РУЛИ НА ВСПЛЫТИЕ!
- Подробности
- Создано 02.04.2015 10:52
- Просмотров: 1347
Поздравляем с Юбилеем Владимира Федоровича Петрова, подводника, капитана 2-го ранга, командира БЧ подводных лодок С-141, К-93 и С-97, писателя и поэта, автора романа «Всплытие» и замечательных стихотворений, честнейшего и скромнейшего человека.
Владимир Федорович испытал все тяготы службы под водой, опасности автономных плаваний и зависимость жизней сотен людей от состояния вверенной им техники и механизмов.
Пройдя суровую школу на Тихоокеанском, Северном и Черноморском флотах в составе подводных сил, он готов открывать и совершенствовать мир.
Расскажем об одном эпизоде службы, который заставляет каждого поразмыслить о глухих, тусклых и отзывчивых душах, о несправедливости и прощении.
Подводная лодка уходит под лед
29-го июля 1962 года – ровно 50 лет со дня окончания первого рейда дизель-электрической подводной лодки 629-го проекта подо льдами Северного Ледовитого океана. Отрабатывалась возможность защиты северных рубежей СССР с помощью ядерного оружия, но в этом рейде во «чреве» подлодки ракет не было, это было первое плавание подо льдами, репетиция.
Командир – Лев Шабалин, инженер-механик – Владимир Петров и команда – 87 молодых ребят-подводников.
«Обстановка была сложная, – рассказывает Владимир Федорович Петров, – забарахлил насос гидравлики, и мне пришлось около трех суток не смыкать глаз. Изза несовершенства оборудования того времени лодку относило от Новой Земли к северу, в Баренцево море.
Американцы называли такие наши лодки «беременными коровами» – у них под килем висело обширное брюхо.
Через 60 лет после окончания Великой Отечественной войны, в 2005 году, встретились советские и американские подводники. Американцы не поверили, что советская подлодка прошла у них под боком».
После наших «репетиций» без ракет и с ними был сделан вывод: дизель-электрические лодки не годятся для доставки ядерного оружия. «Уже новая ракета висела на «сносях» и готовились новые средства ее доставки. А мы радовались своему всплытию и успешному выполнению задания. Некоторых из нас представили к званию Героя Советского Союза.
– Но все закончилось по-русски в ресторане «Космос» на окраине Мурманска. Там нас стали задирать такие же молодые рыбаки-мурманчане. Ну что же, мы приняли бой и победно сражались до появления военного патруля. Затем – отделение милиции, вызов к командующему Флотом. Лёва Шабалин рассказывал, как разъяренный адмирал рвал наши представления».
А Володя Петров в день всплытия написал стихотворение о подлодке, которое стало популярной песней не только подводников страны. И поют ее в различных вариантах. Особое возмущение автора вызывает пение уродующих слова: «Под черной пилоткой стальные глаза» вместо «голубые глаза» или «Прощайте, красотки»... Какие красотки?! Нам было по 20 лет, мы были чисты в своих помыслах.
А в своей известной песне О. Газманов, к удивлению автора, присвоил его слова из другого стихотворения:
«Ордена и медали
Мы себе не искали,
Только грудь подставляли
За Россию свою»...
Многое вспомнил бывший подводник – все, чем исполнено стихотворение, что волнует каждого человека.
Владимир Федорович Петров, ветеран подводного флота России, капитан II-го ранга, Симферополь.
Рассказ В. Ф. Петрова
записала Ю. Ронгинская.
Роман «Всплытие», написанный к 100летию, В.Ф. Петров посвятил тем, кто первыми шли на хрупких стальных скорлупках под таинственный свод моря – первым русским подводникам.
Приводим отрывок из романа об особенных людях – подводниках.
