К чему привел оппортунизм

Уже более десяти лет мы живем в условиях окончательно сформировавшегося олигархического строя, который утвердился после поражения левых сил на президентских выборах 1999 года на Украине.

При этом многие левые партии, в том числе и КПУ, и КПРФ, делают вид, что борьба за возвращение к социалистическому общественному устройству все еще продолжается, и стоит лишь изменить законодательство, как само собой ннаступит социализм. Очевидно, что подобная напускная наивность является лишь идейным прикрытием для деятельности, позволяющей на словах представать сторонниками социализма, а на деле - добиваться как можно более теплого места в рамках политической системы, легализующей бесчеловечный олигархический капитализм.

 

Марксистско-ленинская теория ясно говорит о том, что капиталистический строй (как и любой другой) нельзя свергнуть при помощи учреждений, созданных этим строем. Нужно широкое общественное движение, ставящее своей задачей коренное преобразование социально-экономической и политической системы в интересах трудящихся масс. Такое движение, по мере развития революционной ситуации, неизбежно будет сдвигаться в строну социалистических требований, если его ядром будет партия, стоящая на марксистско-ленинских позициях. В противном случае стремление народных масс к новому, более справедливому обществу может быть использовано для свертывания социалистического строительства и даже для укрепления олигархического строя. Мы с вами на протяжении последних двух десятилетий неоднократно становились свидетелями подобных процессов и в Украине, и в других государствах.

Почему же КПУ и КПРФ, имевшие вплоть до конца 90-х огромную общественную поддержку, фактически самоустранились от роли политиче-ской силы, консолидирующей и направляющей народные массы? Здесь есть две причины. Во-первых, Коммунистическая партия восстановилась как сила, выражающая ностальгические настроения трудящихся, а не их классовые интересы. Это предоставило свободу действий политическим интриганам и авантюристам. Они получили возможность отказаться от политической борьбы (которая, согласно базовому положению марксизма, всегда носит классовый характер) и заменить ее безвредной для правящего класса (а потому и полностью безопасной) социальной демагогией. Руководство КПУ и КПРФ не только не предпринимало попытки установить связь с трудящимися массами, опереться на их волю и поддержку, но и последовательно уничтожало доставшиеся ей в наследство от советской политиче-ской системы механизмы обратной связи партии и общества. Компартия отказалась от работы с профсоюзами, фактически отдав их под контроль собственников предприятий, тем самым оставив наемных работников беззащитными перед произволом работодателей. Верхушка КПУ, КПРФ свернула работу в молодежной среде, превратив комсомол в полностью подконтрольную структуру, напоминающую скорее бюро-кратическую секту, а не реальную политическую организацию. Партийная бюрократия сделала все, чтобы отвратить от КПУ и КПРФ широкие массы трудовой интеллигенции и новые, высокообразованные слои рабочего класса (программистов, инженерно-технических работников, специалистов, работающих в сфере информационных технологий). В результате коммунисты проиграли борьбу олигархическим группировкам за влияние на общественное сознание. Точнее говоря, верхушка КПУ, КПРФ эту борьбу даже не начинала и безжалостно исключала из Компартии тех, кто ее пытался вести.

Во-вторых, правящая группировка на протяжении многих лет проводила политику приручения руководителей КПУ и КПРФ по втягиванию их в различные политические коррупционные схемы, превращению в послушных исполнителей политической воли господствующего класса. Мы видим, что эта тактика увенчалась успехом: правящая группировка сумела подчинить себе верхний эшелон партийной бюрократии, создав тем самым угрозу фактического уничтожения коммунистического движения. То, что КПУ осталась в парламентской коалиции с Партией регионов, которая открыто проводила курс на ликвидацию остатков советской социальной системы и поддержку банков и корпораций за счет остального общества, дала возможность возродиться неофашизму, тотальной коррупции, свидетельствует о том, что ставленникам олигархии - Симоненко и его окружению - удалось окончательно лишить Компартию статуса самостоятельной политической силы. В результате развязана гражданская война на Донбассе и разрушена вековая дружба русских и украинцев.

