.

- Вы думаете, такое возможно? 

- Сегодня, пока лидеры меджлиса бросаются громкими заявлениями, крымские татары идут и получают российские паспорта, потому что им нужно жить, работать, кормить семью. Я ответил на ваш вопрос?

- Как долго, по-вашему, продлится переходной период и не появятся ли антироссийские настроения? Сможет ли Петр Порошенко вернуть Крым, как обещал?

- У Порошенко длинный язык и короткие руки. Он ни Крым никогда не возвратит, ни ту собственность в Севастополе, которую заимел. Этому всему пусть он теперь скажет «прощай». А что касается роста бытового и социального недовольства: конечно,  это не исключено. Если и дальше люди сутками будут стоять в очередях, и с ними при этом обращаются черт знает как, разумеется, протестный потенциал увеличится. Поэтому, чем быстрее закончится переходной период, тем лучше будет и для России, и для Крыма, и безрезультатно для киевской клики.

Но здесь нужно понимать: одна Москва сделать это не в состоянии, ей нужно заставить работать крымскую власть. Что и делается: центр подталкивает ее к борьбе против коррупции, да и по договору о вхождении Крыма и Севастополя в состав РФ назначили дату выборов на сентябрь 2015 года. Потом Москва посмотрела и увидела: увы, ребятки не тем занимаются (другим они заниматься априори не могут), а посему был поставлен вопрос: давайте демократическим путем, посредством выборов, проведем чистку.

Я думаю, наиболее активный процесс, завершающий переходной период, наступит в сентябре этого года, после выборов в Госсовет и муниципальные органы власти.

- Давайте поговорим о КПУ. Как считаете, правильно ли сейчас действует Компартия в украинском парламенте и справедливо ли хотят ее вместе с Партией регионов запретить? Что сейчас должен сделать Симоненко, чтобы вернуть хотя бы толику доверия своего электората?

- КПУ во главе с Симоненко уже давным-давно неправильно действует. И это еще мягко сказано. Партия продалась и обслуживает желания олигархических группировок. Этим Симоненко дискредитировал не только себя, но и людей, веривших в КПУ и голосовавших за список Компартии. Его лично давным-давно надо выгнать и запретить, а вот с коммунистической идеологией как раз так поступать нельзя.

Разговоры о запрете Компартии и Партии регионов – это все от лукавого. Запрет коммунистической идеологии вызовет резкое осуждение в мире, поскольку это наступление на права человека, на права веры, политических взглядов. Я бы хотел посмотреть, как капиталист Порошенко будет подписывать закон о запрете капиталистической Партии регионов.

- После развала СССР  коммунистическая партия тоже на некоторое время была запрещена. Чем то время отличается от нынешнего, если КПУ, по сути, все равно не работает в парламенте, а только вносит деструктив? Некоторые депутаты даже покинули фракцию, - настолько все серьезно.

- Время и решение суда показало: запрет Компартии в 1991 году был незаконным. И по-хорошему, надо было бы судить тех парламентариев во главе с Кравчуком, кто допустил такую правовую и идеологическую вакханалию. А что касается того, что коммунисты в парламенте ничего не делают: раз так, пусть их больше народ не избирает, вот и все. В любом случае не украинским национал-фашистам решать запрещать эту партию, если им не нравится ее идеология, или нет. Такого быть не должно. 

- Как Вы оцениваете действия украинского правительства в газовых переговорах с Москвой? Сегодня поставки российского газа в Украину прекращены, пока тепло, – вроде не страшно, но дальше-то что нужно делать? Как, по-вашему, нужно договориться Порошенко и Путину?

-На мой взгляд, Яценюк, Продан и Порошенко занимаются ерундой. Они обслуживают американские интересы. А американцам судьба украинского народа до лампочки – чем хуже, тем лучше. Они готовы уничтожить всех живущих на Донбассе, чтобы начать добычу сланца и угробить экологию. То, что сегодня себе позволяет Украина, заявляя о своей европейскости, – идиотизм. Пусть лучше выполняет условия договора, который подписала с «Газпромом».

А вообще, простите за иронию, не стоило им мочиться против ветра. Обрызгаться можно. И обрызгались, - от и до. Завтра на коленях приползут в Кремль и начнут просить, чтобы им поставляли топливо, потому что без него остановится производство, а через пару месяцев, действительно, замерзнет пол-Украины.

К сожалению, готовить сани летом – не принцип правителей Украины. Они – безответственные однодневки, думающие, что воровать российский газ для европейских стран – хорошее решение. Но они ошибаются. Мало того, что их, как воришек, поймают, так еще и, после того, как Европа начнет мерзнуть, поставят в угол. И нет тут никаких вопросов.

- Скажите, может ли быть какой-то мирный исход в этих переговорах? То есть без того, чтобы одна из сторон перекрывала поставки газа, а другая – ползла, как Вы говорите, на коленях просить не делать этого. Могут ли Путин и Порошенко договориться дипломатическим путем?

- Конечно, могут. Они с этого и начинали. Миллер – крупнейшая величина в международном экономическом мире. Я даже удивился, когда он ночью летал в Киев и договаривался. Что еще надо? Продан, понятно, - мальчик на побегушках, – ему даст команду Яценюк, он и сделает. Продан прекрасно понимает, что скоро украинскому президенту он будет не нужен – его выбросят как использованный пакет.

Не нужно доводить ситуацию до абсурда. Не надо закрывать в одностороннем порядке границу, пусть прекратят расстреливать на Донбассе людей, пусть не кичатся газовой трубой в Украине. Садитесь и договаривайтесь. Что еще нужно?