Ах, как были хрупки и ненадежны эти первые ныряющие стальные скорлупки водоизмещением всего-то в 100-200 тонн. Но на них плавали особенные люди. Прежде всего, потому, что они добровольно избрали себе рисковый подводный жребий. И матросы и офицеры. Под таинственный свод моря шли энтузиасты, романтики. Поначалу романтиков были сотни. После гибели экипажа «Дельфина», в 1904 году, половина из них покинула подводный флот. Тоже добровольно. Зато остались романтики мужественные, высшей пробы. Но даже не это, пожалуй, было сутью подводников. Демократизм. Демократизм во взаимоотношениях офицеров и матросов. Немыслимый в условиях флота надводного. Ничто так не сближало людей, как подводная лодка. Одна общая судьба, впрессованная в тесную стальную оболочку, один в скромном кипарисовом окладе образ Николы Морского над глубиномером, один общий! камбуз, один (да извинят меня дамы) красной медью сияющий подводный унитаз и тридцать кубометров отравленного воздуха – по-ровну, честно, на всех членов экипажа. Фанаберия надводного золотопогонства была бы тут просто смешна и неуместна. Все были на виду друг у друга, все друг друга прекрасно знали и не то чтобы уважали в современном смысле слова, но были крепко привязаны один к другому, ибо «член экипажа подводной лодки, не пользующийся признанием и авторитетом среди офицеров и нижних чинов, — как говорилось в «Положении о прохождении службы в Подводном плавании» от 1906 года, — подлежит списанию с нее». За 13 лет существования царского подводного флота никогда никто из офицеровподводников не опозорил себя рукоприкладством.
Один экземпляр романа находится в библиотеке Президента Российской Федерации: «Благодарим Вас за книгу. Желаем Вам и Вашим близким доброго здоровья, счастья и благополучия». Другой подарен автором Л.И. Грачу со словами: «Честь имею передать в дар организации КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ КОММУНИСТЫ РОССИИ мой художественно-исторический опус о самых первых русских подводниках, которые невольно напоминают мне современных коммунистов-грачовцев». А «Рули на всплытие!» – это девиз подводников.
ПОДЛОДКА
СТОИМ МЫ БЕЗМОЛВНО
У КРОМКИ ВОДЫ.
ВОТ КОНЧИЛИСЬ ВОЛНЫ
И НАЧАЛИСЬ ЛЬДЫ.
ПОМАШЕМ ПИЛОТКОЙ,
ПРОЩАЙ, НЕБОСВОД!
ПОДВОДНАЯ ЛОДКА УХОДИТ ПОД ЛЕД.
СОЛЕНЫЙ И ЧУТОЧКУ МЯТНЫЙ
ХОЛОДНЫЙ МОРСКОЙ
ВЕТЕРОК, –
КАКОЙ ЖЕ ТЫ СЛАДКИЙ,
ПОСЛЕДНИЙ ГЛОТОК!
ПОД СИНИМИ ЛЬДАМИ
РИСКОВЫЙ МАРШРУТ.
НО ТАМ, В ДАЛЬНИХ ДАЛЯХ,
НАС ЛЮБЯТ И ЖДУТ.
У НАС ПОД НОГАМИ –
КИЛОМЕТРЫ ДО ДНА,
А НАД ГОЛОВАМИ
БЕЗМОЛВИЕ ЛЬДА.
СКОЛЬЗИТ ЛОДКА НАША,
О ЛЬДИНКИ ШУРША.
ПОД СИНЕЙ ТЕЛЬНЯШКОЙ
МОРСКАЯ ДУША.
ТРИ ДНЯ МЫ И НОЧИ ЧЕТЫРЕ
ПРОШЛИ ПОДО ЛЬДОМ
И ВО ЛЬДАХ,
ОСТАВИВ СЕБЕ СУВЕНИРЫ –
ЛЕГОНЬКИЙ СНЕЖОК НА ВИСКАХ.
ПОДВОДНАЯ ЛОДКА –
ЛИХАЯ СТЕЗЯ.
ПОД ЧЕРНОЙ ПИЛОТКОЙ
ГОЛУБЫЕ ГЛАЗА.
В. ПЕТРОВ,
5 ЧАСОВ УТРА 29 ИЮЛЯ 1962 ГОДА