Крайне негативная ситуация, сложившаяся в Компартии, полностью устраивает оппортунистов всех мастей, которые хотели бы подменить борьбу за социализм выступлениями за некоторое улучшение положения трудящихся при капиталистиче-ском строе. Однако можно с уверенностью сказать, что перед своим окончательным политическим крахом группировка П. Симоненко вступит в конфликт даже с оппортунистами, позиция которых будет казаться ей все более радикальной по мере того, как курс Партии регионов, который она прикрывает своей демагогией, будет принимать все более антисоциальный характер. Пока же сторонникам социализма противостоит единый фронт ставленников олигархии и оппортунистов так же, как в 1991 году сторонникам социализма противостояла нарождающаяся крупная буржуазия, опиравшаяся на либералов и националистов. Очевидно, что мы потерпели новое крупное поражение, которое, если мы не сумеем в скором времени исправить ситуацию, по своим последствиям для народа Украины может оказаться не менее страшным, чем катастрофа 1991 года.

Фактически вся политическая деятельность КПУ свелась к работе парламентской фракции. Для чего это нужно коррумпированной верхушке Компартии, совершенно очевидно. Отказ КПУ от реальной политической борьбы является главным условием встраивания Симоненко и его окружения в систему власти, установленную олигархией. Но это явление превращается в фактор деградации и разрушения всего социалистического движения Украины. Давайте вспомним мысль В.И. Ленина, вы-сказанную им в работе "Детская болезнь левизны в коммунизме": "Действие масс - например крупная стачка важнее парламентской деятельности всегда, а не только во время революции или при революционной ситуации". Отказавшись от какой-либо активной деятельности за пределами парламента, верхушка КПУ лишила политическую борьбу ее важнейшей составляющей - массового социального протеста. Без работы по формированию массового социального протеста, без превращения Компартии в силу, переносящую протестные требования в политическое пространство (для этого коммунистам, главным образом, и нужна парламентская трибуна), парламентская деятельность коммунистов становится спектаклем, разыгрываемым в интересах олигархии.

Коммунисты могут победить, только возглавив массовое социальное движение за свержение олигархического строя, превратив свою парламентскую фракцию в центр объединения всех политических противников олигархии, вынудив при   помощи массового протеста политических представителей мелкой и средней буржуазии выступить против олигархического строя. Заниматься политикой по правилам, установленным олигархией, - значит заранее обрекать себя на поражение. Ф. Энгельс писал, что "парламент-ский кретинизм" - это неизлечимый недуг, "несчастные жертвы которого проникаются торжественным убеждением, будто весь мир, его история и его будущее направляются и определяются большинством голосов именно того представительного учреждения, которое удостоилось чести иметь их в качестве своих членов". Мы видим, как на наших глазах эта болезнь поражает не только деятелей Компартии Украины, зависящих от Симоненко и его окружения, но и относительно здоровые силы внутри КПУ, такие же процессы происходят в КПРФ.

Нужно ясно понимать, что подавляющее большинство активистов и сторонников КПУ и КПРФ составляют приверженцы социалистических взглядов. Они остались без идейного руководства вследствие предательства группировки Симоненко и Зюганова, они сбиты с толку примиренческой демагогией оппортунистов, они искусственно загнаны в    политическое гетто и лишены общественного влияния. Но они готовы   вести борьбу за уничтожение олигархического строя и возвращение Украины и России на социалистиче-ский путь развития. Именно за их политическую поддержку, за их доверие мы и ведем борьбу с оппортунистами и ставленниками олигархии, захватившими господствующее положение в КПУ и КПРФ.

Мы не боремся против коммунистов Украины и России, мы ведем борьбу за  создание массового социалистического движения, стоящего на марксистско-ленинских принципах. Разоблачая ставленников олигархии, освобождая коммунистическое движение Украины и России от идейного влияния оппортунистов, мы формируем массовое социальное протестное движение, призванное покончить с капиталистическим строем.

Л. Грач,

доктор исторических наук, профессор, лидер

КОММУНИСТОВ РОССИИ

 в Крыму

 

 

Дополнительная информация