Накануне выборов Порошенко заявил, что 26 мая Украина прекратит воевать. Но ведь уже почти месяц истек, а все продолжается. Я бы на его месте прекратил любые военные действия, решил конструктивно вопрос по расчету за газ, поехал в Москву к Путину и сказал: «Владимир Владимирович, я новый человек, только пришел, давайте будем разговаривать. За газ я уже не должен, военные действия прекратил. Давайте сейчас с чистого листа начнем отношения – сделаем нам скидку на газ, организуем так, чтобы никто на Донбассе не возмущался, таким образом всех успокоим. Давайте сделаем дорожную карту между Украиной и Россией». Это был бы разговор. Но он же этого не делает. Он слушает Парубия, а кто такой Парубий по интеллекту?

- А как тогда быть с народным доверием? Кажется, сейчас редкий украинец будет рад каким-то таким разговорам с Россией. Даже придумали восточную границу огородить высоким хорошим забором и даже ТО этой постройки направили правительству.

- Когда нечистоплотным политикам выгодно, они вдруг вспоминают о народном доверии. А народ сегодня оболванен. Идет мировая информационная война с общественным противостоянием. Надо остановить все это. Сделать так, чтобы народ понимал – войны нет, мы сейчас занимаемся экономикой, строим обоюдовыгодные  отношения с Россией. Поверьте, народ от этого только вздохнет свободно.

- Не думаете ли Вы, что Путин всеми этими действиями и событиями с начала весны добился того, что Россию стали просто ненавидеть, а Украину, наоборот, уважать? В чем, по-вашему, заключается стратегия российского президента, если он вызывает ненависть всего мира к своей же стране?

- Во-первых, Путин доказал, что спас Россию от раздробления и межрегионального противостояния. Я говорю о периоде 2008г. Он начал возрождать страну, в том числе и вооруженные силы.

Западу и Америке это крайне не нравится, им хочется править миром одним мизинцем. Этого не будет. Им не нравилось, когда Россия просила не лезть в Сирию, в Ирак. Им не нравится, что Путин против, чтобы НАТО расширялся на Восток. Путин открыто заявил о своем нежелании, чтобы Украина шла в Европу, поскольку в этом случае поменяется не только геополитическое, но и военно-стратегическое и экономическое положение. Путин, как государственник, стоит за интересы России. Сколько крякали, что Олимпийские игры в Сочи не пройдут? Но он их провел с успехом.

И когда он увидел, что на Крещатике взошел неофашизм, что люди там «майданулись» до такой степени, что начали гнобить конституционные полномочия, в том числе культурную и духовную составляющие и готовы были взорвать ситуацию в Крыму, не гнушаясь использовать межнациональные отношения и мусульманский фактор, естественно, он стал на защиту Крыма. И опять понятно, что Западу это не понравилось: американцы видели свой флот в Севастополе, а оказалось, там будет по-прежнему базироваться Краснознаменный Черноморский Флот.

Путин не понравился миру лишь тем, что защищает интересы своего государства. Мне лично наплевать, как исковеркано общественное настроение в Европе и Америке и как там будут выстраивать отношение к личности Путина. Главное, чтобы он защищал интересы России – и тогда будет все нормально. Тогда и от Украины когда-нибудь отстанет этот американский синклит, созданный в Киеве. 

- Как, на Ваш взгляд, повлияют санкции Запада на крымских самопровозглашенных лидеров и на жизнь крымчан? Как думаете, вступит ли в действие третий уровень санкций Запада, который, грубо говоря, введет эмбарго на нефть и газ из России?

- Поверьте, крымским чиновникам и простым крымчанам от этих санкций ни жарко, ни холодно. А тем из крымских нуворишей, у кого есть припрятанное за границей добро, могу сказать лишь – это их проблемы. Они будут изобличены Европой и, кстати, Россией, поскольку, согласно российскому законодательству, четко и ясно постановлено– возвратите все в Россию.  И тут я проблем не вижу.

А что касается третьего уровня санкций, затрагивающих такие стратегические энергоносители, как газ и нефть, мне бы крайне не хотелось, чтобы Европа пошла на такие шаги, потому что, вне всякого сомнения, пострадает российский бюджет. Я реальный человек и понимаю, что от состояния бюджета России зависит социальное состояние каждого крымчанина.

Но я думаю, что Европа – она тоже, что называется, женщина не дура – подумает и поймет, что если пойдет на такие шаги, то столкнется с принципом палки о двух концах – одним концом приложит Россию, другим – себе по лбу. Если Россия не станет поставлять в Европу газ и нефтепродукты, что будет с Европой?

- Сейчас Запад ослабил санкции по отношению к Ирану. Не думаете ли Вы, что Россия может занять его место, а ближневосточная страна станет новым поставщиком нефти и газа в Европу?

- Нет. Во-первых, Ирану это не по плечу; во-вторых, не такие это простые по времени операции; и, в-третьих, ему необходимы соответствующие коммуникации. Если газ для Европы цепляется за украинскую часть общесоюзной трубы, как они оттуда собираются его подавать? Это не тот вопрос, который скоротечно может быть решен. А Европа сама взбунтуется, потому что Меркель и Олланд прекрасно понимают, что оставить свой народ в холоде, без средств передвижения (то есть, без нефтепродуктов и газа), значит вызвать социальные протесты. Европейцы, не стесняясь, выйдут на улицы. Это же не украинцы, которые выходят по неофашистским мотивам на майдан. Европейцы выйдут по социально-бытовым причинам и будут громить все. Ни Меркель, ни Олланд не допустят такого. Они отлично знают: общественным мнением нужно дорожить, иначе кресло под ними опрокинется.

 facenews.ua, 23.06.2014 г.

 

 

 

 

Дополнительная информация